С искусством познавая мир
Культура

С искусством познавая мир

17 мая 2020 года в 09:04

1 мая Художественной галерее Смоленского музея-заповедника исполнилось сто лет. Это одно из самых посещаемых туристами мест – оно входит практически во все маршруты, предлагаемые туроператорами для знакомства с нашим регионом. Настоящие шедевры русского и европейского искусства в залах исторического здания – памятника архитектуры XIX века. Бесценная коллекция, начало которой положила сама княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. Полотна знаменитых мастеров, чьи работы вообще крайне редко встречаются в провинциальных собраниях России. Словом, удивительное место, действительно достойное рекомендации к обязательному посещению – и лучше неоднократному. К сожалению, в условиях самоизоляции галерея не сможет в свой день рождения принять посетителей – но есть предложение пока сделать это виртуально. Такая интернет-прогулка по залам музея позволит увидеть всю экспозицию и детально рассмотреть сто полотен из неё. А в дополнение – наша информация о Художественной галерее: её истории, коллекции и отдельных работах…

Искусство – в массы

Смоленская картинная галерея была открыта 1 мая 1920 года. Однако о возможности создания здесь такого музея ещё в марте 1919 года свидетельствовал эмиссар Московской коллегии по делам музеев и охране памятников В.О. Нилендер. А предпосылкой для реализации этой идеи стало наличие значительного числа художественных ценностей, сконцентрированных в губернском центре. Часть была вывезена из особняков бывших местных дворян. Плюс коллекция княгини Тенишевой, подаренная Смоленску.

К созданию галереи приступили в конце января 1920 года. И вскоре по протекции наркома просвещения А.В. Луначарского город получил более 70 произведений живописи и скульптуры начала XX века и 26 гравюр. В числе поступивших – работы Сергея Малютина, Константина Коровина, Василия Кандинского, Петра Кончаловского, Константина Юона. 32 картины и 4 скульптуры были изъяты из особняка княгини Тенишевой. Ещё 38 работ отечественных и зарубежных художников были переданы из Смоленского филиала Московского археологического института.

Все эти поступления и составили основу экспозиции картинной галереи, которая в момент открытия занимала незначительную часть здания бывшего уездного земства. Однако коллекция пополнялась и спустя полтора года насчитывала уже около 700 живописных работ и порядка 1 000 гравюр.

После реэкспозиции, проведённой в 1920 году, галерея состояла из пяти отделений: школа западной живописи, русская живопись начала XIX века и сильные русские мастера конца XIX века, передвижники и петербуржцы, новая московская школа (сезанисты) и новейшие течения, французские эпигоны импрессионизма и прочие. То есть созданная в Смоленске галерея представляла собой не просто художественную экспозицию, а стала одним из только что появившихся в стране музеев живописной культуры, не имевших аналогов в мировой практике.

Лестница с историей

В 30-е годы прошлого века галерея переехала в здание музея «Русская старина», где находилась до осени 2010 года – за исключением периода 1941–1947 годов.

В мае 2011 года Художественная галерея открылась в здании бывшего Александровского реального училища. Это здание, памятник архитектуры XIX века, построено по проекту архитекторов М.Ф. Мейшера и О.Ф. Хартена. Образцом для него послужил корпус реального училища в городе Ливны Орловской губернии. Официально сдано в эксплуатацию и освящено здание было осенью 1879 года. А год спустя в честь 25-летия царствования императора Александра II Смоленскому реальному училищу было разрешено именоваться Александровским.

Здесь училась молодёжь, не имевшая возможность получить классическое образование. Основное внимание уделялось естественным наукам: физике, математике, биологии… Что же касается выпускников, то в их числе были писатель Иван Соколов-Микитов, исследователь Центральной Азии Пётр Козлов, геолог Юрий Билибин.

В 1898–99 годах здание частично перестроили под руководством гражданского инженера Е.В. Лыщинского. И, по сведениям дореволюционного краеведа И.И. Орловского, при строительстве использовали кирпич из разобранных участков Смоленской крепостной стены.

Во время Великой Отечественной здание полностью выгорело изнутри. Было восстановлено в 1947 году по проекту архитектора Д.П. Коваленко. От старой постройки сохранилась только часть трёхмаршевой парадной лестницы с ажурными чугунными ступенями.

Хранитель и художница

В 20-х годах в Смоленской картинной галерее работал хранителем, затем заведующим художник и педагог Нил Александрович Яблонский. Он сыграл большую роль в научном изучении коллекций – в частности, западной живописи.

