Алина Покровская: «В кино я чувствую себя неуютно…»
Несколько вопросов актрисе, сыгравшей Любу Трофимову в культовом фильме «Офицеры».
В нынешнем году актриса Алина Покровская отметила 80-летний юбилей. Несмотря на столь солидный возраст, она прекрасно выглядит, полна творческих сил и энергии, занята в спектаклях и охотно общается с журналистами…
Несложившийся роман
– Алина Станиславовна, фильм «Офицеры», где вы сыграли главную женскую роль, многие с удовольствием пересматривают…
– А я нет. И вообще ни разу его целиком не видела – только кусочками. Мне очень трудно его смотреть, потому что с возрастом и ума побольше появляется, и опыта, и кажется, что можно было и получше сыграть. Хотя фильм действительно хороший. И компания там была славная: Георгий Юматов, Вася Лановой…
Но, в принципе, у меня роман с кино, можно сказать, не сложился. Первая картина, в которой я снялась почти сразу после окончания института, – «Государственный преступник» – долгое время лежала на полке, поскольку в титрах там значился автором сценария Александр Галич. Хотя там снимались совершенно гениальные актёры: Сергей Владимирович Лукьянов, Николай Кадочников, Клара Лучко, Бруно Фрейндлих…
– Ещё я помню вашу яркую роль в музыкальном фильме «Трое в лодке, не считая собаки»…
– Да, и ещё пара картин кроме перечисленных. Но я кино, в принципе, не люблю. Я себя в нём неуютно чувствую. Мне нужен зритель, его глаза, дыхание зала, энергетика театра. Нужен рядом партнёр, которому я смотрю в глаза сейчас и не навсегда, потому что завтра всё будет уже по-иному – на это действует и твоё давление, и природное, и настроение партнёра, и вообще всё, что угодно.
Слава богу, я до сих пор довольно много играю на сцене. Вот сегодня в Смоленске, а завтра вечером занята в «Старомодной комедии»…
Есть такая профессия…
– Я всё-таки вернусь к «Офицерам». Вас ведь в картину не сразу взяли?
– Да, на главные роли пробовались многие, и я, узнав, что не прошла, огорчилась, но тут же уехала на гастроли. А когда вернулась, вдруг получила приглашение сниматься. Как оказалось, актриса, которую утвердили на роль Любы Трофимовой вначале, видела в треугольнике главных героев тривиальный адюльтер – то, чего, в принципе, не было в сценарии. Ей хотелось каких-то страстей на экране: живу с одним – люблю другого. Однако вся остальная съёмочная группа оказалась единодушна во взгляде на любовные взаимоотношения главных героев, не допускающем подобной трактовки. Хотелось показать людей, которые любят, верят, помогают друг другу. Наверное, потому это фильм и жив до сих пор.
– А сам Борис Васильев вносил свои поправки во время съёмок?
– Нет. Он был человеком деликатным: никогда не вступал в пререкания, не лез с советами. Тем более что сценарий они писали вместе с Кириллом Рапопортом. Да и каждый из нас, актёров, тоже добавлял какие-то свои нюансы, поскольку фильм – это коллективное творчество.
– На съёмочной площадке были какие-то яркие моменты, которые помнятся до сих пор?
– Конечно. К тому же фильм снимался не хронологически, а сценами – по погоде. У меня первый съёмочный день был, когда я уже бабушка и мы едем с внуком, которого играл Андрюшка Громов, в часть – это, по сути, уже конец фильма.
Очень хорошо помню, как на один день приехала в Севастополь. Тогда в Инкермане на заброшенной ветке снимался эпизод с родами – когда Василий рвёт цветы и бежит по вагону. Это было совершенно замечательно. Весна, апрель, меня встретили в аэропорту и повезли на машине через степь. А потом мы въехали в какие-то бесконечные сады справа и слева от дороги. И я хорошо запомнила на деревьях розоватые почки – огромные, почти с детский кулачок. Эпизод отсняли, и меня на той же машине отправили обратно в аэропорт. И когда мы ехали назад по той же дороге, эти «кулачки» почек просто взорвались. Со всех сторон нас окружало какое-то невероятное розовое марево. Я такого раньше никогда не видела! Оказалось, это миндаль цветёт.
