Одушевлённое время Вячеслава Павлова
Культура

Одушевлённое время Вячеслава Павлова

3 ноября 2019 года в 12:09
279

Смоляне могут познакомиться с творчеством известного московского художника.

Собственно, художников двое. Что становится понятно уже из названия выставки, открытой в Историческом музее Смоленска: «Вячеслав Павлов (офорты, рисунки) и Алла Шмакова (гобелены в сюжетах: Одиссея, Фрески вольного воздуха)». Хотя основную смысловую нагрузку в экспозиции несут именно графические серии Вячеслава Павлова. А два гобелена Аллы Шмаковой – в продолжение темы, как импровизация с образами и сюжетами, рождёнными к жизни воображением её мужа…

Высокое искусство

6 октября заслуженному художнику России Вячеславу Павлову исполнилось бы 85 лет. И выставка, приуроченная к этой дате, – прекрасный повод обратиться к его творчеству, выходящему далеко за рамки классических канонов изобразительного искусства.

– Вячеслав Павлов – художник уникальный, – считает председатель Смоленского отделения Союза художников России заслуженный художник РФ Валерий ГРАЩЕНКОВ. – Уникальный тем, что его произведения совершенно неповторимы. Ничего похожего нет в российской графике. Да и в мировой тоже. Художнику удалось открыть нечто своё в плане пластики изображения, техники и формы. Казалось бы, его совсем не заботят такие позиции, как пропорции или точная анатомия. Но, несмотря на некие отступления, его работы гармоничны. На школу накладывается совершенно уникальное, живое, неповторимое изображение – оно и делает из графики Павлова произведения высокого искусства.

В экспозиции представлены более пятидесяти графических листов из трёх серий: «Одиссея», «Фрески вольного воздуха» и «Моисей и египетские боги». В продолжение темы, заданной Вячеславом Павловым, – два гобелена народного художника России Аллы Шмаковой «Танец с менадами» и «Шествие Ангелов».

– Рекомендую всем посетителям обратить внимание на тексты, которые включены в оформление выставки, – замечает заведующая Художественной галереей Дарья ИВАНОВА. – Эти аннотации написаны самим художником, и они многое дают к пониманию его творчества.

Ещё один ключ к пониманию – книга «О жизни и творчестве», куда вошли дневниковые записи и воспоминания художника с 1964-го по 2014 год. Составитель сборника Алла Шмакова считает, что это своего рода автопортрет, над которым её муж работал долгие годы.

– В этой книге совершенно уникальные рассуждения, – восхищена заслуженный художник России Вера САМАРИНА. – Художник размышляет и о своей жизни, и о встречах с людьми. И какие характеристики он даёт при этом! Как интересно рассказывает о своём детстве! Это проникновенное, поэтичное произведение – свидетельство того, что Вячеслав Павлов – художник во всём.

Свобода творчества

Вячеслав Павлов родился в 1934 году в Москве. Ещё ребёнком занимался в художественной студии при Историческом музее у известного авангардиста Веры Пестель. Педагог, делясь секретами мастерства, поощряла у воспитанников стремление к свободе творчества, развитие собственной инициативы. По словам самого Вячеслава Ивановича, это было «рисование с целью почувствовать пластику, а не школярство».

Совсем других правил придерживались в вузе («Когда я попал в Строгановку, я ужаснулся»), который Павлов окончил в 1959 году как художник-монументалист. Конечно, эти правила, призывающие к определённым стандартам и рамкам, вызывали у него стойкий протест. И, возможно, всё его дальнейшее творчество – попытка доказать своё право на свободу и самоопределение.

«Преемственность традиции, стремление к символичности, драматически-философской насыщенности образов своеобразно воплотились в его творчестве. Он шёл по пути собственной фантазии, в зримых формах передавая мир своей души только ему присущими изобразительными средствами… Осмысление исторических событий, библейских сюжетов, впечатления от поездок, изобразительные интерпретации литературной классики определили широту тематического диапазона его произведений» – так характеризуют творчество Вячеслава Павлова искусствоведы.

