Культура

Как жили дворяне в Смоленской губернии

18 июля 2011 года в 14:44
Недавно открывшаяся в стенах исторического отдела Смоленского государственного музея-заповедника выставка «Приглашение на бал» посвящена жизни и быту смоленского дворянства первой половины XIX столетия. Большинство вещей, представленных в экспозиции, в своё время принадлежало представителям самых известных в нашей губернии фамилий – Энгельгардтам, Урусовым, Реадам и другим.
Экспонаты выставлены в двух залах. В первом – вещи, относящиеся к образованию, военной службе, повседневным занятиям и досугу дворян. Они знакомят нас с изысканным этикетом той далёкой эпохи.
Большинство дворян того времени жило в долг, закладывая имения и тратя уйму денег на всевозможные увеселительные мероприятия – балы, туалеты, прогулки, украшения усадебного дома. При этом для первой половины позапрошлого века характерно чёткое разделение мира женщин и мира мужчин. Почти никаких совпадающих интересов у них не было. Одним из мест, где мужчины и женщины встречались и знакомились, кроме театров, были многочисленные балы. Каждый старался переплюнуть соседа пышностью и убранством. Балы ведут свою историю от средневековых празднеств при французском и бургундском дворах. Первый такой бал, о котором имеются достоверные сведения, был дан в 1385 году в Амьене при бракосочетании Карла VI с Изабеллой Баварской.
В России балы были введены Петром I в 1717 году, а чуть позже они стали неотъемлемой частью ассамблей, где разрешалось «вольно сидеть, ходить, танцевать и играть». Туда впервые стали допускаться и женщины.
Со временем сложился целый ритуал проведения балов – они устраивались при царском дворе, у богатых и влиятельных вельмож, просто в домах состоятельных людей и дворян. Для проведения бала поводы были самыми различными – дни рождения, именины, свадьбы и так далее.
В столицах и других крупных городах танцевали, за исключением постов, круглый год. Это было основное место, где молодые особы выводились в свет и получали все шансы на удачный брак.
В XIX веке бал состоял из определённой череды танцев, шедших друг за другом в строгой последовательности – сначала полонез, потом вальс (он считался молодёжным и несколько вольным танцем). Мазурка составляла центр любого бала, была его кульминацией. Завершался бал, как правило, котильоном, танцем-игрой.
Бал являлся очень важным элементом дворянского быта, ведь только там девушка могла найти себе удачную партию, а влюблённые имели возможность остаться наконец наедине.
Посетитель выставки имеет возможность через предметы обихода, наряды, мебель и украшения познакомиться с той красивой эпохой, представить себе, как примерно вы¬глядел сам бал и его участники. Экспозиция изобилует мелкими экспонатами, например, такими, как подсвечники, курительные принадлежности, посуда, кошельки, аксессуары для карточной игры. Представлены старинная мебель, портреты, украшения интерьера, и, конечно же, есть бальные платья и даже музыкальные инструменты.
Недавно открывшаяся в стенах исторического отдела Смоленского государственного музея-заповедника выставка «Приглашение на бал» посвящена жизни и быту смоленского дворянства первой половины XIX столетия.
Большинство вещей, представленных в экспозиции, в своё время принадлежало представителям самых известных в нашей губернии фамилий – Энгельгардтам, Урусовым, Реадам и другим.
Экспонаты выставлены в двух залах. В первом – вещи, относящиеся к образованию, военной службе, повседневным занятиям и досугу дворян. Они знакомят нас с изысканным этикетом той далёкой эпохи.
Большинство дворян того времени жило в долг, закладывая имения и тратя уйму денег на всевозможные увеселительные мероприятия – балы, туалеты, прогулки, украшения усадебного дома. При этом для первой половины позапрошлого века характерно чёткое разделение мира женщин и мира мужчин. Почти никаких совпадающих интересов у них не было. Одним из мест, где мужчины и женщины встречались и знакомились, кроме театров, были многочисленные балы. Каждый старался переплюнуть соседа пышностью и убранством. Балы ведут свою историю от средневековых празднеств при французском и бургундском дворах. Первый такой бал, о котором имеются достоверные сведения, был дан в 1385 году в Амьене при бракосочетании Карла VI с Изабеллой Баварской.
В России балы были введены Петром I в 1717 году, а чуть позже они стали неотъемлемой частью ассамблей, где разрешалось «вольно сидеть, ходить, танцевать и играть». Туда впервые стали допускаться и женщины.
Со временем сложился целый ритуал проведения балов – они устраивались при царском дворе, у богатых и влиятельных вельмож, просто в домах состоятельных людей и дворян. Для проведения бала поводы были самыми различными – дни рождения, именины, свадьбы и так далее.
В столицах и других крупных городах танцевали, за исключением постов, круглый год. Это было основное место, где молодые особы выводились в свет и получали все шансы на удачный брак.
В XIX веке бал состоял из определённой череды танцев, шедших друг за другом в строгой последовательности – сначала полонез, потом вальс (он считался молодёжным и несколько вольным танцем). Мазурка составляла центр любого бала, была его кульминацией. Завершался бал, как правило, котильоном, танцем-игрой.
Бал являлся очень важным элементом дворянского быта, ведь только там девушка могла найти себе удачную партию, а влюблённые имели возможность остаться наконец наедине.
Посетитель выставки имеет возможность через предметы обихода, наряды, мебель и украшения познакомиться с той красивой эпохой, представить себе, как примерно вы¬глядел сам бал и его участники. Экспозиция изобилует мелкими экспонатами, например, такими, как подсвечники, курительные принадлежности, посуда, кошельки, аксессуары для карточной игры. Представлены старинная мебель, портреты, украшения интерьера, и, конечно же, есть бальные платья и даже музыкальные инструменты.
Пленэр в Санкт-Петербурге
Береста – говорящее ремесло славян

Другие новости по теме