Великому маэстро посвящается
Весной 2012 года мировая общественность отмечает 85-летие со дня рождения великого виолончелиста и дирижёра, выдающегося гуманиста Мстислава Ростроповича. Сразу в двух городах России – Москве и в Смоленске – стартовал III международный музыкальный фестиваль, посвящённыйМ.Л. Ростроповичу. Престижный форум, открывшись в день рождения маэстро – 27 марта, завершится ровно через месяц, 27 апреля, в пятую годовщину его ухода из жизни.
Первым мемориальным событием фестиваля стало открытие памятника Ростроповичу в центре столицы: в сквере на пересечении Брюсова и Елисеевского переулков, недалеко от дома, где маэстро жил с супругой, известной оперной певицей Галиной Вишневской и дочерьми Ольгой и Еленой. Монумент воздвигнут по инициативе правительства Москвы при поддержке Министерства культуры России. Реалистичный образ играющего на виолончели Ростроповича воплотили в бронзе и граните скульптор, народный художник России Александр Рукавишников, создавший в своё время памятник земляку смолян Юрию Никулину у Цирка на Цветном бульваре, и заслуженный архитектор России Игорь Воскресенский.
В этот же день, 27 марта, на торжественном открытии фестиваля в Большом зале консерватории прозвучала опера «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича. По словам дочери маэстро Ольги Мстиславовны, которая является художественным руководителем фестиваля, самым лучшим подарком для отца была «хорошая музыка в замечательном исполнении». Фестиваль обретает особый масштаб, в нём принимают участие семь оркестров, 29 солистов из десяти стран мира, три хора и великолепный джазовый коллектив The Dizzy Gillespie All-Star Big Band.
Памятные концерты проходят в тех городах, которые связаны с жизнью и творческой биографией Ростроповича: в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Саратове, Оренбурге, Воронеже, а также в Швейцарии, Германии, Италии, Франции, Великобритании, США. Интересно, что последние юбилеи Ростроповича отмечались на государственном уровне: 70-летие – в Елисейском дворце в Париже, 75-летие – в Букингемском дворце по инициативе английской королевы Елизаветы II, 80-летие – в Московском Кремле. А в музее музыкальной культуры имени Глинки открывается выставка «Ростропович – Вишневская. Судьбы скрещенья». Там выставлены личные вещи, семейные реликвии, архивные документы, награды артистов, ноты, одна из виолончелей маэстро. Ожидается, что в завершающий день фестиваля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужит по Мстиславу Ростроповичу панихиду в храме Христа Спасителя.
Смоленская нота
Гармоничная, цельная международная программа, прошедшая в большом зале Смоленской областной филармонии, внесла в музыкальную палитру фестиваля свои неповторимые краски. В день рождения маэстро для смолян играли лауреат XIV международного конкурса им. П.И. Чайковского (2011), победитель одного из конкурсов Ростроповича в Париже Умберто Клеричи (виолончель, Италия) и заслуженный артист России, доктор искусствоведения Михаил Аркадьев (фортепиано). Кстати, Аркадьев уже бывал в Смоленске как концертмейстер знаменитого баритона Дмитрия Хворостовского.
Несомненной удачей вечера было вдохновенное вступительное слово музыковеда Татьяны Васильевой. В первом отделении виртуозы исполнили произведения, отлично раскрывшие яркий темперамент молодого итальянского маэстро. Слушатели с первых тактов были захвачены несравненной лёгкостью, живым человеческим теплом и тонкой выразительностью исполнения «Романса» и «Интермеццо» итальянского композитора Джузеппе Мартуччи (1856-1909). Изысканная красота и небывалый колорит звучания «Сонаты» Франца Шуберта для арпеджионе и фортепиано покорили зал. Сконструированный в 1823 году венским мастером Иоганном Штауфером музыкальный инструмент арпеджионе (итал. arpeggione, иначе гитара-виолончель, или гитара любви) близок виолончели по размеру и способу звукоизвлечения. Однако уже спустя десятилетие после своего изобретения инструмент был почти забыт. «Сонату» Шуберта стали исполнять на виолончели или альте, а слово «Арпеджионе» стало фигурировать в качестве её названия.
Во втором отделении прозвучала «Соната для виолончели и фортепиано» Дмитрия Шостаковича, опус 40. В этом динамичном произведении сконцентрирована вся безудержная энергия композитора. За выразительность и экспрессию сонату ре-минор очень любил исполнять сам Ростропович. Смоляне устроили артистам долгую овацию.
После концерта исполнители пообщались с журналистами и ответили на вопрос:
– Приходилось ли вам лично встречаться с Мстиславом Ростроповичем?
Михаил Аркадьев:
– Мы с ним пересекались на двух фестивалях. Один из них – фестиваль Олега Кагана. Первый день фестиваля был полностью отдан Ростроповичу. И в человеческом плане, и в профессиональном это была просто гипнотическая личность.
Умберто Клеричи:
– Пообщаться с маэстро мне посчастливилось дважды, только, к сожалению, не удалось помузицировать вместе. В то время он уже больше занимался дирижированием, а не виолончелью. Технически я принадлежу к CD-поколению. И, конечно, у Ростроповича при его колоссальном репертуаре была масса записей. На них, без преувеличения, воспитаны все более-менее значимые виолончелисты мира. Я постоянно слушал его компакт-диски. Всегда было ощущение творческой близости к маэстро. А ещё я хочу поблагодарить за чуткость и мастерство замечательного пианиста Михаила Аркадьева. У нас было мало репетиций, мы впервые встретились только вчера. Но когда играешь с равным себе по возможностям и пониманию музыки партнёром, всё получается как надо. Поэтому от смоленского концерта мы оба получили огромное удовольствие.
Умберто Клеричи также рассказал, как к нему попала уникальная виолончель работы ученика Страдивари – туринского мастера Джованни Гуаданини, принадлежавшая раньше известному итальянскому виолончелисту Антонио Янигро. Но это очень длинная история.
Папа римский Павел VI сказал Мстиславу Ростроповичу и Галине Вишневской на торжественном приёме в Ватикане: «Есть большая лестница между небом и землёй, между Богом и человеком. Вы стоите уже на её середине. И теперь у вас только одна проблема в жизни: перед тем, как решиться на какой-то важный поступок, подумайте – это будет шагом вверх или вниз...».
Солнечный Слава, как называл Мстислава Ростроповича писатель Александр Солженицын, поделился когда-то этим мудрым высказыванием со своими коллегами, студентами и журналистами. Без сомнения, шагами вверх можно назвать фестивальную программу концерта, с огромным успехом прошедшего в день рождения знаменитого маэстро на сцене Смоленской филармонии, и удивительной красоты афишу.