«Система» – это целая культура
Культура

«Система» – это целая культура

3 апреля 2021 года в 13:22

Кто сегодня, занимающийся театральным искусством, не знает о системе К.С. Станиславского?! Для одних это «выдающаяся сценическая доктрина»; для других – «terraincognita, ожидающая своего Колумба»; кто-то получает в Голливуде награды за освоение системы Станиславского; кто-то считает её «позавчерашним днём»… В этом году детищу реформатора русской сцены исполняется 110 лет: в 1911 году началось внедрение в Художественном театре системы К.С. Станиславского.

Сам Константин Сергеевич, всю жизнь занимавшийся её созданием, писал, что никакой системы нет. Есть природа. А заботой режиссёра и актёра Станиславского было «как можно ближе подойти к тому, что называется «системой», к созданию «жизни человеческого духа». Он – один из основателей Московского Художественного театра – не переносил сценическую ложь, потому искал пути защиты от неё, стремясь научить актёров «входить в образ», при этом оставаясь «самим собой». «Только знать «систему» – мало, – писал Станиславский. – Надо уметь и мочь… Для этого необходима ежедневная, постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической карьеры… «Система» не поваренная книга. Понадобилось такое-то блюдо, посмотрел оглавление, открыл страницу – и готово. Нет, «система» – это целая культура, на которой надо расти и воспитываться долгие годы. Её нельзя вызубрить, её можно усвоить, впитать в себя так, чтобы она вошла в плоть и кровь артиста, стала его второй натурой, слилась с ним органически однажды и навсегда, переродила его для сцены».

Каждый студент театрального вуза – будущий актёр – на практике познаёт законы, которым подчиняется органическая природа человека, через себя пропускает метод актёрской работы, позволяющий создавать образ роли, раскрывая в ней «жизнь человеческого духа», естественно воплощая её в художественной форме.

Что же такое «система К.С. Станиславского»? О первых шагах в её постижении, трудностях, огорчениях и маленьких радостях рассказывают фрагменты творческого дневника первокурсника Школы-студии МХАТ, будущего заслуженного артиста России Николая Сергеевича Коншина. Он учился у корифеев русской сцены, прославленных мастеров Художественного театра, чьи руки помнили рукопожатие самого Константина Сергеевича Станиславского…

Творческий дневник первокурсника Школы-студии МХАТ Николая Коншина

1972 год

6 сентября. Сегодня я начинаю записывать то, что говорят нам на «Мастерстве актёра» наши мастера: П.В. Массальский, И.М. Тарханов, А.М. Комолова, В.А. Пешкин. Позже над отрывками с нами будет работать А.К. Тарасова.

Как важно актёру внимание (не бессмысленное, а связанное с ролью).

Было замечено также то, как сказывается на человеке, вернее, на исполнении им роли, внутренний мир, богатство его, эмоциональная память, широта мировоззрения.

9 сентября. Сегодня Павел Владимирович, очевидно, ещё более разочаровался в нас. Начали мы с упражнений на внимание и выполнили их отвратительно. Делая «машинки» (упр. «печатная машинка», где каждый из участников в определённом слове или предложении ударяет в ладоши, отстукивая букву алфавита), сбивались и не могли собраться lt;…gt;. Иван Михайлович говорил много о чувстве товарищества, объединения, что это необходимо при создании хорошего ансамбля lt;…gt;.

12 сентября. lt;…gt; Много говорилось о том, что не доходит до нас осознание того, где мы учимся. lt;…gt; И что было самого примечательного и действующего на этом занятии – это беседа об интеллигентности человека. В.А. Пешкин прочитал замечательное письмо Чехова его брату Николаю, где пишет он об интеллигентности, таланте. Не стоит пересказывать содержание этого письма, лучше отослать к первоисточнику. Иван Михайлович Тарханов говорил, что театр воспитывает и учит, поэтому он требует интеллигентных людей. Да всё это я описываю так примитивно. lt;…gt; Как жаль, что КПД этих занятий так мал, что так слаб резонанс в сердцах наших того, о чём нам говорят, что передают нам.

13 сентября. lt;…gt; Самым важным на этих занятиях был рассказ, да и не рассказ совсем, П.В. Массальского и В.А. Пешкина о том, как избежать обывательского в искусстве. О том, чем отличаются вИдение обывателя от вИдения художника. Художник должен уметь постоянно удивляться всему, уметь видеть что-то особенное в обычном. Он непременно должен фантазировать. Он должен видеть то, о чём говорит он или другие. Должен вносить, вкладывать в это свои чувства.

