Чёрно-белые отпечатки истории
Выставка «Смоленск сквозь столетия. Новые главы» – продолжение разговора, начатого год назад. Её автор, смоленский коллекционер и краевед Игорь Трапезников, предлагает посетителям переместиться во времени на сотню-полторы лет назад, чтобы увидеть другой Смоленск – по сути город-фантом, оставшийся теперь только на этих чёрно-белых фотографиях…
Путешествие во времени
Такое путешествие во времени – дело непростое. Не все места узнаваемы сразу. Конечно, немного помогают надписи и аннотации, но мозг упорно требует привязки к современности, что есть далеко не на всех фото. Так что лучший выход – погружаться в историю вместе с человеком, знающим её нюансы. Например, с тем же Игорем Трапезниковым, который может прокомментировать каждую фотографию, отобранную им в экспозицию.
- На этой выставке 140 работ, - поясняет Игорь Аркадьевич. – Из них только 22 были использованы в предыдущей экспозиции. Все остальные – новые. И часть из них вообще экспонируются впервые, так что до этой выставки их никто не видел.
Новые главы истории Смоленска в фотографиях тематически можно разбить на четыре части. Первая – Молоховские ворота и прилегающие к ним территории (сейчас это площадь Победы). Вторая – Пушкинская улица (нынешняя улица Ленина). Третья – загадка камня «КАБОГРАЛЛО». Четвёртая посвящена творчеству известного смоленского фотокорреспондента Айвара Лиепиньша и приурочена к 85-летию со дня его рождения.
Каждая фотография требует пристального внимания, поскольку самое интересное при беглом просмотре чаще всего не увидишь. Оно - в деталях, открывающихся порой только посвящённым, и как каждое прикосновение к истории не терпит суеты.
- Конечно, при подготовке этой выставки у меня, как обычно, были небольшие открытия. Одно из них – две фотографии, которые мне предоставил Смоленский музей-заповедник. Я долго смотрел на них, прежде чем понял, что это две части одного большого фото. И после их совмещения получилась прекрасная панорама…
Между взрывами
Молоховские ворота – объект давно утраченный. Они были построены на пожертвования смолян в первой половине девятнадцатого века на месте взорванной отступающими войсками армии Наполеона одноимённой башни. Интересно, что во время того взрыва икона Благовещенья, висевшая над воротами Молоховской башни, не пострадала. Её нашли в куче мусора, а позже поместили в построенную в её честь надвратную церковь.
Второй взрыв прогремел столетие спустя – в конце тридцатых годов двадцатого века. И приказ об уничтожении ворот и части прясел крепости отдавали уже не командиры вражеской армии, а руководители города - при перепланировке Молоховской площади.
На фото ворота, от которых начинались дороги на юг, юго-восток и запад, ещё целы. Более того – видны с самых разных ракурсов.
- По этим фотографиям можно отследить и историю движения трамвая. Когда-то он ходил через специально построенную рядом с Молоховскими воротами арку, а в годы советской власти рельсы проложили уже непосредственно под воротами. Вот два фото, где это хорошо видно. 1919 год - трамвай идёт через арку, и 1936 – уже через ворота.
Ещё один утраченный объект – правда, не столь значительный по масштабам – деревянные ворота с аркой в изгороди «Сосновского сада». Новый городской сквер был разбит при губернаторе Василии Осиповиче Сосновском и позже, по решению Думы, был назван его именем. А ворота в псевдорусском стиле придумал известный архитектор Иван Павлович Ропет.
- На самом деле у архитектора была обычная русская фамилия Петров, но из стремления к оригинальности он заменил её экзотическим псевдонимом. По его же эскизам в псевдорусском стиле была выполнена и арка сада Блонье, которую тоже можно увидеть на фото.
Есть в экспозиции и большая панорама, составленная из пяти фотографий. Все они сделаны с пожарной каланчи, которая была когда-то на здании городской думы. Фото датируют примерно1909 годом, потому что здание Взаимного кредита здесь ещё только строится, в то время как дата окончания строительных работ известна – 1910 год.
Кстати, при ближайшем рассмотрении на этой панораме виден небольшой балаганчик на Молоховской площади. А на другом снимке – там уже целая ярмарка из шатров-павильонов.
