«Золотой Феникс» – 2020: послесловие к празднику
Культура

«Золотой Феникс» – 2020: послесловие к празднику

19 сентября 2020 года в 15:00

В начале сентября Смоленск принимал участников и гостей XIII Всероссийского фестиваля актёров-режиссёров «Золотой Феникс». Творческие вечера, встречи со зрителями, показы новых фильмов – как обычно, программа была насыщенной и разнообразной…

Смотреть обязательно

Официальный старт фестивалю традиционно дала кинохлопушка в руках его президента, народного артиста России Всеволода Шиловского на торжественной церемонии открытия. Реально всё началось ещё днём – с показа фильма Егора Сальникова «Смотри как я». Представить картину своего однокурсника приехал актёр и продюсер Ярослав ЖАЛНИН, обладатель приза «Дебют» имени Ю.А. Гагарина «Рубиновый Феникс» – «за талантливое воплощение космической юности» нашего земляка и первого космонавта планеты.

– Да, действительно, у меня на полке уже стоит дорогая для меня награда за роль Юрия Гагарина в фильме «Гагарин. Первый в космосе», – сказал актёр. – И в связи с этим я, человек с Урала, чувствую какую-то бесконечную, неразрывную связь со Смоленщиной, и это мне очень приятно. Как приятно и то, что появился ещё один повод приехать сюда – представить картину Егора Сальникова «Смотри как я». Вообще, Смоленск – это город, куда я еду с особым желанием и удовольствием. Я ещё далеко не всё про него знаю – очень много его граней для меня только открываются. И это очень круто!

Фильм «Смотри как я» – это история безбашенной девчонки Оли, сбежавшей из детдома, и слепого парня Максима, уставшего от причуд богатого отца. Случайно встретившись, ребята решают бросить всё и уехать на море: у Максима – папины деньги, у Оли – сумасшедшая тяга к приключениям. Они молоды и хотят свободы, хотя каждый видит её по-своему. Но от этого путешествие становится только ярче и увлекательнее.

Смоляне увидели картину в числе первых – ещё до российской премьеры, которая намечена на 17 сентября.

– Я не ожидал, что мой первый продюсерский опыт попадёт в конкурсную программу фестиваля, – признался Ярослав Жалнин. – Хотя, конечно, я этого очень хотел. И сегодня после показа я услышал много приятных отзывов о фильме, и мои эмоции не передать словами. Одно дело – ты актёр, и тебя видят на экране, и совсем другое, когда ты остаёшься за кадром, но все знают, что это сделал ты: от первой буквы в сценарии до зрителя, пришедшего на показ. Я надеюсь, что фестиваль даст старт для проката фильма, который для меня очень важен.

Как оказалось, продюсерский дебют Ярослава Жалнина был отмечен не только зрителями, но и жюри фестиваля: картина «Смотри как я» получила специальный приз имени мецената Марии Тенишевой. Эту награду, которая традиционно присуждается продюсерам, получили Ярослав Жалнин и Илья Шемятов.

Спасибо деду…

2020 год в нашей стране проходит под знаком 75-летия Великой Победы. Понятно, что и нынешний «Золотой Феникс» был посвящён этому событию. Программа фестиваля предусматривала даже специальный показ документального фильма Дениса Чуваева «Аты-баты шли с экрана в бой солдаты» из сериала «Вечная Отечественная». В картину вошли воспоминания актёров-фронтовиков Иннокентия Смоктуновского, Юрия Никулина, Владимира Этуша, Анатолия Папанова.

Теме Великой Отечественной войны был посвящён и один из конкурсных фильмов – «Спасибо деду за победу» режиссёра Теймураза Тании. Это история о десятилетнем Сандрике, который никогда не встречался с родственниками, живущими в Абхазии. Виной тому – отец мальчика Тимур, давно поссорившийся с семьёй. Но когда тот оказывается в сложной ситуации, он вспоминает о родителях и берёт Сандрика в поездку в родное абхазское село. Мальчишка открывает для себя абсолютно новый мир, а смешные байки дедушки Джансуха о славном военном прошлом учат его главным жизненным ценностям и делают настоящим мужчиной.