Мастера просили завести нас книжечки, куда бы мы записывали то, что нас взволновало.

14 сентября. Каждое занятие оставляет очень сильное впечатление. П.В. говорил о том, как важно увидеть внутренним зрением то, о чём говоришь. И тогда увидят это и другие. Как важно внимание для более точного воспроизведения виденного. Играя кого-нибудь, я должен знать о нём всё: как он ест, спит, пишет, ходит, смеётся и т. д. Без этого не получится образа в полном смысле этого слова. П.В. говорил, что очень важное, важнейшее значение имеет сосредоточенность на роли. И это помогает сделать опять-таки внимание. lt;…gt; П.В. интересно говорил о том, какую важную роль играет фундамент, который сейчас в нас закладывается. Не будет прочного фундамента, ничего актёр существенного не создаст.

21 сентября. А.М. Комолова и И.М. Тарханов говорили о «собеседнике» (примитивно выражаясь) при произнесении монолога lt;…gt;. «Собеседником» является прожитая жизнь, разные её этапы и промежутки.

А.М. и И.М. сделали лирическое отступление – о старом и будущем здании МХАТа. Говорили, что трудно будет вдохнуть тот дух, который был в старом МХАТе.

25 сентября. lt;…gt; Был И.М. очень озабочен тем, что у нас упал интерес к упражнениям, которые мы проделываем вот уже месяц. Говорил, что мы перестали видеть за этими упражнениями их смысл. Если школьник не усвоит грамматику сначала, он будет писать безграмотно всю жизнь. Так и с актёром: если он не усвоит сейчас, казалось бы, простейших упражнений на внимание, реакцию, темпо-ритм и пр., то уже не усвоит их никогда.

28 сентября. Сегодня занятия вела одна А.М. Занимались различными упражнениями. Проделывали этюд с предполагаемой собакой. Я ужасно наиграл. Боюсь, что на большее не способен. Я стесняюсь сам себя – это ужасно.

6 октября. Проделывали «машинку» – диктант, состоящий из комплекса различных упражнений: «восьмёрка», ходьба со стульями и др. Ещё мы должны были поставить стулья в круг и в это время вспомнить пять картин Репина. Это делалось для тренировки раздвоения внимания. Затем проделывали различные манипуляции со стульями и в это же время должны были незаметно передать бумажку. И.М. опять напомнил нам, что к этому мы должны относиться как к искусству, а не как к упражнению ради упражнения.

10 октября. lt;…gt; Занимались действиями с воображаемыми предметами. Я показывал чистку ботинок, и очень неудачно. Торопился, был невнимательным. Это было очень неприятно.

19 октября. lt;…gt; Начали сразу с действий с воображаемыми предметами. А.М. опять обратила наше внимание на сосредоточенность действий. Я на ходу придумал этюд с шахматами и провалился с ним. Сам-то он неподходящий, да и сделан тяп-ляп. Что же это такое? Или уж я не способен к этому? Нет, я соберу всю свою волю и не дам себе размягчиться. Если это произойдёт, то я погиб. lt;…gt; Жизнь должна превратиться в стремительный, неукротимый бег. Каждый день должен давать более вчерашнего! lt;…gt; Каждый день должен давать открытие мира, я должен забыть слова «не хочу», «не могу». У меня есть слова «надо», «могу». Мне нужно возвысить содержание внутреннее до моих духовных требований. lt;…gt; Но я не должен забывать юмор, ибо он уличает человека в глупости. Я не должен стесняться самого себя lt;…gt;. Я не должен давать отдых уму. Я должен победить себя самого.

26 октября. Сегодня начали разговор об этюдах и первые пробы. И.М. ещё раз повторил и напомнил нам о том, что мы – художники, что поэтому во всём должны замечать нечто необычное, художественное.

1 ноября. Всё занятие было посвящено этюдам. Что требовал И.М.: события и конкретного выражения отношения к этому событию, значимости события и, самое главное, логики события. Если действовать жизненно, логически верно, то в идеале конец этюда должен быть сделан подсознательно. Не нужно показывать свои действия – нужно действовать, и опять же – не важно «как», а важно – «что» и «зачем». lt;…gt;

10 ноября. Сегодня занимались только этюдами. lt;…gt; И.М. упорно требует отобранности и конкретности в этюдах. lt;…gt; Только конкретные события рождают чувства. А так без этого показывать чувства невозможно. Вообще, нельзя что-либо демонстрировать. ТИМ (Тарханов Иван Михайлович) помогал нам и направлял наши мысли на разработку и отбор в этюде.

