Всё как-то переплетается
Культура

Всё как-то переплетается

23 мая 2021 года в 13:01

15 и 16 мая на сцене драматического театра прошли концерты театра «Молодой балет» Дворца творчества детей и молодёжи. Художественный руководитель коллектива – балетмейстер-постановщик Смоленского государственного академического драматического театра им. А.С. Грибоедова Елена Ивановна Егорова в этом году отмечает 35-летие творческой деятельности, а «Молодому балету» осенью исполнится 30.

Вспоминая о том, как всё начиналось, Елена Ивановна рассказывает:

«Название «Молодой балет» нам предложил бывший директор театра драмы Юрий Бабин. Почему «молодой»? Потому что у нас занимаются только дети и молодёжь – наше «завтра» танцевального искусства.

С детьми работать и проще, и сложнее. Очень красиво с детьми работала основательница театра балета в Смоленске Ирина Константиновна Джаврова. Она не разбирала постановки, а просто говорила: «Этот номер мне очень нравится»… И дети понимали, к чему стремиться, что является для неё эталоном. Удивительная женщина! Она всегда щедро делилась знаниями, интеллигентность у неё проявлялась во всем. Когда она ушла с преподавательской работы, мы поняли, насколько в нашем деле всё непросто…

С детьми я могу поэкспериментировать, отложить или переделать номер. В театре с артистами надо быть более собранной, профессионально жесткой. В театре мне нравятся актёрские задачи, которые необходимо решить в том числе и языком танца. Движения должны сопровождаться определённым внутренним состоянием. Я и детей пытаюсь приучить не только танцевать, но и играть.

Самое ценное, на мой взгляд, что ребята у нас занимаются долго. Они ставят перед собой всё более трудные задачи, стараются их выполнить и достигают успехов. Иногда даже больших… Это две взаимодополняющие работы – с профессиональными артистами и с детьми. Всё как-то переплетается...»

Увлеченность делом

Балет стал содержанием жизни Елены Егоровой с детства, точнее, с момента знакомства в 1969 году с заслуженным работником культуры РСФСР Ириной Константиновной Джавровой – ученицей легендарной А.Я. Вагановой. Джаврова в то время руководила созданным ею же Народным театром балета при Доме учителя (ныне – Дом работников просвещения).

После школы Елена Ивановна, ни на секунду не усомнившись в правильности своего выбора, поступила на хореографический факультет Ленинградского института культуры (класс Р.Ю. Вагабова и Б.Я. Брегвадзе), окончив который и отработав по распределению в Ленинградской области, в 1983 году вернулась в родной Смоленск.

Она вела занятия по хореографии в Смоленском училище культуры (впоследствии – колледже и институте искусств), её приглашали на разовые постановки в Смоленский драматический театр, Камерный и Театр кукол.

Одобряя стремление своей ученицы создавать оригинальные хореографические произведения, Ирина Константиновна позволила ей работать со своим коллективом параллельно собственным занятиям. Настоящий педагог, она умела радоваться успехам молодых, ценила их подвижничество и умение трудиться не щадя сил во имя искусства.

Работоспособность Егоровой, её увлечённость делом, музыкальность, художественный вкус, душевная открытость и светлое восприятие жизни, а главное – неистощимость на выдумку в области пластических форм поражают и вызывают восхищение.

«Многонаселенные» композиции

Театр «Молодой балет» Дворца творчества детей и молодёжи в Смоленске родился в революционном 1991 году. У истоков его создания кроме Елены Егоровой стояли балетмейстеры-репетиторы Виктор Смольяков и Инна Ефимова – также ученики И.К. Джавровой. В том же году в качестве балетмейстера-постановщика Егорова была приглашена в штат Смоленского экспериментального театра драмы (так с осени 1991 по 1999 год назывался театр им. А.С. Грибоедова), тогдашний главный режиссёр которого Пётр Дмитриевич Шумейко ратовал за создание в Смоленске синтетического театра, где наряду с драмой в репертуаре были бы музыкальные и пластические спектакли.

Отчётные концерты «Молодого балета» ежегодно проходят на большой сцене театра драмы, которая благодаря своим размерам идеально подходит для балетных представлений. При составлении программы вечеров учитывается, что в зале присутствуют родители юных балерин и танцовщиков, которым хочется увидеть своих детей на сцене. Поэтому к итоговому концерту обязательно готовят несколько, как говорят в театре, «многонаселённых» композиций. Думаю, поклонники «Молодого балета» помнят и живописный танец-игру «Болтушки» (музыка С. Гутеева), и «Летний дождик» (музыка И. Штрауса) с чудесными голубыми зонтиками, и полный щемящей искренности танец «Первое слово» (музыка Б. Жерара) в исполнении младшей и средней группы. А также композицию «Фруктовый десерт» (музыка Е. Крылатова), которая заканчивалась искусным трюком, когда из огромного торта, как из сказочного цветка, появлялась крошечная девочка.

В юбилейном, посвященном 30-летию театра концерте самыми «многонаселёнными» были нежная, словно бы написанная акварелью «Лесная грёза» и экспрессивные «Мухоморчики» в исполнении средней группы, а также забавный танец пингвинят «На льдине» на музыку Л. Делиба и живописные «Бусинки», исполненные артистами постарше. Восхищают вкус, чувство меры, такт постановщика, искренность и естественность юных балерин и танцовщиков.