– Говорить с улыбкой о великом удаётся не каждому, – заметил ведущий церемонии награждения лауреатов Андрей АНКУДИНОВ. – Рядом с серьёзными рассказами о Великой Отечественной существуют и анекдоты про Штирлица. И это тоже укрепляет наше ощущение, что великий народ совершает великие победы с великим чувством юмора.

Режиссёр Теймураз Тания за картину «Спасибо деду за победу» получил специальный приз имени писателя Бориса Васильева.

Диагноз: актёр

Музыка Великой Победы звучала и на двух главных торжественных церемониях фестиваля: открытия и награждения лауреатов. На первой песню «От героев былых времён…» из кинофильма «Офицеры» исполнил член жюри, актёр театра и кино Александр РАПОПОРТ, и зал слушал её стоя.

– Эту песню я должен был спеть в Нью-Йорке 9 мая, где каждые пять лет – в юбилейные даты – я даю сольный концерт для ветеранов. Но в этом году не получилось. Потом я собирался петь её на проекте «Голос 60 плюс», который стартовал буквально на днях. Я уже вышел и стоял с микрофоном, готовясь к выступлению, но за два человека до меня Елена Ваенга забрала к себе в команду последнего человека. Отбор закончился, и нам объявили, что мы сможем поучаствовать в проекте только в следующем сезоне. Так что я приехал на «Золотой Феникс» в том числе и спеть эту песню.

– Вы в Смоленске не впервые…

– Да, и для меня Смоленск – совершенно комфортное место, один из «моих» городов по всему свету. И каждая встреча с ним для меня большая радость. Я очень люблю Смоленск, люблю смолян и особенно смолянок – для меня это отдельное явление.

– Александр, в последнее время вас часто можно увидеть в различных проектах в качестве психолога…

– Я вообще-то врач-психотерапевт с более чем пятидесятилетним стажем.

– Поэтому вас пригласили в телепередачу «Понять. Простить»?

– Нет, там получилось всё гораздо интересней. Честно говоря, когда-то давно, ещё даже до возвращения в Россию после долгого отсутствия, я хотел сделать передачу, где показывались бы некие сценки о взаимоотношениях людей вообще, но мужчин и женщин в частности, потому что я занимаюсь как раз этим. Я с этим пошёл на телеканалы, где мне сказали: «Ничего нового – всё это уже было», а через некоторое время проект вышел без меня. Я тогда к подобному ещё не был готов и очень расстроился. Но вскоре меня пригласили в театр «Современник», в моей жизни появилось много других проектов: съёмки, тренинги, антрепризные гастроли… И вдруг в прошлом году меня приглашают в передачу «Понять. Простить» на кастинг – как актёра, который будет играть психолога. Мы садимся с режиссёром, он предлагает сыграть сцену приёма – я играю: задаю вопросы, даю какие-то советы. И вдруг он говорит: «Нет, здесь надо не так!» – «Откуда вы знаете?» – «Ну, у нас сценарий пишут серьёзные профессионалы». – «А я кто?!» Оказалось, он не знал о том, что по профессии я врач-психотерапевт. И очень многие люди не знают. Когда-то я мечтал, чтобы меня узнавали как актёра, а сейчас хочу, чтобы меня снова начали узнавать как психотерапевта. Хотя на самом деле это две грани одной профессии. Потому что врач-психотерапевт – режиссёр, который предлагает клиенту новую роль, только не на сцене, а в жизни…

Земляк

У другого члена жюри фестиваля, Сергея НИКОНЕНКО, ещё более тесная связь со Смоленщиной, что позволяет ему в обращении к смолянам использовать слово «земляки».