В фондах музея-заповедника остались две работы Нила Яблонского: рисунок, на котором изображён молодой Сергей Конёнков, и живописное полотно «Украинка». Впрочем, как художник он большого признания так и не получил, навсегда оставшись лишь отцом знаменитой Татьяны. Хотя справедливости ради стоит отметить, что не только Татьяны – Нил Александрович стал родоначальником целой династии: по его стопам пошли дети, внуки и даже правнуки. Кстати, в фондах есть картина и его дочери Елены – тоже прекрасного живописца, хотя и не такого прославленного, как её сестра.

Что касается самой Татьяны Яблонской, то её работы есть как в основной экспозиции галереи, так и в запасниках. Это 14 живописных полотен и 50 графических набросков и этюдов, выполненных в различной технике. Причём среди них есть ставшие знаковыми как для творчества самой художницы, так и для всего советского искусства. Например, эскиз к картине «Хлеб», за которую Яблонская получила свою первую Сталинскую премию. Или эскиз к полотну «Безымянные высоты», выполненный уже в абсолютно иной манере.

– Татьяна Ниловна – художник талантливый, неординарный, – считает научный сотрудник Художественной галереи Екатерина СЕРГЕЕВА. – Она очень тонко чувствовала все новые веяния и настроения в живописи. Не боялась экспериментировать, менять стиль, поэтому и работы у неё разноплановые. И в нашей галерее представлены практически все основные этапы её творчества.

Произведения Татьяны Яблонской – это дар художника музею. Причём на обратной стороне эскиза к «Хлебу» даже есть надпись, выполненная её рукой: «Смоленскому музею изобразительных искусств – дар от автора. 1970 год».

Приезжала ли Татьяна Ниловна тогда в Смоленск, чтобы лично вручить свою работу, документами не подтверждено. Но в музее нашли фото, где художница позирует скульптору Альберту Сергееву, и, судя по интерьеру, в его мастерской. Фото датировано именно 1970 годом. А бронзовый портрет Татьяны Яблонской работы Альберта Георгиевича также выставлен в основной экспозиции галереи.

Портрет дочери

Ещё одна семейная история связана с именами отца и дочери Малютиных. Сергей Малютин – знаменитый художник и архитектор, автор проекта здания «Русская старина», где долгие годы размещалась экспозиция Художественной галереи. Он неоднократно гостил в Талашкино у княгини Тенишевой, куда брал с собой и маленькую дочь. Причём для девочки это время, по-видимому, оказалось настолько незабываемым, что, состоявшись как художник уже в Москве, местом для хранения своего творческого наследия Ольга Малютина выбрала Смоленск.

В постоянной экспозиции галереи есть «Портрет дочери Оли» работы Сергея Малютина. Он написан как раз в то время, когда художник с семьёй жил и работал в Смоленске, руководил талашкинскими художественными мастерскими. На портрете – обаятельная девочка с большими глазами, распахнутыми навстречу удивительному миру. Миру, в котором художник Ольга Малютина будет черпать вдохновение в самых обыденных вещах, изображая их с такой любовью и любованием, что каждая представляется изысканным произведением искусства. Яркая иллюстрация этого – несколько натюрмортов её работы, также представленных в основной экспозиции галереи.

Натюрморт становится главным жанром в творчестве Ольги Малютиной уже в 30-е годы прошлого столетия. Он превращается для неё в то художественное пространство, где она чувствует себя наиболее уверенно, раскованно и органично. По мнению искусствоведов, Малютину привлекают широкие возможности, которые открывает этот жанр, позволяющий выразить собственное мироощущение через близкий её пониманию и темпераменту предметный мир.

– Предметная насыщенность многих композиций Ольги Сергеевны Малютиной, их декоративная зрелищность, то искреннее наслаждение, с каким она раскрывает красоту мира вещей, заставляют вспомнить о роскошных композициях фламандских мастеров, для которых характерна выливающаяся в праздник демонстрация изобилия и щедрости, – говорит заведующая Художественной галереей Дарья ИВАНОВА. – В то же время в спектр интереса художника иногда попадают совершенно не пафосные объекты: стеклянные банки с огурцами, медные сковородки и кастрюли, глиняные кувшины. Но она начинает разглядывать их через призму совершенно особого пиетета – так, что обычные предметы неожиданно становятся удивительно ёмкими, основательными, монументальными. Подобная трактовка немного сближает эти изображения, с одной стороны, с видением испанских мастеров «Золотого века», где сдержанно-суровый строй с чёткой расстановкой объектов работает на возвеличивание обыденного и прозаического, а с другой – с голландскими монохромными «завтраками», где элементы колорита, подчинённые одному господствующему тону, нацелены на вдумчивое созерцание.

