Искусство массового потребления
В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка печатной графики «Поп-арт». Экспозиция, по сути, представляет почти энциклопедический материал, где на примерах жизнеописания и вольных копий работ художников даётся представление об этом направлении в искусстве. Интересно, что среди персоналий много имён, практически не известных в России. Хотя основная часть выставочной площади посвящена всё же художникам, чьё творчество узнаваемо и у нас: Энди Уорхол, Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Ричард Райан, Бэнкси…
Родом из Англии
– Эту выставку организовала санкт-петербургская компания «Арт-центр», – говорит куратор выставки Лилия КАЛИНОВА. – Мы сотрудничаем с ними достаточно долго, и каждый раз они не разочаровывают нас. Информационно здесь представлены три больших раздела истории поп-арта: начало движения, пик популярности и современные последователи.
Считается, что поп-арт родился в Англии в 50-е годы прошлого века как реакция отрицания абстрактного экспрессионизма. Хотя многие искусствоведы полагают, что его корни уходят гораздо глубже. Как минимум лет на тридцать. Они называют поп-арт прямым потомком дадаизма – нигилистического художественного движения 20-х годов.
Да и само название «поп-арт» – тоже придумка искусствоведов. Кто первый ввёл его в употребление – вопрос спорный. Однако сами художники, творившие в этой манере, не причисляли себя ни к каким направлениям, считая, что просто ищут новые средства для самовыражения в творчестве.
Одним из основоположников поп-арта стал британец с итальянскими корнями Эдуардо Паолоцци. В его коллаже 1947 года «Я была игрушкой богача» в облачке белого дыма, вырывающегося из дула пистолета, привлекали внимание ярко-красные буквы «ПОП!», передающие звук выстрела.
«Считается, что это было первым использованием слова «поп» в контексте произведения искусства, – пишут искусствоведы. – И, учитывая сюжет, сам коллаж можно назвать первым образцом поп-арта. А его автор Эдуардо Паолоцци стал первым, кто пытался сказать, что вырезки из журналов и бутылки с газировкой имеют такое же право называться произведением искусства, как картины маслом, выставленные в музеях».
Позже, в 1952 году, Эдуардо Паолоцци станет одним из основателей лондонской «IndependentGroup» («Группы независимых»), которая считается предвестником британского поп-арта. Она объединила молодых художников, скульпторов, архитекторов, писателей и критиков, которые бросали вызов традиционным взглядам на изобразительное искусство. Они с энтузиазмом обратились к массовой культуре, новым технологиям, к столкновению высокого и низкого, старого и нового, к деструкции как творческому методу.
Коллажи и комиксы
Однако наибольшее признание поп-арт получил в США в 60-е годы. Там же в декабре 1962 года термин «поп-арт» был официально введён в употребление. Поводом к этому стал «Симпозиум по поп-арту», организованный Нью-Йоркским музеем современного искусства.
– Американскую арт-сцену поделили между собой такие художники, как Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Роберт Индиана и другие, – продолжает Лилия Калинова. – В своём творчестве они не только использовали традиционные холст и масло, но и осваивали трафаретную печать, создавали масштабные инсталляции, скульптуры, аппликации и коллажи. Причём делали это в индивидуальной для каждого манере.
Роберт Раушенберг в качестве собственного творческого языка выбрал коллаж, изобретя новый способ его производства: комбинирование масляной живописи с фотографической шелкографией. Это позволяло ему экспериментировать с любыми изображениями, позаимствованными из газет и журналов, воспроизводя их в любом размере и цвете в качестве элемента на холсте. Такие мультимедийные сборки сам художник называл «объединениями», считая, что они должны выглядеть «как минимум такими же интересными, как что угодно, происходящее за окном».
