В ожидании возвращения живописных шедевров
Сразу несколько работ из постоянной экспозиции Художественной галереи в Смоленске сейчас находятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга – в качестве экспонатов на выставках. На их местах в залах – соответствующие информационные таблички. Предлагаю воспринять это как повод обратить внимание на временно отсутствующие работы, восполнив отсутствие визуального контакта некой информацией о них и проектах, в которых они участвуют…
В ярких красках
«Нищие у церковной ограды» Сергея Виноградова (1899 год) сейчас в Музее русского импрессионизма в Москве в экспозиции «Сергей Виноградов. Нарисованная жизнь». Небольшая по размеру работа по сюжету, стилю, палитре и почерку типична для этого автора. Здесь много солнца, сочной зелени, контрастных теней. И удивительная способность художника видеть красоту и радость даже в таком грустном мотиве.
– К сожалению, имя Сергея Виноградова звучит не так уж часто, хотя художник он замечательный, – говорит заведующая Художественной галереей Смоленского музея-заповедника Дарья ИВАНОВА. – На выставке в Музее русского импрессионизма его творчество впервые представлено настолько полно. В экспозиции – более шестидесяти работ из столичных и региональных музеев и частных коллекций. И живописные полотна мастера дополнены его воспоминаниями и ранее не публиковавшимися фотографиями.
Сергей Виноградов – автор действительно нетривиальный. Живший и творивший на стыке XIX и XX столетий, художник сумел создать из череды обычных повседневных сюжетов настолько яркие образы, что жизнь, глядя на них, воспринимается непрекращающимся праздником.
«Подчёркнуто лёгкие и радостные сюжеты картин Сергея Виноградова идут вразрез с драматическими событиями первой трети XX века, будто бы художник рисует другую жизнь – отчасти выдуманную, желанную, отчасти реальную. Во времена революции мастер старательно избегает любого намёка на меняющиеся обстоятельства. Он поэтизирует быт. Его пейзажи полны солнца и красок, яркие и частые цвета скрывают приметы бедности окружающего мира» – так отзываются о творчестве Сергея Виноградова искусствоведы.
Художник был знаком с Игорем Грабарём и Сергеем Дягилевым, рыбачил с Фёдором Шаляпиным, играл в карты со Львом Толстым, гостил у семьи Мамонтовых в имении Головинка. Во многом благодаря вкусу, широкому кругозору и чутью Сергея Виноградова в России появились полотна выдающихся зарубежных мастеров: Поля Сезанна, Огюста Ренуара, Клода Моне, Эдгара Дега и других.
В ближнем круге
«Портрет М.К. Тенишевой» Константина Коровина (1899 год) экспонируется в Шереметевском дворце Санкт-Петербурга в рамках большого международного выставочного проекта «В круге Дягилевом. Пересечение судеб», который уже сейчас называют ключевым явлением музейного сезона – 2020/2021 и центральным событием Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.».
– Выставка повествует о творческом пути выдающегося деятеля отечественной культуры Сергея Дягилева через его окружение, – поясняют кураторы проекта. – Она представляет собой портретную галерею тех, кого великий импресарио вовлекал в круговорот своей бурной деятельности. Впервые собраны вместе портреты деятелей театра, музыки, балета первой трети XX века, созданные крупнейшими художниками России и Европы. Многие работы из зарубежных изданий демонстрируются в нашей стране впервые.
Экспозиция выставки построена как 12 сюжетов – 12 кругов жизненного и творческого пути, в каждом из которых личность Сергея Дягилева раскрывается через людей, которых он притягивал или отталкивал, с кем дружил, у кого учился, чьим мнением дорожил, чей талант открывал и так далее. В их числе княгиня Мария Клавдиевна Тенишева, с которой они организовали журнал «Мир искусства».
«Моя «конспиративная» квартира осталась мне очень памятной ещё и потому, что в ней зародилась мысль создать художественный журнал, – пишет Тенишева в книге «Впечатления моей жизни». – С этим предложением ко мне однажды пришёл Дягилев Сергей Павлович, и мысль эта мне очень улыбнулась, потому что я уже мечтала о подобном деле, придавая ему большое значение и сознавая, что без критического художественного журнала страна как бы не имеет общения между художниками и обществом».
Портрет княгини Тенишевой кисти Константина Коровина, безусловно, может быть украшением любой выставки. Произведение было создано всего за несколько часов, когда однажды, будучи в гостях у Тенишевой в Талашкино, художник утром вышел в сад и увидел сидящую на скамейке княгиню.