13 ноября. Опять разбирали этюды. ТИМ много говорил о том, что должен присутствовать вкус в этюде, нельзя выносить на сцену вещи, которые не очень-то этичны и в жизни. Разбирался этюд К., он остановился на нелогичной связи действий. И самое важное, о чём говорил ТИМ, – это о т. н. изображении настроения. Никогда без действия не может быть настроения. Настроение всегда находит выражение в действии.

Опять и опять ТИМ твердил об огромном значении дисциплины. Рассказывал, что В.И. Немирович-Данченко не пускал на репетиции опоздавших артистов.

15 ноября. П.В. продолжил работу над этюдами. Он прежде всего требовал события и простоты в этюде, говоря, что не стоит перепрыгивать через несколько ступенек, предлагал различные интересные концовки для этюдов, которые бы, по его мнению, обостряли события.

29 ноября. lt;…gt; ТИМ говорил, что необходимо каждый этюд репетировать, дабы все совершаемые действия вошли в твою органику. Он требовал оправдания каждого жеста, взгляда и т. п. – без всего этого получается схема-обозначение. Без этого умирает и искусство сцены. В процессе таких упражнений должно рождаться живое, ибо каждый занимается делом и выполняет конкретную задачу. lt;…gt;

2 декабря. lt;…gt; Сегодня ТИМ занимался с нами одними этюдами lt;…gt;. Он старался помочь нам построить логику поведения lt;…gt;. Очень требовал точные и конкретные действия. Предлагал детали, более обострённые конфликты, события. Кто-то задал вопрос об игре образа, и вот что ответил ТИМ. В образе нужно прежде всего искать себя, свои черты. Для того чтобы было больше их, актёр должен быть духовно, жизненно богаче. Прежде всего сейчас нужно себя ставить в предлагаемые обстоятельства.lt;…gt; ТИМ призывал нас упорно трудиться, не теряя ни минуты, т. к. сейчас в нас закладываются азы, первоосновы, которые необходимы для дальнейшего роста мастерства. И каждый теперешний пропуск возведётся в квадрат в будущем. Работа, работа и ещё раз работа. ТИМ рассказывал, какое они встретили отношение к К.С. Станиславскому и к МХАТу за рубежом. Там Константин Сергеевич – всё. Знают его там подчас лучше, чем у нас.

22 декабря. Сегодня ТИМ работал с нами над этюдами lt;…gt;. Я показал этюд «В ресторане» и не получил особых замечаний. ТИМ предложил только концовку несколько другую и более интересную. Сегодня, как никогда, ощущалась какая-то творческая атмосфера.

1973 год

2 января. После просмотра этюдов П.В. говорил, что не нужно брать сложные этюды. Нужно прежде изучить букварь, а затем и заниматься серьёзными книгами. Он требовал чёткого представления предлагаемых обстоятельств и задачи. Значимость события ставил на одно из первых мест.

4 января (утро). Прорепетировали наши выходы на зачёте. ПВМ требовал определить точно событие, и цель, и оценку того, что произошло в этюдах.

4 января (вечер). Подготовили зал. Все обязанности были распределены.

6 января. Сегодня проходил зачёт. Было много публики и все мастера, ректор и т. д. Перед этим срепетировали ещё раз выход. Показали 21 этюд. Я показал этюд «Встреча в ресторане». После него все смеялись. Всем поставили «зачёт». Я был на седьмом небе. Зал смеялся, когда я произнёс: «“Наблюдение и внимательное отношение к естественным явлениям порядили [вместо породили] искусство”. Цицерон». Итак, всё впереди.

14 февраля. lt;…gt; Павел Владимирович начал спрашивать, почему мы пошли в актёры. Все молчали. Я сказал, что чувствую, что на этом пути смогу сделать более всего и что испытываю просто бессознательное влечение к этому lt;…gt;.

20 марта. Сегодня оглашались итоги производственного совещания по нашему курсу. Прежде П.В. сказал о скудости нашей фантазии и серости нашей. О том, что мы – единый коллектив и каждый очень зависит от другого lt;…gt;. Затем ТИМ начал говорить о каждом отдельно. Мне сказали, что по теоретическим дисциплинам всё хорошо. По танцу и сценречи отмечены сдвиги. По мастерству отмечена инициатива, но и робость, ошибки. Впечатление неплохое. Я был рад.

22 марта. П.В. начал с упражнений. Здесь он требовал точного вИдения того, о чём говоришь, только тогда это упражнение будет иметь смысл. Затем фантазировали на тему, заданную П.В., причём он требовал логики в фантазии, а не набора слов на тему lt;…gt;.

