Несколько историй на злобу дня
В понедельник, 10 февраля, в Смоленске началась благотворительная акция Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер». Четыре дня в кинотеатре «Современник» транслируются художественные и документальные фильмы, затрагивающие актуальные проблемы российского общества. А после показов у зрителей есть возможность встретиться с режиссёрами, снявшими картины. У журналистов тоже были вопросы, касающиеся «Сталкера», – на них ответил директор фестиваля и исполнительный директор Гильдии кинорежиссёров России Игорь СТЕПАНОВ.
Подарок для смолян
– Мы привезли в Смоленск новый проект, который существует уже четверть века. Это единственный в России и один из немногих в мире киносмотров, направленный на поощрение кинематографистов, снимающих фильмы о правах человека. Он проходит ежегодно в Москве, а потом, уже после подведения итогов, мы показываем лучшие фильмы в регионах России. В этом году благодаря поддержке Фонда президентских грантов выездная благотворительная акция фестиваля пройдёт в пяти городах: Петрозаводске, Омске, Казани, Курске и Смоленске.
– Смоленск в этой пятёрке появился…
– …можно сказать, в последний момент. Изначально в списке был Нижний Новгород, но там из-за приближающегося юбилея города большие кинотеатры закрыли на ремонт. И я предложил заменить Нижний Новгород на Смоленск, поскольку считаю, что этот город достоин всяческих подарков.
К тому же Смоленск – кинематографический город. Здесь люди охотно приходят смотреть кино, и даже в больших залах всегда аншлаг на показах.
– Игорь Юрьевич, фильмы, которые вы предлагаете нашему зрителю, это дайджест из фестивальной программы за несколько лет?
– Нет, это картины из программы «Сталкера» последнего года. Мы постарались отобрать наиболее интересные и зрелищные работы. Понятно, что все они непростые в плане восприятия, поскольку затрагивают довольно острые проблемы.
Вообще, чтобы вы понимали, наши режиссёры не снимают фильмы специально для этого фестиваля. Это просто хорошие картины, которые так или иначе связаны с заданной темой. Хотя некоммерческое кино в России вообще всё о правах человека.
– То есть в программе фестиваля только российские фильмы?
– Да. Мы не берём зарубежные – хватает и наших. Ещё недавно много говорилось о том, что российского кинематографа нет. Это неправда. Фильмы снимаются, некоторые – на собственные деньги режиссёров или продюсеров. Просто они некоммерческие, поэтому их нет в прокате. Мне недавно один продюсер пожаловался, что заложил квартиру для съёмок фильма, фильм не окупился, и тот остался на улице – вот вам реалии нашего кино.
Очень много короткометражных фильмов. К сожалению, большинство из них про чернуху, много о самоубийствах – почему-то это сейчас очень популярно у молодых режиссёров. Но такое кино вызывает у зрителя негатив и агрессию, поэтому мы стараемся на наш фестиваль подобные фильмы не брать.
Под напряжением
– И всё-таки «Сталкер» – фестиваль международный…
– Потому что он проходит при поддержке ООН, и её эксперты вручают свои призы. Они же потом выдвигают наши фильмы на другие международные фестивали. К тому же нас поддерживают и посольства некоторых стран.
Вообще, удивительно, что иностранцы больше интересуются нашими проблемами, чем сами россияне. Всему миру интересно, что происходит у нас в стране. Хотя, повторюсь, эти фильмы – не для лёгкого просмотра, они будоражат зрителя, заставляют задуматься.
Конечно, нам и самим хочется чего-то более весёлого и оптимистичного. Потому что начинаешь отсматривать то, что присылают на этот фестиваль, и настроение резко портится. А иногда вообще какая-то мистика происходит вокруг. Наш знаменитый киновед Ирина Николаевна Рубанова работала дома – отбирала фильмы для «Сталкера», так за время просмотра у неё в квартире и пробки вылетали, и форточка разбилась – такой эмоциональный накал.
– Но, наверное, задумывая фестиваль на тему прав человека, вы прогнозировали, что там будут фильмы не самые простые для восприятия?
