Береста – говорящее ремесло славян
Наша Родина – это, кроме всего прочего, ещё и богатейшее наследие праотцов. Одна из граней исторической памяти – промыслы и ремёсла, которые практиковали наши предки для того, чтобы обустроить свою жизнь, и которые постепенно стали элементами национальной культуры...Наследие и музейное дело
Будучи несколько лет назад в США, я невольно обратил внимание на практичность американцев. Они повсеместно музеефицируют объекты, которые, по нашим понятиям, под это не подходят в принципе. Скажем, присваивать имена известных людей мостам, библиотекам, скверам и даже просто отдельным зданиям – по американским меркам вполне нормально. Как нормально после этого объявлять их неким подобием музеев.
В нашей стране, напротив, история богатейшая. Выделяй фрагменты, делай экспозиции, показывай – и получай прибыль. Но пока музейное дело у нас развито слабовато, за исключением обеих наших столиц и части областных центров. На уровне же российской провинции достойных примеров до обидного мало. Таких, как, к примеру, город Мышкин. В нём местные жители, кроме традиционного краеведческого музея, создали Историко-культурный музей семейных коллекций, Музей мыши, музей «Мышкинский самоходъ», Народный музей, Музей водочника П.А. Смирнова, музей «Махаев двор», музей «Мышкинское Заволжье», Музей Угемского края и т.д. Этот «город музеев» уникален даже в мировом масштабе, не говоря уже про Россию. Печально, но факт: в нашей стране населённые пункты, где есть на что посмотреть (в музейном смысле), можно по пальцам пересчитать.
А уж частные музеи для нашего Отечества вообще нехарактерны и воспринимаются почти как нонсенс! Хотя, между прочим, именно частные музеи нередко бывают намного интереснее музеев государственных. Вспомним хотя бы известные не только на Смоленщине есенинский музей Павла Пропалова в Вязьме и Аллы Белкиной «Быт русской деревни» в с. Покров Холм-Жирковского района.
Хобби или основа благосостояния?
И вот мы беседуем с Альбертом Дерябиным в гостиной его частного Музея бересты.
– Откуда пришло увлечение берестой?
– Когда лет десять назад, как и многие другие соотечественники, я столкнулся с финансовыми трудностями, подумал: а чем бы ещё в жизни, кроме основной работы, заняться, чтобы поправить пошатнувшееся семейное благополучие? И вспомнился мне тогда наш деревенский дом в Вельском районе Архангельской области, где я мальчишкой любил, лёжа на печи, наблюдать, как мой дед плетёт замечательные корзины из бересты. Невольно я подмечал, какую он бересту приносил, как её замачивал, как начинал плетение. Да и отец мой, надо сказать, тоже неплохо мастерил различные корзинки, кузова, короба.
Захотелось и мне «руками вспомнить» этот промысел, то есть основательно попробовать себя в этом деле. Сделал один несложный сувенирчик, другой. О моём увлечении скоро узнали. Один товарищ попросил сделать что-то конкретное, и далее – по нарастающей. Постепенно разохотился, увлёкся, стал покупать литературу, интересоваться этим видом промысла более детально. Попутно стал заниматься корнепластикой и вообще всем, что связано с деревом. Притянули меня лесные промыслы крепко. Например, попробовал сам выгнать дёготь – и получилось!
– Как появилась идея оформить своё хобби в музей?
– Дело в том, что постепенно собственных изделий в квартире скопилось не просто достаточное количество – возник их переизбыток. Что-то расходилось по друзьям, но большая часть сделанного оседала почти в виде залежей, в том числе в качестве образцов или любимых работ. Возникла идея показать их людям.
Просить где-то помещение под некое подобие выставки? Зачем? Ведь это пробивать очень непросто, к тому же есть свой участок, который когда-то был куплен в деревне Аносенки под дачу! Так что дом, в котором сейчас размещается организованный мною Музей бересты, и земля под ним – это моя собственность. Такая простенькая «музейная формула» позволяет сохранять определённую независимость.
Сейчас расширяю экспозицию работ, делаю её более презентабельной, удобной для показа. Скажем, чтобы посетителям было интереснее, я записал пение различных птиц – замечательный фон для разговора о бересте и вообще о лесе! Особенно детям нравится. Опять же для создания дополнительного уюта топлю камин, предлагаю чай с травами из самовара. Знаете, дерево – это ведь отчасти философия жизни, и обстановка для проникновенного знакомства с ним должна быть соответствующей.
– Как работает музей, что он уже сейчас может предложить своим посетителям?
– Прежде всего местоположение музея очень удобно для его посещения как на автобусах и личных автомобилях, так и пешим порядком. Деревня Аносенки, приютившая музей, расположена непосредственно на повороте в сторону Подосинок от дороги, ведущей из Пржевальского в Михайловское. Кто захочет – найдёт очень легко.
Музей работает всего несколько месяцев, и пока, как говорится, народная тропа к нему ещё не особенно протоптана, однако уверен, что уже вскоре поток посетителей заметно возрастёт. Поскольку к альтруистам я себя не отношу, да и развитие музея требует вложения немалых средств, вход в музей – платный: для детей стоимость билета составляет 20 рублей, для взрослых – 50.
По задумке, экспонаты музея и его убранство для посетителей должны стать не только интересными, но и полезными с практической точки зрения. Наверняка кто-то из посетителей музея захочет на своём подворье сделать нечто подобное тому, что здесь можно увидеть. К тому же любой экспонат или предмет интерьера можно пощупать и расспросить о секретах его изготовления. В этом плане я вполне готов организовывать мастер-классы для желающих, и подобные занятия периодически уже организуются.
«Деревянные» перспективы
Для Национального парка «Смоленское Пооозерье», на территории которого расположен объект Дерябина, создание этого музея – очень важный симптом: наконец-то наряду с гостевыми домами начато реальное развитие инфраструктуры, без которой о серьёзном развитии туризма не может быть и речи. Национальный парк обязуется всячески помогать энтузиасту, чтобы о существовании музея знали как региональные турагенстства, так и широкие массы населения.
Большая просьба к тем, у кого есть предложения, которые смогут способствовать развитию нового музея: не держите идеи в себе, помогайте развитию доброго, нужного нам всем проекта! А Альберту Дерябину пожелаем плодотворного, устойчивого развития организованного им музея и, конечно же, крепкого здоровья.