«Горячие» спектакли абхазцев
На сцене Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова в рамках зарубежного направления программы «Большие гастроли» проходил показ спектаклей «Кьоджинские перепалки» и «Кровавая свадьба» Государственного русского театра драмы им. Ф.А. Искандера (г. Сухум, Республика Абхазия).
Два ярких зажигательных спектакля смоленские театралы приняли, что называется «На ура!»: на комедии много смеялись и много аплодировали, на трагедии эмоционально сопереживали и благодарными аплодисментами долго не отпускали со сцены артистов и режиссера.
Генеральный директор Государственного русского театра драмы им. Ф.А. Искандера Ираклий Хинтба отметил, что в Смоленск абхазские артисты ехали с прекрасным настроением: «В нынешние времена гастроли – это большое счастье. То, что театр выехал, тем более в такой прекрасный город, нас очень обрадовало. Мы очень ждали эти гастроли, несколько месяцев. Наконец-то они свершились. Мы играем один из лучших наших спектаклей «Кьоджинские перепалки». Это очень популярная комедия, которая показывалась на различных фестивалях. Недавно приехали из Липецка с очень престижной наградой, которую получил актерский ансамбль за этот спектакль. Второй спектакль – «Кровавая свадьба». Он приглашен в Москву на открытие II фестиваля русских театров, это – крупный проект Министерства культуры России и Росконцерта. Мы сразу же после Смоленска едем в Москву. Я, конечно, очень благодарен программе «Большие гастроли» за организацию этой поездки, потому что, я об этом все время говорю и повторяю: то, какую поддержку показывает программа «Большие гастроли», Росконцерт, Министерство культуры России русским театрам в зарубежье, говорит о том, что Российская Федерация в полной мере осознает ответственность за поддержку русского языка и русской культуры за пределами страны. Эта поддержка для нас играет основополагающую роль, особенно, в нынешние времена, потому что любой выезд, а особенно выезд на «Большие гастроли» – это то, что помогает нам выжить. Например, сейчас мы в Абхазии просто не можем работать, потому что у нас закрыты учреждения культуры из-за эпидемиологической ситуации. И то, что мы играем в таком прекрасном городе, в таком замечательном театре, перед такой благодарной публикой – это для нас большое счастье. В нынешние сложные депрессивные времена, когда трудно смотреть в будущее или даже в настоящее с позитивом, мы хотим, чтобы наши спектакли стали своего рода психологической, моральной и душевной помощью людям, которые придут в театр. Мы хотим подарить счастье, хорошее настроение и, чтобы, выходя из театра, люди смотрели на мир другими глазами».
Заслуженный артист Республики Абхазия Джамбул Жордания добавил к вышесказанному: «У нас в театре такая политика, чтобы побольше поддержать хорошее настроение у людей. Самое главное донести до людей позитив, сделать для них мироощущение немного легче в наше непростое время. Гастроли же для любого театра – это большой опыт, это хорошие какие-то ощущения в плане роста профессионализма, что важно и здорово. Это просто огромное счастье видеть другого зрителя и работать на другого зрителя. Потому что, когда ты играешь только у себя в театре, то волей-неволей привыкаешь к своему зрителю, и можно немножко увязнуть, и потом можно будет обмануться, такая тенденция может быть опасной. А гастроли – это, как глоток свежего воздуха. В Смоленске же у меня такое ощущение уюта, как у нас в Сухуми. И это я говорю не для пафоса».
В Государственном русском театре драмы им. Ф.А. Искандера «Кровавую свадьбу» по пьесе испанского драматурга Федерико Гарсиа Лорки о всепоглощающей страсти, о любви и смерти поставила режиссер Санкт-Петербургского академического театра им. Ленсовета Мария Романова. Мы побеседовали и с ней.
- Мария, «Кровавая свадьба» – это премьерный спектакль, который выпустили уже после карантина?
- Да. Премьерный.
- Почему решили привести новый спектакль?
- Он какой-то, на мое ощущение, получился у нас любимый, и лично для меня важный. Мне кажется, что и для театра тоже. К тому же сам материал, сама драматургия ложится на природу чувств Абхазии. Два спектакля, которые привезли – и «Кьоджинские перепалки» и «Кровавая свадьба» – это довольно так солнечно и страстно.
- Вы сами из Петербурга?
- Да. Основным моим местом работы последние лет десять был театр Ленсовета, а «Кровавая свадьба» давно была в планах с Русдрамом, но так вышло по судьбе, что в этом году была премьера. И как-то так получилось, что я прижилась в Абхазии.
- Санкт-Петербург довольно холодный город, а вы для постановки выбрали испанские страсти. С чем это связано?
- Во-первых, я, наверное, нахожу большое созвучие и отклик в своей душе с теми местами. Я не знаю, возможно, у меня были какие-то предки южные (смеется). Все может быть, но как-то оно все в унисон получается. Ну, и потом Лорка, он очень поэтичен, а я очень люблю поэзию.
- У режиссеров есть такое понятие, как сверхзадача – для чего ставится тот или иной спектакль. Как бы вы определили для себя – для чего Вы поставили «Кровавую свадьбу»?
- Каждый раз, делая спектакль, ты, во-первых, погружаешься в природу автора, и он открывает какие-то свои глубины для тебя. Это – первое, а второе – я здесь, наверное, решала свои какие-то вопросы относительно жизненности души, скажем так. В пьесе есть такая фраза: «Лучше умереть, чем жить с гнилой кровью». Мы поставили спектакль, а потом нашелся дословный перевод. Ее название – «Свадьба крови», а не «Кровавая свадьба». И, наверное, это больше отвечает смыслу который там. Кровь, как жизненность, как жизненная субстанция. Мне кажется, что для каждого человека остро стоит вопрос свободы: когда ты жив, когда ты живешь согласно своей душе, или когда ты существуешь согласно каким-то понятиям общепринятым и порядкам, губя свою истинную природу, не возгораясь и не воспламеняясь.
- Ваш спектакль увидели уже жители других городов Центральной России?
- Нет, в Смоленске – это будет первый показ в России.
- Здорово, а сам город Смоленск уже удалось посмотреть?
- Да, я уже успела за час пробежать какие-то прекрасные места. На самом деле я до этого никогда здесь не была. Все интересно. Смоленск какой-то уютный город, со своей историей, это чувствуется. Мне очень понравилась благодарственная надпись цитаты Кутузова про дух и любовь. Как-то я ее даже прочувствовала. Это близко и сейчас – дух и сердце, несмотря ни на что, сохранять и быть верным себе.
Фотографии Алексея Курцева и Ольги Курцевой
Ольга Курцева