Картина-путешественница

Работу Ивана Айвазовского «Зимний обоз в пути» часто называют визитной карточкой галереи. Именно её чаще всего забирают на крупные выставки в столицу.

В своё время Айвазовский написал «Зимний обоз…» (другое название – «Караван золота») для серии, символизирующей богатства России. Это были четыре пейзажа с изображением разных времён года: зимний «Караван золота» (минеральные богатства), весенний «Нивы Малороссии» (земледелие), летний «Степи Новороссии с чумаками» (скотоводство) и осенний «Крым с его садами» (богатство природы).

В 1857 году серия была показана на Всемирной выставке в Париже. Произведения настолько впечатлили искушённую французскую публику, что Иван Айвазовский был награждён орденом Почётного легиона. Между прочим, это был первый в истории случай, когда столь высокий знак отличия достался иностранному художнику.

Интересно, что картина, на которой с такой детальной точностью запечатлена неброская природа Восточной Сибири, написана Айвазовским в Париже.

– Иван Константинович сам не раз говорил, что художник должен работать в мастерской, – поясняет заведующая сектором виртуального филиала Русского музея в Художественной галерее Смоленска Ольга БЕЛКИНА. – Потому что изобразить с натуры сложные природные явления просто нереально. И «Зимний обоз…» Айвазовский тоже писал в мастерской. Причём в Париже, где за окном не то что снега не мог видеть, но и вообще России. Поэтому мы просто поражаемся феноменальной памяти художника, сумевшего изобразить на картине когда-то увиденное воочию.

Сейчас «Зимний обоз…» – единственная из картин серии, чьё местонахождение известно. Возможно, потому что из 25 полотен, написанных художником в тот год во Франции, только это практически сразу после выставки было приобретено нашим соотечественником Иваном Булычёвым. Остальные так и остались за границей…

Любитель романтики

Вторая картина Ивана Айвазовского из собрания М.К. Тенишевой, конечно, не столь легендарна. Но это нисколько не умаляет ни её красоты, ни ценности в глазах поклонников творчества художника.

«Лунная ночь на берегу моря» – одна из многочисленных марин живописца. На ней – типичный романтический пейзаж середины XIX века. Полная луна, отбрасывающая на спокойную водную гладь мерцающую дорожку. Удаляющийся от берега парусник. Тёмные скалы и раскидистое дерево на берегу…

– Игра света и тени – одна из главных составляющих в романтической живописи, – продолжает Ольга Белкина. – И «Лунная ночь…» – яркий тому пример. Эта работа романтична уже по своему настроению. И настолько тёплая по атмосфере, что некоторые принимают полнолуние за закат. Плюс персонажи, задающие некий сюжет. Кто эти ночные всадники, едущие по скалистой дороге? Контрабандисты, получившие груз с уплывающего корабля? Или беглецы, только что прибывшие сюда на паруснике? Всё это создаёт интригу, добавляющую картине романтической загадочности.

Кстати, романтический пейзаж приобрёл популярность в русском искусстве во многом благодаря именно Айвазовскому. Сумевший с лёгкостью подчинить себе как минимум две из четырёх стихий: воду и воздух, – он в мельчайших деталях передаёт красоту любого пространства, будь то штормовое буйство или спокойствие лунной ночи.

Написанные в академическом стиле, его картины очень ярки и по эмоциональному восприятию. В них зритель буквально погружается в авторское восхищение природой, величием моря, бескрайностью неба, глубиной передачи каждого сюжета…

Семейный секрет

В экспозиции между полотен Айвазовского – работа Архипа Куинджи «Исаакиевский собор при луне». Это одна из ранних работ мастера, но она уже несёт в себе черты идеализированного восприятия природы, характерного для его зрелых произведений.

Интересно и само событие, ставшее темой для картины, – наводнение в Петербурге. И то, что это явление, в основе своей драматическое и даже трагическое, становится в изображении художника таким поэтическим. Современники мастера отмечали в этом произведении великолепную передачу холодного освещения северной ночи, строгую красоту силуэтов зданий.