Во всём, за что берётся Елена Егорова, для неё наряду с внешней красотой всегда важна содержательная и воспитательная составляющая. Первое отделение юбилейного отчётного концерта завершилось спектаклем «Кошкин дом», поставленным на музыку Д. Шостаковича по одноименной сказке С.Я. Маршака. В балете участвовали артисты всех возрастных групп. Особенно трогательными были самые маленькие, изображавшие сироток-котят, которых Кот Василий (Павел Толмачёв), оберегая статус обожаемой им хозяйки, метлой гонит со двора. А они-то надеются, что их Кошка пригласит их на свой праздник…

Благодаря тому, что сюжет сказки в переложении С.Я. Маршака хорошо известен, зрители могли оценить юмор, с которым балетмейстеру удалось передать в пластике все перипетии внутрисемейных взаимоотношений у Курицы с Петухом, соперничество Козы и Козла, а также подчеркнуть снобизм феминистки-Свиньи. И всё это в сочетании со свойственными этим животным особенностями внешнего поведения.

Остроумно и красиво решены сцены пожара и его тушения. Виртуозный танец «Огонь» (солистка Полина Скляр) был исполнен на фоне живописных листов с изображением объятого языками пламени дома, по цвету перекликающимися с костюмами танцовщиц. Затем после прохода бравых пожарных рядом с «Огнём» танцевала ещё и группа «Вода» (солистка А. Ермакова) в бело-голубом.

Роль Кошки блистательно исполнила солистка «Молодого балета» Анастасия Чумакова – одна из взрослых артисток театра, которых в «Молодом балете» в настоящее время не так уж и много.

Все солистки участвовали в классическом репертуаре и показали большое мастерство. Это и вариация из балета «Дочь Фараона» Ц. Пуни в исполнении Анастасии Чумаковой, и русский танец из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского в исполнении Натальи Клеменовой, и вариация из балета «Жизель» А. Адана в исполнении Татьяны Черенковой и другие. К слову, костюмы для артистов на протяжении многих лет придумывает и шьёт своими руками беззаветно влюбленная в искусство балета мама одной из теперь уже бывших солисток – Наталья Борисовна Агеева, преданный и неутомимый союзник.

Юбилейная программа

Каждый год Елена Ивановна Егорова к весенним итоговым концертам готовит что-то новое, а также восстанавливает и творчески переосмысливает уже знакомые и полюбившиеся публике танцы с подросшими и повзрослевшими исполнителями.

Несколько ярких номеров из репертуара знаменитого в конце 90-х годов солиста «Молодого балета» Дмитрия Казакова в своё время исполнял артист Олег Кудрявцев, который теперь ежегодно ведёт концерты «Молодого балета». А яркий, зажигательный танец аргентинских пастухов «Гаучо», который в 90-е годы танцевали Дмитрий Казаков, Андрей Витченко и заслуженный артист РФ Анатолий Полозенко, несколько раз уходил и вновь возвращался в репертуар театра. В 2008 году это произошло благодаря Алексею Ноздрачёву и девушкам: солисткам Валерии Агеевой и Марии Васильевой. И хотя «Гаучо» – мужской танец, и балерины, несмотря на мужские костюмы, служили как бы фоном, учитывая талант и актёрское обаяние Алексея Ноздрачёва, эксперимент, безусловно, удался. Ещё через четыре года «Гаучо» исполнили подросшие солисты Артём Сидоров, Арсений Кузнецов и Елисей Прощенков. А в этом году на юбилейном концерте этот очень непростой по пластике танец исполнили совсем юные танцовщики Макар Михляев, Тимофей Ноздрин и Вадим Романенко. Или взять, к примеру, «Мистерию», которую первыми исполнили Дмитрий и Елена Казаковы. Было это ещё в середине 90-х годов. А 15 и 16 мая 2021 года зрители увидели «Мистерию» в интерпретации дипломантов конкурса «Турнир талантов» Инны Морозовой и Вадима Юхты.

Открытием 2021 года стала восьмилетняя Милана, дочь Дмитрия Казакова. Она исполнила сольный танец «Мимолётность» и выступила как солистка в хореографической зарисовке «Тореадоры».

Вошли в юбилейную программу и номера, с которыми «Молодой балет» в марте 2021 года принимал участие в Международном конкурсе «Турнир талантов» в Нижнем Новгороде. Это вальс из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского и танец из балета «Баядерка» Л. Минкуса в исполнении группы солисток, упомянутая уже «Мистерия» и дуэт графинь Вишен из балета «Чиполлино» в исполнении Инны Морозовой и Елизаветы Пономаренко.

В юбилей, думаю, уместно напомнить о главных достижениях прежних лет, которыми по праву гордится театр «Молодой балет».

В 2002 году ученики Егоровой Никита Бабарин и Елена Антонова были признаны лучшим дуэтом Всероссийского фестиваля классического танца «Душой исполненный полёт».

В 2004 году на V Всероссийском фестивале детских любительских музыкальных театров «Синяя птица», собравшем в Москве на сцене Государственного детского музыкального театра им. Н.И. Сац десять балетных и восемь оперных детских коллективов со всей России, Гран-при был удостоен балет Елены Егоровой «Гадкий утёнок».

В 2015 году в Хельсинки на V Международном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Скандинавские открытия», в котором принимали участие творческие коллективы из разных городов России, Азии и Европы, «Молодой балет» также получил Гран-при. На конкурс были представлены экспрессивные по замыслу и воплощению групповые танцевальные зарисовки: «Вальс» на музыку М.И. Глинки и «Мираж» на музыку Р. Дюпере. А так как хореография также отличалась оригинальностью, жюри присудило диплом «Лучшего балетмейстера» руководителю театра «Молодой балет» Елене Ивановне Егоровой.

В 2018 году коллектив стал обладателем Национальной премии в области культуры и искусства «Будущее России».

Фото из личного архива автора

Светлана Романенко

В смоленском Теремке состоялся фестиваль «Наследие Тенишевых: сохранение и возрождение»
В смоленской «Хмелите» отметили Всероссийский Грибоедовский праздник