– Живописец изобразил её на фоне густой сочной зелени начала лета, – говорит Дарья Иванова. – Главное, что хотел поймать автор, – это мимолётное впечатление от настроения модели, освещения и состояния природы. Художник не стремится воспроизвести черты лица героини, а лишь передаёт в её облике состояние свежести начала дня. Не выписывает он и платье, а лишь выражает впечатление от его лёгкости и пышности. Пленительный, хрупкий, нежный образ-впечатление – такой видит автор свою модель.
Пейзаж со свиньями
«Пейзаж со свиньями» Роберта Фалька (1912 год) временно забрала к себе Третьяковская галерея, где запланирована большая выставка, названная именем художника. В её экспозиции будут представлены более 250 живописных и графических произведений автора, позволяющих проследить весь его творческий путь – от ранних импрессионистических работ до творчества в период «оттепели».
– «Пейзаж со свиньями» – очень известная работа Роберта Фалька, одна из самых значительных в его творчестве, – поясняет Дарья Иванова. – Она не раз публиковалась ещё при жизни автора. Невероятно яркое, эмоциональное, полное экспрессии полотно, безусловно, является одной из жемчужин нашей коллекции. И понятно, что кураторы выставки «Роберт Фальк» отобрали её для своей экспозиции.
Роберт Фальк – классик отечественного искусства, один из лидеров авангардного объединения «Бубновый валет», знаковая фигура в художественной жизни периода «оттепели». В 1912 году, когда был создан «Пейзаж со свиньями», художник находился под глубоким влиянием живописи Поля Сезанна. «В этот период я любил яркие, контрастные сочетания, обобщённые выразительные контуры – даже подчёркивал их тёмной краской», – говорил о своём творчестве сам Фальк.
Сюжет для пейзажа художник увидел в имении своего друга в Харьковской губернии. И, воплощая увиденное на полотне, автор не порывает связей с реальностью – источником своего вдохновения, но трактует её по-своему. Вообще, суть живописи для Фалька заключалась не в демонстрации того или иного конкретного сюжета, а в «пластическом событии».
Из темноты фондов
– Мы рады, когда работы из коллекции Смоленского музея-заповедника отбирают для участия в крупных выставочных проектах, – признаётся Дарья Иванова. – Это хорошо и для картин, потому что их публикуют, к ним привлекают внимание СМИ и новых зрителей. Нам часто приходится слышать от туристов, что они впервые увидели какие-то работы из нашей экспозиции именно на таких столичных выставках. И это престижно для музея, потому что подчёркивает высокий уровень нашей коллекции. Так что пусть не расстраиваются завсегдатаи Художественной галереи, когда вместо картины видят табличку с информацией о том, что работа находится на выставке, – она обязательно вернётся.
Кстати, для участия в столичных проектах выбирают произведения не только из постоянной экспозиции, но и из фондов музея. И сейчас три работы из Смоленска находятся в музейно-выставочном комплексе Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, где организована масштабная выставка «Не о войне», посвящённая юбилею Великой Победы.
Эти работы: «Напарник» Вячеслава Самарина, «Девочка в серой шапке» Самуила Невельштейна и «Новый рисунок» Валерия и Нины Родионовых. По мнению организаторов, они прекрасно вписываются в концепцию выставки, главной идей которой стала глубокая убеждённость в том, что лучшей благодарностью героям войны является торжество мирной жизни, дарованной людям её защитниками.
– Для меня это очень радостное событие, – признаётся народный художник России Вячеслав САМАРИН. – Я всегда сокрушаюсь, что большинство моих работ томятся в темноте музейных фондов, а тут вдруг узнаю, что одна из них представлена на выставке в Москве.
«Напарник» Вячеслава Самарина – правая часть диптиха «Не пройдёт и полгода», написанная в дополнение к полотну «Поёт Анна Герман». Обе работы создавались под впечатлением от нехитрых бытовых радостей участника таёжной экспедиции.
– Я помню, как услышал в транзисторе Анну Герман, – продолжает Вячеслав Фёдорович. – Она пела «Надежду», и казалось, что эти слова написаны специально для меня. Я тогда только что убил медведя и испытывал необыкновенный восторг. Первую часть диптиха я написал там, в тайге, а вторую уже здесь, в Смоленске, когда вернулся…
Фото: Смоленский музей-заповедник
Ольга Суркова