– Вообще, Раушенберг всегда любил экспериментировать с живописью. Известна, например, такая история, произошедшая задолго до всеобщего увлечения американцев поп-артом. Художник часто бродил по Бруклину, разыскивая материалы для своих работ. И вот в одной из витрин он увидел чучело козы, которое так ему понравилось, что со временем он его выкупил и доставил в студию, чтобы сделать из него произведение искусства. Однако все попытки гармонично соединить козу и холст ни к чему не привели: то и другое существовали отдельно. А потом Раушенберг принёс из гаража старую шину и, поместив в неё чучело козы, понял, что это именно то, чего он добивался. В дополнение он сделал постамент из всякого хлама и выставил своё произведение в галерее. Зрители были шокированы увиденным, зато имя художника стало известно всем.
Рой Лихтенштейн тоже изобрёл собственное направление в рамках поп-арта. Оно основывалось на визуальных образах, взятых из комиксов. Это был стиль с жёстко фиксированным форматом: толстые контуры, яркие цвета и ясно различимые точки Бен-Дея – как будто работа создана путём репродукции.
– Сам Лихтенштейн писал, что хочет быть не художником, а печатной машинкой. Мне кажется, в этих словах выражена вся суть поп-арта – движения, которое искало абсолютной обезличенности, массовости и тиражирования произведений искусства.
Иконостас Уорхола
И всё-таки самая известная фигура поп-арта – это, пожалуй, Энди Уорхол. Его без преувеличения можно назвать лицом американской поп-культуры, поскольку он возвёл её образы в статус музейного искусства.
В своих работах художник использовал второсортные изображения знаменитых персон и потребительских продуктов, которые, по его мнению, обладали некой «внутренней банальностью». Причём подход Уорхола к сюжету всегда был одинаков – вне зависимости от того, шла речь о знаменитости или о банках супа. «Я думаю, что все картины должны быть одинакового размера и цвета, чтобы они были взаимозаменяемыми», – заявлял он.
– В своих работах Уорхол показал, что товаром в обществе потребления можно сделать всё. Он пытался вывести поп-арт за пределы искусства, сделав его образом жизни. А наладив фабричное производство собственных работ, Уорхол не просто обезличил искусство – он сделал из него конвейер.
Энди Уорхол одним из первых применил трафаретную печать как метод для создания картин. Причём в ранних работах он использовал собственные, нарисованные от руки изображения. Чуть позже он с помощью проектора транслировал на холст уже фотографии и вручную обводил изображения. А потом организовал целое производство под названием «Фабрика», где его идеи технически воплощали уже нанятые рабочие, выпуская до 80 печатных произведений в день.
Уорхол культивировал собственный образ в качестве бизнес-модели, неотделимой от его творчества. Он говорил: «Я начинал как коммерческий художник и хочу закончить в качестве художника-бизнесмена. Быть успешным в бизнесе – самый захватывающий вид искусства...»
Главный вопрос
– На выставке представлена информация о художниках, которые развивали саму идею поп-арта задолго до Уорхола. К сожалению, их имена в нашей стране неизвестны массовому зрителю, хотя в Америке они считаются классиками. У нас даже нет никакой информации о них на русском языке, так что основная часть экспозиции построена на переводах текстов из иноязычных источников.
В экспозиционном пространстве организована фотозона – для любителей тиражировать собственные изображения. Она тоже оформлена в стиле поп-арт в чёрно-бело-красных тонах.
– Сейчас поп-арт обрёл второе дыхание. Среди современных художников, обращающихся к его мотивам, – Ричард Райан и Бэнкси. По всему миру организуются сборные выставки и ретроспективы Лихтенштейна, Уорхола, Индианы. Работы этих художников соревнуются с наследием старых мастеров на мировых аукционах и нередко бьют все рекорды. Хотя одной из главных идей поп-арта было стремление отойти от элитарности в искусстве, сделав его массовым и доступным.
Кстати, вопрос о том, считать ли поп-арт искусством, остаётся открытым до сих пор. И каждый сможет найти свой ответ, посмотрев экспозицию. Выставка будет работать до 13 июня…
Фото: КВЦ имени Тенишевых
Ольга Суркова