Сергей Богомолов: вдохновлённый игрой света
Культура

Сергей Богомолов: вдохновлённый игрой света

24 сентября 2020 года в 18:42

Выставка «Свет и тень» – творческая интерпретация автора зависимости одного от другого. Его попытка разобраться в хитросплетениях этих вечных антагонистов, невозможных одно без другого. Его желание поделиться со зрителем своими открытиями, приходящими как озарение – вместе с пятнами света на тёмной стороне пейзажа…

Диалектика пейзажа

В экспозиции выставки Сергея Богомолова – 60 работ. Живопись и графика. В основном – пейзажи: индустриальные, городские, деревенские. Практически всё – из написанного за последние полтора года. И выставляется впервые.

Большинство работ представлено сериями – как развёрнутое повествование неких историй. Причём это касается не только графики, что традиционно, но и живописи. И зритель, следуя за авторским повествованием, непременно дополняет увиденное собственными мыслями и эмоциями – возможно, даже отличными от первоисточника.

Все работы разные по тональности: ироничные, лиричные, философские… Но все – с неизменным подтекстом авторского интереса, что, в общем-то, и есть непременное условие для перехода от ремесла к творчеству.

Смоленск, Новосибирск, Санкт-Петербург, Липецк, Каргополь… Знакомые места предстают совершенно в ином, непривычном ракурсе. Без архитектурно-исторических символов – парадно-открыточная часть осталась за кадром, в котором на первый план выходят скелеты промышленных строений или уютные избушки с окраин.

Впрочем, довольно самодеятельности, когда есть возможность услышать авторскую точку зрения…

Бесконечный сериал

– Из шестидесяти работ, представленных в экспозиции, 35 живописных и 25 графических, – поясняет Сергей БОГОМОЛОВ. – Все делятся по сериям. Потому что одного рисунка недостаточно, чтобы высказаться. Как правило, это два-три листа, но есть и более развёрнутые истории – даже на десяти листах.

– Сергей, я заметила, что здесь очень много работ в жанре индустриального пейзажа. Откуда такой интерес к этой теме?

– Меня эта тема привлекает очень давно – лет пятнадцать, наверное. Вплоть до того, что я уже ввязался в индустриальные пленэры. Буквально на днях приехал с Новолипецкого комбината – были там целую неделю. Да и просто попадая в какой-то город, я не оставляю без внимания индустриальные объекты. Даже в деревнях нахожу что-то с подобной ноткой. Потому что в истории нашей страны очень много таких страниц. Она когда-то прошла через индустриализацию, и мы сами в этом жили – так что я не могу остаться равнодушным к этой теме.

– Да, Санкт-Петербург в лабиринтах каких-то труб меня, признаться, очень удивил – ваш взгляд настолько отличен от традиционного…

– Санкт-Петербург – это целая серия работ, и у меня она занимает особое место. Порт, Обводной канал, старые заводы… Но здесь, на выставке, всего два рисунка, и они неслучайны.

Дело в том, что я уже второй год участвую во всероссийском фестивале позитивного идейного искусства «Время, вперёд!». И второй раз выхожу в полуфинал. И один из этих рисунков – как раз работа, которая в этом году будет представлена на выставке в Третьяковской галерее. Я посчитал, что он должен быть здесь. А рядом – прошлогодняя работа, которая тоже дошла до полуфинала...

И живописных работ на индустриальную тему здесь тоже немало. В том числе и с прошлогоднего пленэра на Ярцевском литейно-прокатном заводе, куда мы ездили в течение трёх месяцев…

– Я помню, с каким восторгом вы рассказывали о поразивших вас грязных окнах с многолетними следами пыли в разводах дождя…

– Это было действительно впечатляюще – я такого больше нигде не видел. Да и сам завод: гигантские машины и механизмы в работе, кругом огонь, и непонятно, кто им управляет, – зрелище завораживающее. Этот индустриальный ритм в линиях и цвете, даже в пятнах света, – меня это всё вдохновляет.

Непридуманные сюжеты

– Ваша выставка называется «Свет и тень»…

– …И в этом названии нет какого-то философского подтекста. Всё очень буквально – просто свет и тень как два физических явления, когда без одного нет другого.

Эта тема для меня очень важна. Мне нравится наблюдать, как меняются очертания объекта в зависимости от освещения, как причудливо переплетаются тени домов и деревьев. Игра света и тени есть практически в каждой моей работе. Это то, что меня цепляет, греет, вдохновляет…

– А что меня больше всего зацепило – эти два графических листа с деревенскими пейзажами. Они невероятно тёплые и выполнены с такой любовью…

– Обычно я работаю так: делаю какой-то набросок и складываю в папочку – до мастерской. А дома уже всё додумываю, передвигаю, стираю, дополняю – делаю законченный рассказ. Мне вообще интересно в работах рассказывать истории.

В данном случае это было пару лет назад, когда мы с липецкими художниками ездили в деревню к моему другу Саше Зорину. Нашли на чердаке старые вещи. Чего там только не было: колёса, корзинки… Мы всё это вытащили во двор, и я буквально за пару часов сделал два таких наброска, а в мастерской уже довёл их.

Вообще, тема деревни для меня тоже особенная. Это и с детством связано. Хотя, наверное, у каждого художника эта тема так или иначе представлена – она никого не оставляет равнодушным.

– А северное сияние вы где увидели?

– Это Каргополь, юг Архангельской области. Я там был на пленэре «Белые ночи Каргополья». Сделал графическую серию и несколько работ маслом…

А вот – Новосибирская серия…

– Тоже необычная…

– Прошлую зиму мы четыре месяца жили в Новосибирске. И в отличие от Смоленска, где почти всё время шли дожди, там стояли настоящие сибирские морозы со снегом и метелями. Мы расписывали храм, а между делом, в выходные, выезжали в город. На Обь, в порт, где всё замёрзло. Все суда, которые летом по реке ходили, стоят неподвижно, скованные людом. А рядом рыбаки с удочками. Ветер, холод дикий – работать можно было только полчаса, не больше. Вот так эта серия и родилась…

Личное мнение

Александр ВЯЛЫХ, заместитель директора по выставочной деятельности КВЦ имени Тенишевых:

– Сейчас у нас в центре открыты сразу три выставки смоленских художников. Одна сборная – «Гнёздово-2020». И две персональных: Марии Потаповой «Из рюкзака» и Сергея Богомолова «Свет и тень».

Всё это, конечно, неспроста. Мне кажется, что за время самоизоляции художники и зрители соскучились друг без друга. Одним негде было выставлять свои работы, другие не могли их увидеть. И сейчас – долгожданная встреча после вынужденного перерыва.

Все три выставки замечательные. Интересны пленэрные работы с фестиваля в Гнёздово. В них необычные ракурсы и свой собственный взгляд на события и участников, оформленный пока только в набросках и этюдах.

Выставка Марии Потаповой яркая, красочная, эмоциональная. В ней работы с пленэров из разных стран.

Сергей Богомолов в экспозицию «Свет и тень» вложил своё понимание эпохи. Он находит такие места, на которые обычный человек даже внимания не обратит. Отсюда – необычность его работ. И особая притягательность…

Фото: Елена БЕЛЫХ и КВЦ имени Тенишевых

Ольга Суркова

Премьера ко Дню города
Яркие мгновения средневековой жизни