Культура

Интуитивное искусство в «Интерпретации»

2 марта 2020 года в 18:00

В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка интуитивного искусства «Интерпретации». В экспозиции представлены более семидесяти работ, выполненных в жанре абстракции, и несколько инсталляций. Их авторы – Наталья Сергеева, Татьяна Дементьева, Ирина Ефременкова, Дария и Светозар Григоровичи, Любовь Михайлова, Алина Белевская, Эдуард Кулёмин и Владислав Макаров…

На языке формы и цвета

Интуитивное искусство в «Интерпретации» смоленских художников – это попытка создать собственную Вселенную до появления в ней человека разумного. Не случайно организаторы выставки, объясняя её название, апеллируют всё теми же космическими образами:

- Как рождается абстракция? Всепоглощающая пустота. Пространства и времени не существует. Есть лишь огромный потенциал и бесконечная плотность. Происходит мощный взрыв. Вселенная начинает стремительно расти, вытесняя пустоту. Рождается хаос, несущийся по всем направлениям. Плотность трансформируется в объём, не имеющий границ. И это бесконечное пространство стремительно заполняется невероятными узорами. Появляется цвет, сразу же вплетаясь в хаотичную подвижную форму. И вот эта подвижная форма начинает приобретать упорядоченность. Подобное устремляется к подобному. Рождается порядок, формируются шаблоны, законы физики и геометрия. Но ещё много в этой Вселенной – от первозданной пластичности, текучести, изменчивости…

Многое в этом процессе зависит от мастерства и опыта самого художника. Поэтому одни произведения приобретают логическую законченность, а другие больше похоже на этюды. В одних – чётко выстроенная концепция, в других – всплеск эмоций, в третьих – непонятные «каляки-маляки».

- В современном искусстве очень много направлений, - говорит куратор выставки, художник Наталья Сергеева. – И некоторые авторы представляют нам не столько визуально эстетически красивые вещи, сколько некую идею. Здесь, на выставке, - работы художников, которые пытаются выразить своё мироощущение языком символом и метафор, формы и цвета. Зачастую в своём творчестве они сочетают мыслительный процесс с интуицией и импровизацией. И в процессе созерцания их произведений зритель тоже

становится созидателем, интерпретируя замысел автора через призму своего чувственного восприятия, культурных знаний и мировоззрения…

Концептуальный протест Эдуарда Кулёмина

Среди ярких пятен весёлых и красочных работ женской части художников-абстракционистов произведения Эдуарда Кулёмина и Влада Макарова выделяются цветовой сдержанностью. Узнаваем и творческий почерк обоих авторов, идущих по пути художественного авангарда уже не одно десятилетие.

- Эдуард, в основе ваших работ – всегда очень чётко продуманная концепция…

- Всё зависит от конкретного проекта. Иногда я работаю с эмоцией – особенно в живописи. Порой использую некие элементы автоматического письма. В таких случаях концепция, как правило, приходит потом – уже в процессе.

Но есть и другой вариант, когда сначала рождается идея и я ищу формы её воплощения. Как, например, с этими бахилами их художественной галереи, которые участвуют уже в третьей выставке и каждый раз оформляются по-разному.

Вообще я художник-мультиинструменталист, и для каждого проекта использую определённые ходы и эстетические приёмы. В том числе и в плане технологий. Поэтому есть видео-арт, живопись, инсталляции… Но в любом случае мне важны интеллектуальное и чувственное начала.

- А почему авангард? Чем он так привлекателен, что вы столько лет экспериментируете, не сходя с выбранного однажды пути?

- Скорее всего, это от моего психологического склада, постоянного внутреннего стремления к протесту. Есть некий элемент провокативного сознания, который сидит во мне и подталкивает к определённым действиям. В детстве это часто выливалось в какие-то мальчишеские хулиганства. Позже я стал «хулиганить» исключительно в плоскости творчества.