Ещё был напряжённый момент, когда во время съёмок в горах меня понёс конь. Там и так-то дороги неширокие, а тут ещё большую часть занял «уазик» с оператором, и нам пришлось по самому краю скакать. Шли корпус в корпус: впереди Лановой, потом я, и последним Юматов. А мой конь Адлер, привыкший к соревнованиям, просто не мог видеть впереди чей-то хвост – у него срабатывал инстинкт лидера. И вот он стал обходить лошадь Ланового, поскользнулся и чуть не упал в ров с камнями – к счастью, ребята нас вовремя перехватили: Василий с одной стороны и Георгий с другой.
– Алина Станиславовна, я знаю, что вы были на открытии памятника главным героям фильма «Офицеры» в Москве…
– Да я только на открытии и была. Потом ещё раз как-то проезжала мимо на троллейбусе…
– И каково это – видеть себя в бронзе?
– Честно говоря, я к этому спокойно отношусь: ну стоит, и ладно…
Весь мир – театр
– Вы всегда хотели быть актрисой?
– Да, сколько себя помню, всегда мечтала о сцене, но долго стеснялась об этом говорить. Я казалась себе некрасивой, нескладной, поэтому на всех фотографиях стояла в последнем ряду.
Но была мечта, и я к ней целенаправленно шла, готовилась. К тому же я росла в актёрской среде и в шесть лет даже однажды вышла на сцену вместо заболевшей балерины, которая танцевала партию маленькой девочки.
– И с театром, в отличие от кино, ваш роман сложился сразу и практически навсегда…
– Так незаметно время летит! И чем дальше, тем быстрее. Не успела оглянуться, а скоро уж шестьдесят лет, как я в театре.
Кстати, так совпало, что почти одновременно со съёмками в «Офицерах» в театре мне предложили роль Жени Камельковой в спектакле по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…».
Повесть, конечно, невероятно щемящая. Она вся пронизана любовью, болью и невероятным талантом автора. Это было настолько интересно и увлекательно, что роль 32-летнего Васкова очень захотел сыграть наш режиссёр Андрей Алексеевич Попов, которому в то время было уже чуть-чуть за пятьдесят.
Борис Васильев был на премьере нашего спектакля и даже подарил мне свою книгу «А зори здесь тихие…», где написал: «С любовью Алине Покровской – Жене Камельковой». По-моему, он очень поэтичен, и у него всё очень по-своему. Он писал так просто и вкусно, что, читая, ты легко представляешь картину целиком. Я потом частенько брала эту книгу на гастроли. Её начинаешь листать и застреваешь, потому что меня всегда увлекает не столько сюжет и что описано, сколько как.
– Гастролировать много приходилось?
– Очень. А поскольку я служу в Театре армии, меня много носило по разным «горячим точкам». Я и в Афганистане дважды была, и в Приднестровье, и в Таджикистане. Последний раз – пару лет назад в Сирии. Причём мы всегда выступали в каких-то гарнизонах практически на передовой.
– Вы такая героическая женщина – ездить по боевым частям! И вам не было страшно?
– Со своими как-то не думаешь об этом. И потом, совестно: ребята молодые совсем, на границе, в неспокойное время, – хотелось их хоть как-то поддержать. Отвлечь, развлечь, повеселить.
И везде, где я была, читала сцену купания Женьки из «Зори тихие». Потому что там всё-таки нужна не долбёжная патриотика, а именно такие тексты – то, что сердечно, что доходит до каждого и трогает за душу. И даёт повод для улыбки, ведь Борис Васильев – писатель с очень тонким юмором.
– А вне сцены вы много читаете?
– Когда есть время. И исключительно бумажные книги. Никогда не читаю с электронных носителей – да у меня их и нет, кроме телефона.
Я люблю листать книги, чувствовать пальцами обложку, вдыхать их запах. Это совсем особое, ни с чем не сравнимое ощущение…
Для справки
Алина Покровская – советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР.
Родилась 29 февраля 1940 года в Донецке (в то время – Сталино Украинской ССР) в семье известной певицы и актрисы Александры Коваленко.
В 1946 году, оказавшись с матерью на гастролях в Прибалтике, шестилетняя Алина впервые вышла на сцену, сыграв девочку в танцевальной композиции «Встреча».
Окончила Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина. С 1962 года – актриса Центрального театра Советской армии (сейчас это Центральный академический театр Российской армии).
В кино сыграла не так много ролей, но практически все они были заметными. Однако самой известной из них многие годы остаётся роль Любы Трофимовой в фильме Владимира Рогового «Офицеры».
Фото: Елена Белых
Ольга Суркова