Сам график в рассуждениях на эту тему более поэтичен: «Воображение – это одушевлённое время, в котором художник может существовать и перемещаться. Когда овладеваешь им, то чувства становятся стройными, а образы живыми. Оглядываясь на собственное творчество, я обнаружил, что следовал и следую по сию пору полёту собственной фантазии».

Вслед за Эвридикой

«Одиссея» – самая большая серия в творчестве Вячеслава Павлова. Все работы в ней выполнены в редкой технике прямого перевода, изобретённой мастером советской графики Евгением Тейсом.

– Прямой перевод – очень любопытная техника, которой мало кто занимается, – поясняет Вера Самарина. – Это так называемая «карандашная манера». Художник берёт металлическую пластину и покрывает её мягким лаком. А потом сверху кладёт лист бумаги, на котором рисует. Рисует чем угодно: карандашом, мелками… И получается не традиционная жёсткая резцовая гравюра, а мягкая и совершенно необычная. Каждый её оттиск получается нестандартным и уникальным. Как будто его только что трепетно, едва касаясь листа, нарисовал карандашом художник.

Работы Павлова – как хорошая музыка. Её можно слушать фоном, просто наслаждаясь гармонией звуков, а можно, внимательно следя за каждым аккордом, пытаться понять мысли и чувства автора.

– Я ещё не успела внимательно рассмотреть все его работы, но те, что открывают экспозицию, я сразу эмоционально восприняла, – признаётся заслуженный художник России Нина АГЕЕВА. – Притягивает уже само сочетание тёмных и светлых пятен, их композиционное расположение, контраст, размеры. Особенно понравилась работа «Орфей и Эвридика» – вещь поэтичная и философская, умная и исключительно решённая композиционно. Фигуры, уходящие в разные стороны. Невероятная пластика, ритмическое сочетание тёмных и светлых пятен, которые создают некое эмоциональное напряжение…

– Графика сделана с очень большим вкусом, – дополняет народный художник России Геннадий НАМЕРОВСКИЙ. – В ней всё построено на ритмике и пластике. Поэтому нет ощущения статичности – везде движение: там пляшут, там летают, там бегут… Я был немного знаком с Вячеславом Павловым, знаю и Аллу Шмакову. Это прекрасные художники, признанные мастера – своеобразная элита в искусстве. И такая выставка – большой подарок для смолян. Замечательно, что наш музей-заповедник занимается продвижением современного искусства.

Подарок Смоленску

Интересно, что для большинства посетителей выставки творчество Вячеслава Павлова и Аллы Шмаковой стало скорее открытием. Открытием эмоциональным, радостным – из тех, что надолго остаются в памяти, побуждая к новым встречам. И тем приятнее информация о том, что теперь работы художника есть и в Художественной галерее Смоленска.

– Алла Алексеевна передала нашему музею больше пятидесяти работ Вячеслава Ивановича, – говорит старший научный сотрудник Художественной галереи Екатерина СЕРГЕЕВА. – Среди них – серия, посвящённая событиям 1812 года. Кстати, в книге «О жизни и творчестве» есть воспоминания Вячеслава Павлова о том, как они с женой путешествовали по Старой Смоленской дороге – той самой, по которой отступали наполеоновские войска. Возможно, личные впечатления от увиденного в наших местах помогли художнику в работе над этой серией.

Впрочем, дата встречи смоленского зрителя с этими работами пока не определена. А выставка в Историческом музее открыта к просмотру до 19 января 2020 года. И это замечательная возможность ещё не раз прийти сюда, чтобы, открыв глаза и душу, настроиться на очень личный разговор с художником. Диалог, в котором темы будет задавать сам мастер, а их трактовку формулировать по-своему каждый зритель…

Фото: Елена Белых и Смоленский музей-заповедник

Ольга Суркова

Волшебный мир Ланы Грин
В Смоленске состоялся конкурс «Музыка – душа моя»