Когда я познакомился с новыми формами современного искусства, они вызвали у меня интерес. В этом даже есть некий парадокс: меня всегда притягивает то, что сначала кажется непонятным. Чтобы постичь, докопаться до сути. У меня всё-таки математический склад ума, поэтому мне важна идея, в которой можно достичь гармонии: и живописной, и концептуальной…

Музыкальная живопись Влада Макарова

- Влад, вас называют одним из «аксакалов» смоленского авангарда…

- Не хотелось бы совсем уж в аксакалы попадать, но получается, что я действительно стоял у истоков смоленского актуального искусства.

Это было в начале семидесятых, когда я окончил худграф с установкой на то, что современное искусство остановилось в развитии после Сезанна и Ван Гога. Но меня это не остановило, и я самостоятельно нашёл свой путь – тогда это была абстрактная живопись.

А позже, уже в восьмидесятые, оказалось, что я не один такой в Советском Союзе. Что существует много художников-нонконформистов – правда, в основном в больших городах. Но я в эту компанию как-то попал – меня поддержали как выскочку из провинции, и я стал выставляться с этими художниками. И даже вступил в несколько альтернативных союзов.

- Сложно было до перестройки продвигать свои работы?

- Да, непросто. Везде господствовал соцреализм. Поэтому в основе выбора авангардного искусства моим поколением был протест, желание противопоставить номенклатуре что-то своё. Кто-то провозглашал правду жизни и рисовал бомжей. Кто-то выбирал чистую абстракцию, критический реализм или сюр…

- Полвека назад абстрактная живопись в России была синонимом свободы творчества. Сейчас ею уже никого не удивишь, но вы остаётесь верны однажды выбранному пути…

- Просто путь этот всё время меняется, и у меня есть возможность развиваться в своём творчестве. Я начинал с чистой абстракции, потом в моих работах появилась фигуративность. Моя живопись менялась вместе со мной, с моим мировосприятием.

- Ваши работы рождаются в тишине или под определённую музыку?

- Музыка у меня в руках, в пальцах, в голове. Я не только художник, но и музыкант, и в моём творчестве всё взаимосвязано: и музыка, и картины. У меня и техника письма в некотором смысле – музыкальный жест: я пишу, как будто дирижирую.

- А из чего рождается замысел?

- Вначале существует некая абстрактная идея, позыв что-то сделать. Технически я стараюсь в этот момент отринуть все свои знания и навыки. И

делаю взмах кистью как смычком, когда играю на виолончели. Это жест, который порождает некую конфигурацию. Обычно я беру за основу какую-то геометрическую фигуру, а потом в результате выплеска краски, линий, штрихов рождается композиция…

- Для абстракциониста необходим багаж классического мастерства…

- …И даже образование необходимо академическое. У меня, кстати, на худграфе была идеальная пятёрка по композиции. И для меня всегда важно даже абстракцию выстроить по классическим законам: и композиционно, и ритмически, и по цвету.

- …А для зрителя что необходимо, чтобы понимать такое искусство?

- Зрителю тоже неплохо бы иметь некоторое образование. Или хотя бы предварительно почитать соответствующую информацию – в интернете сейчас всё можно найти.

- Что вы можете сказать о нынешней выставке как музыкант?

- Экспозиция очень музыкальная, и эта музыка звучит по-разному у каждого автора. Если у меня она строгая и напряжённая, то у нового поколения – это что-то весёленькое.

- Абстракция в живописи – это больше разум или эмоции?

- На этой выставке большинство участников – девушки, поэтому и работы более эмоциональные. В них свежесть, лёгкость, стремление к радости, красоте. Часть работ вполне декоративна с точки зрения дизайна.

Вообще мне интересно в таком контексте с молодыми почувствовать разницу в нашем подходе к творчеству…

Фото: Елена Белых

Ольга Суркова

Смоленск ждет «Ночь искусств»
В Смоленской области 6 детских школ искусств получили новые барабаны