- На известном фото 1812 года к приезду Николая Второго в Смоленск на празднование столетия Отечественной войны мы видим кусочек этой ярмарки сквозь арку проездных ворот. А тут она целиком. И даже можно разглядеть, что в одном из павильонов на переднем плане торгуют железобетонными кольцами для колодцев…
Дом с колоннами
Пушкинская улица. Она же Блонная, Кирочная, Ленинская и Ленина. Когда-то одно из любимых мест для прогулок смоленской знати. Дорогие магазины, ресторан, Дом Благородного собрания… Здесь какое здание ни возьми – история.
- Вот интересная фотография. На ней дом Ранфта до его перестройки. А сразу за ним – двухэтажное здание с колоннами. Это дом Ушакова, в котором неоднократно останавливался Михаил Иванович Глинка.
Дом Ушакова был построен ещё до войны 1812 года, однако сильно пострадал во время боёв на улицах города – практически от него остался только первый этаж с колоннами, которые хорошо видны на фото. С прошением о возведении второго этажа майор Ушаков обратился уже в тридцатые годы.
- Глинка приехал в Смоленск зимой 1826 года, - поясняет советник областного департамента по культуре Надежда Деверилина. – Гостиниц тогда не было, поэтому он остановился у своего дальнего родственника – майора Алексея Андреевича Ушакова. С его пребыванием здесь связаны несколько произведений, посвящённых дочери хозяина дома Елизавете. Позже она вышла замуж за вице-губернатора Александра Никонововича Мицкого, но мама Глинки называла её по-прежнему Лизой Ушаковой и с её обозами отправляла в Петербург гостинцы Мишеньке: конфеты, колбасы и различные деликатесы.
Когда Глинка приезжал в Смоленск осенью 1847 года, то опять останавливался в этом доме. Правда ненадолго – через несколько месяцев он перебрался в дом Соколова у Никольских ворот. И жил там до марта следующего года, пока не уехал в Варшаву.
Позже Елизавета унаследовала дом отца. А вот после её смерти дом был продан, поскольку детей у неё не было и наследство разделили между родственниками. На фото начала двадцатого века здание уже без колонн и, судя по вывеске булочной на углу, принадлежит Ранфту.
- О Пушкинской улице можно рассказывать долго, - считает Игорь Трапезников. – Вот три фотографии, сделанные в разное время с одной точки: с колокольни Одигитриевской церкви. Первая датирована 1879 годом. Две других относятся к концу девятнадцатого-началу двадцатого века. На них видно, как стремительно выросла и преобразилась улица. Вообще у меня есть идея открытой бесплатной выставки на нынешней улице Ленина. Хочу поставить щиты со старыми фотографиями, чтобы можно было водить экскурсии…
Загадка камня
Камень с загадочной надписью «КАБОГРАЛЛО» - одна из неразгаданных городских тайн. Он частенько встречается на дореволюционных открытках с видами Смоленска. Позже долгие годы считался утраченным. Был случайно найден лишь нынешним летом – во время работ по благоустройству Лопатинского сада.
Что означает выбитая на камне надпись, до сих пор доподлинно неизвестно. Одна из версий – слово составлено из начальных букв имён детей губернатора Лопатина: КАпитолина, БОрис, ГРигорий и АЛександр ЛОпатины. Однако в открытых источниках нет никаких упоминаний о существовании Бориса Лопатина. Да и с именами других детей тоже есть некоторые расхождения.
Впрочем, некий ореол таинственности не помешает возможности подробно исследовать и сам камень и старые фотографии с его изображением…
Памяти Лиепиньша
Особый раздел нынешней выставки посвящён творчеству известного смоленского фотографа и фотокорреспондента Айвара Лиепиньша и приурочен к 85-летию со дня его рождения.
- Здесь, в витрине, есть альбом 1974 года с фотографиями Айвара Лиепиньша, который моему отцу, ветерану Великой Отечественной, подарили на 9 Мая. Я в детстве листал этот альбом постоянно – мне ужасно нравилось разглядывать виды Смоленска, который с течением времени менял свой облик. А позже, уже после окончания института, ко мне пришло понимание, что эти фото – иллюстрация целой эпохи, которая ушла безвозвратно.
Посетители выставки тоже могут полистать один из авторских альбомов Лиепиньша – он для этого специально оставлен поверх витрины. Полистать, чтобы заглянуть в не самое далёкое прошлое, хотя и связанное со страной, которой уже нет…
Фото: Елена БЕЛЫХ
Ольга Суркова