– У меня и мама, и папа родом из Смоленской области. Мама из Митюшина, отец из Слепцова, полно было родственников в деревне Корнеево – всё это рядом. У меня всё детство там прошло: сороковые годы, пятидесятые. А в шестидесятые я стал студентом и уже реже приезжал. В Слепцове сейчас осталось два двора. Я пару лет назад там был, когда был ещё жив мой последний родственник, которого помню с детства.

– А самыми яркими детскими воспоминаниями можете поделиться?

– Видите ли, я родился за два месяца до начала Великой Отечественной, и 21 июня папа отправил нас с мамой в деревню к родственникам в направлении Вязьмы. Для 1941 года это было не самое лучшее направление, так что там фашисты нас и застали. И мама вместе со мной была в партизанском отряде… А вообще, я написал книжку «Далёкие милые были», где многое посвящено как раз Смоленщине.

– Сергей Петрович, в прошлый раз вы приезжали на «Золотой Феникс» в образе старца с большой седой бородой…

– Да, я снимал тогда картину «Охота жить», которая в 2015 году получила приз зрительских симпатий «Сапфировый Феникс». Замечательный приз, который хочется сохранить, чтобы потомки, может быть, когда-нибудь сказали: «А это дед-прадед в Смоленске получил». Впрочем, этот фильм и на других фестивалях тоже был наградами отмечен: «Золотое перо» в Гатчине, «Золотой сарматский лев» фестиваля «Восток и Запад», «Лучезарный ангел» в Москве. Хотя самой картины в прокате зритель так и не видел. Это, конечно, меня не очень-то устраивает. Потому что работаем мы как раз для зрителя…

Звезда для Бэрримора

13-й «Золотой Феникс» зажёг на площадке у кинотеатра «Современник» именную звезду заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, сценариста, художника, актёра и режиссёра Александра Адабашьяна.

Его путь в кино начался в 1970 году, когда студент Московского высшего художественно-промышленного училища работал художником-постановщиком на съёмках дипломной ленты Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны». Позже в прокат вышли фильмы, снятые по сценариям Александра Адабашьяна, да и сам он стал появляться в кадре в качестве актёра.

Он сыграл в кино более сорока ролей, среди которых дворецкий Бэрримор в «Собаке Баскервилей» и Берлиоз в телесериале «Мастер и Маргарита». В качестве режиссёра снял фильм «Мадо, до востребования», получивший приз Каннского кинофестиваля.

В 1997 году поставил оперу «Борис Годунов» в Мариинском театре, а год спустя «Хованщину» в миланском «Ла Скала».

– Замечательный артист, художник, сценарист и продюсер, – так представил Александра Адабашьяна Всеволод ШИЛОВСКИЙ. – Причём диапазон этого человека громаднейший. И он очень любит искусство: и кино, и театр, и живопись…

К сожалению, сам Александр Адабашьян приехать в Смоленск не смог из-за болезни. И если на факте закладки звезды это никак не отразилось, то его творческий вечер пришлось заменить на встречу с его коллегой – актёром и режиссёром Андреем Звягинцевым.

Разговор по душам

Фильмы Андрея Звягинцева известны не только в России, где они вызывают активную полемику, но и далеко за её пределами. Достаточно сказать, что он обладатель главного приза Венецианского и лауреат Каннского кинофестивалей, двукратный номинант на премию «Оскар», дважды лауреат гран-при кинофестиваля «Золотой Феникс» – за фильмы «Елена» в 2011 году и «Нелюбовь» в 2017-м.

– Полагаю, лучше всего устроить нашу встречу как диалог, – предложил Андрей ЗВЯГИНЦЕВ смолянам. – Вы зададите вопросы, а я отвечу на них максимально искренне и полно. Строго говоря, это не творческий вечер – стихов и песен я исполнять не умею. Мы просто поговорим.

Кстати, несмотря на серьёзность затронутых тем и отсутствие «музыкальных пауз», полуторачасовая встреча со зрителями скучной не стала. Новый вопрос задавался буквально без паузы после ответа на предыдущий. Среди них было немало и каверзных, но на каждый Андрей Звягинцев отвечал обстоятельно и искренне. В том числе и на вопросы о патриотизме и любви к России.