5 апреля. Сегодня в 4 часа скончалась А.К. Тарасова. Наш педагог, которому так и не удалось работать с нами. П.В. со слезами в голосе сообщил об этом. Он начал говорить о ней как о великой актрисе, вспоминать свою работу с ней. Как трепетно относилась она к искусству, как не терпела она в нём равнодушия.

26 апреля. Показ самостоятельных работ. Я показал со Старосельцевым «Идиота», с Поппе, Кулюхиным, Алексеевым «Недоросля» (Простаков), «Последние дни» (я – Строганов); «Жаворонок» Ануйя (я – архиепископ). Не в восторге от всего, что было. И я – не гений. Нет.

27 апреля. Опять отрывки. У меня: Семён (без слов в «Злоумышленнике»), Треплев (последняя сцена с Заречной), Чичиков и Ноздрёв (я – Чичиков). Кажется, ординарно не всё. Я чувствовал так, как на некоторых репетициях. Что ж, может, я и буду актёром?!

10 мая. lt;…gt; Смотрели этюды lt;…gt; Показал и я – «Цирк». Кое-что ПВ отметил и кое-что предложил (номер – «Чревовещание»). Я был в восторге. lt;…gt;

23 мая. lt;…gt; Уточнили список этюдов, которые будут показаны на экзаменах. У меня три: «Репортёр» (с Борисовой), «Партизаны» (с Лупильцевым), «Брат» (Чигров, Горюшкина и я). Не знаю, что из всего этого получится?

2 июня. Прогон для меня прошёл успешно, а вообще плохо lt;…gt;. Этюд «Партизаны» получился и прошёл [на экзамен], «Репортёр» – нет. Сидела на занятии педагог по сценречи О.Ю. Фрид, она делала замечания по речи. Мне не сделала. КАМ дала сильный разгон многим. Многим, многим (не мне). Всё летит перед экзаменом в никуда.

4 июня. Я ощутил в себе способность к долгой работе. Мне было приятно, когда получались какие-то маленькие места, куски. Итак, с Богом!

5 июня. Сегодня был ещё один прогон lt;…gt;. Этюды мои не совсем получились, но появилось чувство уверенности в том, что они получатся.

6 июня. Был прогон на публику. Смеялись, где было смешно, у меня в этюдах. И это так подмывало смешить. Старался сдерживаться. lt;…gt; Теперь уже завтра решается судьба каждого.

7 июня. Экзамен. В зале даже Ефремов поначалу. Волнуюсь сильно. Всё идёт без срывов и без жизни. Не триумфирую. Всё кончается. Обсуждение завтра.

8 июня. Собрал нас всех ректор lt;…gt;. Говорили, что общее впечатление неплохое. Говорили только в общем. Масса слов была сказана и о нравственном облике актёра, и об интеллигентности и т. д. Сказали, что очень много будет зависеть от общеобразовательных экзаменов также.

26 июня. Буквально в последние дни перед экзаменами я почувствовал, что что-то получается и что я очень резко продвинулся вперёд. Жаль, что не видел этого Павел Владимирович (он болен). Троих отчислили. Я представил себя на их месте. Сообщили оценки по мастерству. У меня «4-» (!) (В театральном вузе на первом курсе по мастерству актёра, как правило, «5» не ставили. – Прим. Л.С. Лисюковой). lt;…gt;.

***

Год мучений, переживаний, страданий, ожиданий. На каждом шагу ущемляется самолюбие… lt;…gt; Что же делать? Ждать? Верить и терпеть. Я заслужил страдания. И всё ж я сделаю всё невозможное, чтобы прорвать эти предрассудки и доказать, что я – талантлив.

Для справки

Павел Владимирович Массальский (1904–1979) – советский актёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР. Лауреат Сталинской премии первой степени.

Иван Михайлович Тарханов (Москвин) (1926–2004) – советский актёр театра и кино, режиссёр и педагог. Заслуженный артист РСФСР.

Анна Михайловна Комолова (1911–2001) – советская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР. Лауреат Сталинской премии второй степени.

Владимир Александрович Пешкин (род. в 1939 г.) – актёр театра и кино, преподаватель, режиссёр.

Алла Константиновна Тарасова (1898–1973) – советская актриса театра и кино, педагог; народная артистка СССР, лауреат пяти Сталинских премий, Герой Социалистического Труда.

Подготовила Людмила ЛИСЮКОВА

Фото: из архива Н.С. Коншина, предоставлено Л. Лисюковой

Театральная мозаика
Смолянам предлагают стать ближе к звёздам