Культура

Андрей Кураев и Александр Ужанков - о "Мастере и Маргарите" Булгакова

14 октября 2011 года в 11:52
В предыдущем номере «СГ» (см. gt;gt;>) мы делились впечатлениями от спецпроекта телеканала «Культура», посвящённого роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Мы остановились на том, что Мариэтта Чудакова, выдающийся исследователь отечественной литературы, не очень рационально распорядилась отпущенным временем, не успев сполна объяснить ни историю создания романа, ни его благородные стороны.

Два других лектора, отец Андрей КУРАЕВ и профессор Александр УЖАНКОВ, подвергли роман ожидаемой критике, причём теоретик литературы высказался куда радикальнее православного батюшки.
Протодьякон Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии, ассистент-совместитель кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, дьякон храма архангела Михаила в Тропарёве – так представил телеканал Андрея Вячеславовича Кураева.
Кураев ушёл от последовательного развенчания романа – действия, неоднократно проводимого им в СМИ в последние полтора десятка лет. Он не стал переходить к прямым упрёкам книги и её автора в безбожии и богоборчестве. Лектор взялся создать негативное мнение о книге, оперируя «всего лишь» подмеченными частностями.
Наблюдения порой очень любопытные. Например, во всём рассказе про Понтия Пилата и Иешуа в романе ни разу не употребляется слово «крест». Ни разу не употребляется слово «распятие». И это действительно так, не поспоришь.
«Отец лжи» в романе правдив как никто другой, подмечает Кураев. Маргарита не любит Мастера, убеждён святой отец, поскольку просит Воланда за Фриду, а не за Мастера.
Кураев трактует образ Мастера прежде всего как Фауста. Интуитивное знание Мастера – дар Воланда. Это знание требовалось облечь в слова, чего сам падший ангел сделать не в состоянии. Маргарита – это ещё один дар Воланда Мастеру. Маргарита – не муза, поскольку роман уже написан. В романе два Фауста – это сам Мастер и Маргарита.
И, наконец, подлинным автором романа, написанного Мастером, является Воланд, считает священник. Что противоречит вышеупомянутому богословскому постулату о творческом бессилии дьявола – в эту ловушку угодили оба лектора, и Кураев, и Ужанков. Воланд – автор или заказчик? Евангелие от Мастера или евангелие от сатаны?
Авторство нечистой силы стало очень популярной темой в разговорах о Булгакове в последние годы. Странным образом это совпало с победой в России сил света и демократии над «красно-коричневым» прошлым.
Занятно, что раньше книга трактовалась как светлая. Имеет смысл напомнить её звучание, освежить прежние впечатления.
«Мастер и Маргарита» – это гимн всепобеждающей силе любви. Это победа человека в самых тяжёлых, немыслимых обстоятельствах. Маргарита возвращает любимого из заключения и добивается права быть всегда рядом с ним, Мастер преодолевает болезнь, опалу, получает обратно уничтоженную рукопись. Понтий Пилат получает возможность поговорить с Иешуа. Иешуа побеждает саму смерть и обладает даром влиять на судьбы мира.
А ещё многочисленные истории, описанные в книге – это победы добра над грехами, это непрестанное воздаяние по заслугам, происходящее на протяжении всех «московских» страниц романа. «Мастер и Маргарита» – это мощный хор позитивных новостей. Жизнь ярче и глубже, чем она кажется обывателям, и всё находится под высочайшим контролем – вот как звучала эта книга в дни романтической юности.
Но не такова она для современных критиков. Возможно, дело в том, что многие советские реалии утрачены и стремительно забываются. Авторская насмешка над ними бодрит уже не так, как 50 лет назад. Самыми интересными, яркими, талантливыми местами книги остаются проделки нечистой силы – как тут не заподозрить автора в дурных намерениях?! Обаяние «библейских» глав ушло, поскольку доступны сами Евангелия и масса экранизаций Главной истории на Земле. Булгаковское «евангелие» не может конкурировать с апостольскими (наверное, как и полагается).
И вот покойному писателю всё сложнее отмахнуться от упрёков в «сатанизме». Как говорится, у кого что болит… Обстоятельства написания книги как будто проходят мимо таких исследователей. Как будто благополучный автор трудился над книгой в кабинете или доме творчества под Москвой, а не был гоним и травим, близок к самоубийству, опасался ареста. Как будто в отчаянии он не лишил душевного здоровья и литературного будущего своего героя, любимого Мастера…
Литературоведение наводнено также булгаковедами-дешифраторами. Они ищут и успешно находят код буквально в каждой строчке Булгакова, уж тем более – в такой сложной книге, как «Мастер и Маргарита». Вникая в каждую деталь, анализируя всякое имя, оттенок, предмет, они ищут и находят сакральный смысл. Как будто главной целью Булгакова было написать максимально изощрённый роман, в духе Набокова, а не избавиться в своём завещании от страха и отчаяния. И, можно подумать, этот труд был многократно выверен и вычитан автором и подготовлен им к печати собственноручно, а не правился смертельно больным слепым человеком через посредника – несчастную любящую женщину, не знающую, что завтра будет с ней самой и её бумагами…
А ещё многочисленные любители логических загадок как-то забывают о том, что «Мастер и Маргарита» – очень талантливая книга, полная не только остроумия, но и высочайшей поэзии. Притом она прорывается не только в описании отношений мужчины и женщины, не только в написанном Мастером романе, но и в репликах и поступках нечистой силы, прежде всего, Коровьева и Бегемота. «Мастер и Маргарита» – одна из немногих книг, ставшая значительным источником крылатых слов.
Нужно сказать и о сильнейшем терапевтическом эффекте смеха. Читатель смеётся, видя бессилие грозных сотрудников НКВД перед Воландом и его свитой, радуется изобретательным проделкам неуловимых. Со смехом выходит страх, гадкий, унизительный страх, крепко вбитый не в одно поколение наших людей. Может, стоит потерпеть чертёнка ради того, чтобы люди освободились от большего зла?
Вернёмся к лекции Кураева. Он сам себе задаёт два «детских» вопроса: где в романе наши и чем всё кончается? В романе нет «наших», убеждён священник. Нет персонажей, которые были бы положительны в глазах автора. Булгаков не может быть согласен с «этим радикальным толстовством». Разные персонажи могут временами высказывать тезисы, симпатичные для автора. Но единого «порт-пароля» нет, считает богослов.
Иешуа просит Воланда за Мастера, поскольку сам является созданием Мастера/Воланда и не имеет своей силы. Что получает Мастер? Покой без света – это могила! Никто из европейских литературных Фаустов не получал так мало. За проданную душу – домик! Всего лишь решение «квартирного вопроса», мещанское счастье.
Не все наблюдения и доказательства о. Андрея Кураева выглядят бесспорными. Даже сад у домика кажется ему подозрительным. Вечно цветущие и никогда не плодоносящие вишнёвые деревья – это явный намёк на физическое бесплодие Маргариты и интеллектуальное бесплодие Мастера. Это ещё одна насмешка дьявола, считает богослов.
Каков замысел книги, по Кураеву? Булгаков не мог публично оспорить атеистическую государственную пропаганду того времени, а она ему была глубоко неприятна. Писатель пустился в доказательство существования Бога от противного – путём убедительного живописания Сатаны. «Если есть тьма – должен быть свет», - процитировал Андрей Кураев Виктора Цоя в объяснение концепции романа. Вот это да!..
Андрей Кураев и Александр Ужанков - о quot;Мастере и Маргаритеquot; Булгакова