– Что за времена пришли, когда нужно кровью расписываться под словами о том, что ты любишь свою Родину?! Вообще, всё, что случилось в 2015 году, когда картину «Левиафан» выложили в Сеть, для меня стало шоком. Я думал, что живу среди людей, которые слышат и понимают, что происходит в стране. Которым не надо объяснять, что этот фильм весь проникнут жаждой справедливости по отношению к человеку – это же очевидно…

Самая обаятельная…

Совсем другая тональность была на творческом вечере народной артистки России Ирины МУРАВЬЁВОЙ «Самая обаятельная и привлекательная». Музыка, песни, эпизоды из фильмов с участием актрисы и воспоминания о съёмках в них…

– Я очень не хотела сниматься в фильме «Самая обаятельная и привлекательная», – призналась Ирина Муравьёва. – Мне не понравилось его содержание. По-моему, это так стыдно – говорить, что ты хочешь замуж. Хотелось какого-то нового, возвышенного кино. Хотя что может быть интереснее человеческих отношений – я об этом тогда не подумала. Когда фильм вышел на экраны, он мне тоже совершенно не понравился. И долгие годы я краснела при словах «самая обаятельная и привлекательная». А потом как-то на гастролях я вечером включила в гостинице телевизор и попала на этот фильм. И он мне так понравился!

По сути вечер Ирины Муравьёвой – это был хорошо поставленный моноспектакль, сюжет которого закручен вокруг творческой биографии актрисы: от первых шагов в профессии до работы в любимых зрителями картинах.

Правильный выбор

Народный артист России Андрей СМИРНОВ принял участие только в церемонии награждения лауреатов. Зато ему пришлось подниматься на сцену дважды: для вручения специального приза имени Анатолия Папанова режиссёру ленты «Я свободен» Илье Северову и для представления своей картины «Француз», не вошедшей в конкурсный показ и ставшей фильмом закрытия.

– У меня со Смоленском какая-то внутренняя связь, – признался актёр во время нашей беседы. – Это один из тех городов, которые я очень люблю. И потом это большой культурный центр, откуда столько народу вышло: от Твардовского и Исаковского до Папанова.

– Андрей Сергеевич, наверное, это особенно символично, что вы вручаете приз имени Анатолия Папанова, который снимался в вашем фильме «Белорусский вокзал»…

– Имя Папанова дорого для меня. Это часть моей жизни, и не только «Белорусский вокзал». Я когда-то написал пьесу, главную роль в которой на сцене Театра Сатиры играл Анатолий Дмитриевич. На мой взгляд, Папанов – это особое явление. Его все знают как великого комика. И когда его появление на сцене часто вызывало в зале взрывы хохота – порой совершенно необъяснимого. А между тем в папановском юморе было нечто специфическое. Он очень хорошо знал советскую жизнь, понимал её как никто. Почему – не знаю, он не рассказывал. Как не говорил о детстве и юности, молчал о войне. Хотя общался он всегда совершенно нормально, не претендуя на какую-то особость. Что-то тяжёлое и даже трагическое было в его жизни. И по-настоящему судить о таланте Папанова можно только по его немногим драматическим ролям.

– «Белорусский вокзал» считается одним из лучших фильмов о Великой Отечественной. И для меня было открытием, что он практически не отмечен наградами – только на фестивале в Карловых Варах…

– Ой, это был какой-то фестиваль соцстран – совсем не то. Так что никаких призов у «Белорусского вокзала» нет.