Эта работа была представлена на академической выставке 1869 года. И получила весьма лестные отзывы критиков. Многие из них отмечали, в частности, что в ней явно ощущалось стремление молодого автора овладеть основами академической школы, его увлечённость стилем и живописной манерой мастера романтического пейзажа – Ивана Айвазовского.

Интересно, что когда пару лет назад в Смоленске оказалась известная оперная певица Татьяна Куинджи и узнала, что в Художественной галерее экспонируется картина её двоюродного прапрадеда, она, несмотря на плотный график репетиций и выступления, воспользовалась возможностью увидеть это полотно кисти своего знаменитого предка.

– По семейному преданию, которое мне рассказывал отец, Архип Иванович и его брат – ретушёр, мой прапрадед, поссорились и разошлись на всю жизнь, – призналась Татьяна КУИНДЖИ. – Связано это якобы с тем, что художник бережно хранил секрет изготовления своих красок, которые обладали удивительным свечением, и заподозрил своего брата в том, что тот хочет его разгадать. Но уж не знаю, насколько эта легенда соответствует истине…

За новыми впечатлениями

Конечно, обо всех шедеврах коллекции Художественной галереи в одном материале не рассказать. Тем более что она постоянно пополняется работами современных мастеров, в числе которых и те, кто сегодня живёт и творит в Смоленске. Поэтому в заключение повествования – мои традиционные несколько вопросов. На этот раз они адресованы заведующей галереей Дарье Ивановой.

– Дарья, что, на ваш взгляд, самое интересное в работе в картинной галерее?

– Для сотрудников, как и для посетителей, самое интересное – возможность постоянно получать новые знания и впечатления. Искусство – способ постижения мира, и мы вслед за художником можем пережить его опыт и привнести его в свою жизнь. В каждой на первый взгляд простой картине – бездна мыслей о мире, о времени, о людях, и в какой степени раскроется её смысл, зависит от зрителя. Очень часто сотрудники музея десятилетиями изучают одну и ту же тему, и она продолжает оставаться интересной, удивляя новыми нюансами.

– Художественная галерея входит практически во все туристические программы по Смоленску. В том числе и в туры, касающиеся дворянских усадеб. Как вы думаете, чем обусловлен такой интерес к вам со стороны туроператоров?

– Прежде всего – бесценной коллекцией изобразительного искусства, высоким уровнем произведений, которые хранит наш музей. Экспонаты галереи настолько многообразны, что их можно представить в любом ракурсе. Большая часть поступила из дворянских усадеб, многие вещи восходят ещё к коллекции княгини Тенишевой, некоторые произведения представляют современное искусство – каждый посетитель найдёт что-то для себя.

– Тем более что вы не перестаёте удивлять этих посетителей какими-то необычными проектами: выставками, мастер-классами, концертами, даже занятиями йогой. Кто всё это придумывает?

– Те, кто работает с искусством и людьми, – тоже творческие натуры. Хотя придумать новую интересную форму общения с посетителями подчас не проще, чем сделать научное открытие. Вообще, привлечение людей, поддержание интереса к музею для нас сегодня не менее важная задача, чем изучение коллекций.

Что же касается авторства, то в этом задействован практически каждый сотрудник. Все приносят свои идеи, ищут новые формы. И наша копилка уже полна творческих удач в виде выставок, интерактивных экскурсий, акций, квестов и, самое главное, – большого количества благодарных посетителей.

– Традиционный вопрос о планах на будущее. Что интересного ожидается в работе галереи в новом столетии – хотя бы в ближайший год?

– Запланированы выставки из фондов Смоленского музея-заповедника, в том числе виртуальные. Важная задача для нас – работа с коллекциями живописи и графики, которые, к сожалению, не так часто видит зритель. Как, например, работы Михаила Гуревича, что в этом году были показаны впервые. Кстати, эта выставка продлена в связи с карантинными мероприятиями, так что её можно будет посмотреть, как только музей вновь откроется для посетителей.

В ближайших планах – выставка русской графики XIX века: Шишкин, Айвазовский, Серов, Поленов, Репин… И, конечно, будут проводиться полюбившиеся смолянам Ночи музеев и Ночи искусств…

Фото: Елена Белых

Ольга Суркова

Смолян приглашают на первую онлайн-выставку фото-реконструкций «Выстояли и победили»
Из приднепровской стороны, деревенской старины…