Последненго, третьего лектора, выступившего в рамках спецпроекта канала «Культура», я бы отнёс к разряду литературных сальери.
Итак, Александр Ужанков, профессор, доктор филологических наук, проректор по научной работе Литературного института имени Горького, теоретик и историк русской литературы и культуры – так представил его канал «Культура».
Александр Николаевич математически разъял роман на ряд эпизодов, установок и лемм.
Воланд появляется в Москве – новом Иерусалиме. Город стал совершенно атеистическим, соответственно, делать дьяволу здесь уже нечего. Но Воланду приходится доказывать существование Иисуса Христа и через него – своё собственное. Он может и хочет свидетельствовать об Иисусе, поскольку во время оно сам находился рядом с Христом, но – незримо. Но как дьявол может свидетельствовать об Истине? Он будет искажать её.
Воланду необходимо было анти-евангелие, искажающее сущность Христа – богочеловека. Вот так и появляется роман, в котором искажается истина об Иисусе Христе. Мастер – апологет Воланда, который и записывает Евангелие от Сатаны.
Новая цена предательства Христа в ХХ веке – та выигрышная облигация, что находит Мастер. Не случайно он прячется за прозвищем – отказался от имени, данного при крещении.
Булгаков полагал, как и Воланд, что ровным счётом ничего из написанного в Евангелиях не происходило на самом деле, утверждает Ужанков. Булгаков, как и Мастер, отрицает истинность канонических Евангелий. В качестве главного письменного источника романа о Понтии Пилате Булгаков использует апокрифическое Евангелие от Никодима.
Действие романа начинается 1 мая, вот почему никого нет на Патриарших и вот зачем собираются вечером члены Массолита – праздновать «красную пасху».
Обрести покой Мастеру помогает Маргарита, которая продаёт душу дьяволу. Бог есть любовь, здесь любви нет, лишь разрушающая страсть и так далее.
По окончании лекции Ужанкова можно только подивиться, как прославилась и полюбилась такая порочная и погибельная книга.

Надо сказать, читатели «СГ» в основном не разделяют мрачных взглядов на Булгакова и его главное детище. На нашем сайте проходит опрос «Кто для вас М.А. Булгаков?»
Большинство – 40% респондентов – считают Булгакова прежде всего замечательным писателем, жертвой тоталитаризма. Превосходную оценку – гений, достигший вершин человеческого духа – Михаилу Афанасьевичу готовы дать 26% опрошенных. Значительное число респондентов признают его вклад в возрождение духовности – 14%. Примерно столько же проголосовавших уверены, что юбиляр – посредственный литератор, чья слава незаслуженно преувеличена. И только 6% согласны с убеждением, что сын преподавателя Киевской духовной академии - безбожник, написавший «евангелие от сатаны». В опросе приняли участие 160 человек.
Под Смоленском заложили Аллею меценатов
Михаил Булгаков. Путешествие в Шереметевку

Другие новости по теме