– И ваш новый фильм «Француз» на этом фестивале тоже вне конкурсного показа…

– Для меня важно, чтобы зрители вообще его увидели. Премьера была в октябре прошлого года, но до сих пор его не показали ни на одном из федеральных каналов. А между тем в картине играют замечательные артисты. Я не буду называть фамилии – их все знают. Только замечу, что артисты в моей режиссёрской жизни – это особая гордость. Считается, что режиссёр должен работать с актёром. Но я, ещё будучи молодым режиссёром, пришёл к мысли, что главное в работе с актёром – правильно его выбрать. Потом он уже по выражению твоих глаз будет понимать, что надо делать. И весь мой последующий опыт показывает, что это так и есть…

Лучший дебют

Для режиссёра фильма «AdLibitum» Полины ОЛЬДЕНБУРГ нынешний «Золотой Феникс» дебютный. И сразу – успех: «Рубиновый Феникс» имени Юрия Гагарина.

– Вы не представляете, что я ощущаю сейчас! Мне так тепло. Сначала это было зрительское тепло, теперь эта церемония теплейшая…

– Полина, скажите несколько слов о фильме: как давно родилась идея, откуда такое название?

– Идея картины родилась давно, и мы долго шли к тому, чтобы её воплотить. Название сложное, и нам пришлось отвоёвывать его у продюсеров, которые говорили, что оно непонятное и будет мешать в прокате. Но оно впаяно в историю и несёт в себе фонетический смысл: там зашифрованы и ад, и либидо. И мне кажется, что оно цепляющее. Хотя на самом деле это музыкальный термин, означающий «по желанию», «как захочется», то есть импровизацию. Но в контексте фильма значение, конечно, другое.

– Успех дебютной картины подталкивает к новым творческим планам?

– Безусловно. Я уже готовлюсь к новой истории, которая для меня будет совсем неожиданной. Я хочу сделать детское кино. У меня сын, которому 25 сентября исполняется десять. Он потрясающий чувак, очень умный – и это меня вдохновляет…

С радостью

Особенно яркой в этом году получилась церемония награждения лауреатов. Возможно, дело в великолепном ведущем – актёре театра и кино Андрее Анкудинове, который легко обыгрывал любые паузы и в течение всего вечера поддерживал нужную тональность.

– На этой церемонии мы будем подводить радостные итоги фестиваля, который, как всегда, открыл новые горизонты творчества волшебного мира кино, где воплотились мечты актёров стать режиссёрами, – заметил ведущий. – Программа этого фестиваля стала настоящим подарком для всех ценителей киноискусства и привлекла пристальное внимание тех, кому не безразлично развитие отечественного кино.

С приветственным словом к гостям торжества обратился губернатор Алексей Островский, отметив, что этот престижный кинофорум стал значимой площадкой для демонстрации достижений в области российского кинематографа. А рефреном в речах лауреатов фестиваля были слова искренней благодарности смоленскому зрителю.

– Удивительная штука: с годами для многих кино перестало быть каким-то чудом, – подметил Андрей Анкудинов. – Говорят даже, что этот год последний, когда снимают на плёнку, – дальше будет только цифра. Но смоленский зритель удивительный. Он до сих пор относится к кино с трепетом и верит в его магию…

А мне остаётся лишь назвать не упомянутых выше лауреатов. Специальный приз имени Александра Твардовского получил режиссёр картины «Счастье вдруг» Роман Нестеренко. Специальным призом имени скульптора Сергея Конёнкова отмечена работа Андреса Пуустусмаа «Ваша честь». Специальный приз имени Юрия Никулина вручили Владимиру Фекленко за фильм «Последняя иллюзия». Специального приза имени композитора Михаила Глинки удостоен композитор Алексей Айги – автор музыки к картине «Пилигрим» режиссёра Александра Баршака.

Приз зрительских симпатий имени Людмилы Касаткиной «Сапфировый Феникс» получила Светлана Суханкина за фильм «Счастье в конверте». А гран-при «Бриллиантовый Феникс» достался Наталье Назаровой – режиссёру ленты «Простой карандаш».

Фото: Елена БЕЛЫХ, directorfest.ru

Ольга Суркова

На Смоленщине завершена реализация программы по благоустройству Домов культуры
Премьера ко Дню города