– Вначале было ещё сложнее. Потому что темой первого фестиваля были фильмы о проблемах заключённых. Формально поводом послужило то, что ко мне тогда обратился человек, который сам сидел когда-то за убийство, с просьбой помочь сделать благотворительный концерт в помощь заключённым. А я предложил ему сделать на эту тему фестиваль. Тем более что это был 1995 год, когда у нас в стране колонии буквально отрылись для съёмок.
Так мы провели первый фестиваль, в жюри которого были люди, прошедшие через тюрьму: Георгий Жжёнов, Михаил Танич, Валентина Малявина. И это жюри приняло решение больше ничего подобного не проводить, потому что получилось действительно эмоционально тяжело. И денег это особых не принесло, чтобы чем-то существенно помочь колониям.
А через пару лет режиссёры, снимающие серьёзное кино, сами обратились к нам с просьбой возобновить фестиваль. К тому же как раз появились иностранные фонды, которые помогли нам с финансированием. И мы выжили. Возможно, отчасти в этом нам помогло название-бренд «Сталкер». Понятие, когда-то придуманное братьями Стругацкими, в контексте нашего фестиваля означает людей, пытающихся проникнуть в «зону» малоисследованную и волнующую нас всех.
Каждый год мы собираем фильмы на самые разные темы, актуальные для нашей страны. Проблемы беженцев, мигрантов, неуставных отношений в армии, детей-сирот, одиноких матерей… Это фильмы, которые интересны зрителю, но, к сожалению, не имеют широкого проката, так что фестиваль – это порой единственная возможность их увидеть.
Казнить нельзя помиловать
– Игорь Юрьевич, за 25 лет существования фестиваля были фильмы, которые позволили не только обозначить проблему, но и помогли её решить?
– Были. В качестве примера могу привести такую историю. Это был конец прошлого века. Солдат в армии, не вынеся издевательств, расстрелял целый караул. Его приговорили к смертной казни, которую он ожидал в колонии на острове Огненном. История солдата была напечатана в одной из газет, и режиссёр Александр Гутман снял фильм «Три дня и больше никогда». В основе сюжета – свидание приговорённого с матерью, где они разговаривают друг с другом.
Когда эта лента попала к нам на фестиваль, жюри обратилось в комиссию по помилованию, поскольку по глазам и разговору парня было видно, что он не закоренелый преступник и на крайность его толкнули обстоятельства. Приставкин, который возглавлял тогда эту комиссию, передал фильм в администрацию президента. Ельцина уговорили посмотреть, и он подписал помилование.
Конечно, были и другие случаи. Но главное, чем ценен для нас «Сталкер», – он даёт возможность режиссёрам встретиться со своим зрителем. Кинематографисты рассказывают о том, что их волнует, публика высказывает своё мнение о фильме, говорит о проблемах региона. И это всегда – очень откровенный и интересный диалог, в котором активно участвуют обе стороны.
– И в заключение разговора – несколько слов о программе благотворительной акции «Сталкера» в Смоленске…
– Мы привезли в Смоленск пять художественных и семь документальных фильмов. Картиной открытия стал «Француз» классика нашего кино, народного артиста России Андрея Сергеевича Смирнова, который с удовольствием приехал сюда, чтобы встретиться со зрителями. Этот фильм получил призы многих фестивалей, но в прокате его не было.
Ещё один наш мэтр и народный артист России Вадим Абдрашидов 12 февраля представит свою последнюю картину о войне «Семь пар нечистых» уже в качестве продюсера. Понятно, что в год 75-летия Великой Победы эта тема особенно актуальна.
В четверг, 13 февраля, фестиваль завершится показом фильма «Керосин» Юсупа Разыкова – истории о простых матерях и их семьях, которые выживают в сложнейших жизненных обстоятельствах.
Отмечу, что на все киносеансы вход бесплатный. Пригласительные билеты можно взять в кассе кинотеатра «Современник».
Кроме того, мы покажем фильм «Солдатик» в Стодолище Починковского района и Десногорске. И будет выездная акция в одну из колоний в Сафоновском районе, где также состоится премьерный показ нового российского фильма…
Фото: официальный сайт фестиваля «Сталкер»
Ольга Суркова