«Горящий Смоленск и горящий рейхстаг…»
Программа «Дорогами Высоцкого», представленная смолянам, – больше, чем просто концерт. Здесь удивительным образом переплелось всё: и пронзительность слов, трогающих до слёз, и музыка, пробирающая до мурашек, и великолепное исполнение, усиливающее этот эффект… А в итоге получился настоящий спектакль. Или, как определил художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории Александр СОЛОВЬЁВ, «театрализация с минимумом средств и максимумом воздействия на аудиторию».
Музыка для души
Выступление в Смоленске – по сути, премьерное представление программы «Дорогами Высоцкого» в регионах. И оно прошло без преувеличения триумфально. Мало того, что аншлаг и публика аплодировала стоя – этим у нас уже никого не удивить. Но слушатели не отпускали артистов даже после нескольких «бисов», продолжая выражать свой восторг бурными овациями.
– Такой приём! – восхищён Александр Соловьёв. – И очень внимательно слушали. Важно, что все службы сработали очень оперативно – здесь же были задействованы и звук, и свет, и видео. И, конечно, стоит отметить выступление наших солистов, и в первую очередь – Никиты Высоцкого. Он необычайно музыкальный и органичный человек, который не просто чувствует эту поэзию – каждой клеточкой ощущает, как её необходимо донести до публики. И когда он выступает как солист в вокальных произведениях, и когда читает стихи – всё совершенно на разрыв. И эта палитра – от тишайшего пиано до громогласных сфорцандо, которые заполняют просто всю кубатуру. Заполняют душу – вот что самое главное! Это как раз та программа, которая берёт за сердце любого, кто с ней соприкасается. И я надеюсь, что она будет жить и развиваться.
Кстати, Смоленск в качестве премьерного региона выбран отнюдь не случайно. Это выступление – часть «Вахты памяти», которую консерваторцы с 2004 года проводят в честь 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения, в составе которой осенью 1941 года под Ельней и Вязьмой сражались студенты и преподаватели МГК имени П.И. Чайковского.
Кроме того, стоит отметить, что концерт организован в рамках Осеннего молодёжного форума Московской консерватории «Партитура будущего» при поддержке Фонда развития творческих инициатив и Российского федерального агентства по делам молодёжи.
Орган вместо гитары
Вообще, программа «Дорогами Высоцкого» – плод совместного творчества известной органистки Евгении Кривицкой, директора дома-музея Высоцкого актёра Никиты Высоцкого и уже упомянутого Александра Соловьёва. Впервые она прозвучала 9 мая 2018 года в рамках Международного открытого фестиваля искусств «Дню Победы посвящается…».
– Песен, посвящённых войне, в наследии Высоцкого довольно много, – говорит Евгения КРИВИЦКАЯ. – Но мы решили несколько расширить ракурс: война как момент экстремальной проверки человека в пограничных ситуациях. И получилась некая музыкальная литературно-драматическая композиция, которая даёт полное погружение в атмосферу – напряжённую, пронзительную, трогательную.
Идея программы – соединить наследие Владимира Высоцкого и академическое исполнение – некое ноу-хау этого творческого коллектива. Тем более что в качестве аккомпанирующего инструмента кроме традиционного рояля здесь выступает и орган.
– Казалось бы, что может быть дальше друг от друга – бардовская песня под гитару и орган как носитель сакральной традиции, – продолжает Евгения Кривицкая. – Но, по-моему, смоленская публика оценила свежесть, естественность и органичность соединения этих двух компонентов. К тому же всё это создаёт некую космичность звучания и вносит новую струю в осмысление наследия Высоцкого.
– Мне кажется, что такое соединение не то, чтобы принципиально по-другому раскрывает творчество Высоцкого, но рождает новую реальность, безусловно, родственную ему, – дополняет Никита ВЫСОЦКИЙ. – На мой взгляд, это неожиданно, интересно и добавляет Высоцкому не известности и славы, которых у него в избытке, но какой-то коммуникабельности по отношению к сегодняшнему слушателю.
По-высоцки
Ещё один важный аспект программы – то, что её участники в основном люди молодые. Да и аранжировки песен практически все сделаны молодыми композиторами. И в этом, по словам организаторов, не только артистическая, но и нравственно-воспитательная составляющая проекта.
– Благодаря этой программе родилась и новая музыка, – замечает Александр Соловьёв. – Композитор из Санкт-Петербурга Сергей Екимов специально для проекта «Дорогами Высоцкого» написал хоровой триптих, взяв за основу три стихотворения Владимира Семёновича: «На братских могилах», «Люблю тебя сейчас» и «Военная песня». И эта музыка – очень удачное и точное попадание в нерв стиха Высоцкого. Все три части между собой очень контрастные, но каждая по-своему заставляет слушателя энергетически соучаствовать. И мне кажется, это очень важно, что наш проект даёт возможность взглянуть на творчество Высоцкого из сегодняшнего дня, что благодаря поэзии Высоцкого рождается новая музыка.
– Высоцкий своей жизнью, творчеством и даже смертью дал толчок к самовыражению многим людям, – считает Никита Высоцкий. – Например, Юрий Шевчук мне рассказывал, что написал первую песню «Не стреляй» в день, когда, будучи в стройотряде, услышал, что Высоцкий умер. Просто ушёл в тайгу и написал песню. И такое желание творчества, которое спонтанно возникало даже у самых нетворческих натур под влиянием голоса Высоцкого, его эмоций, текстов, судьбы, продолжается до сих пор.
Впрочем, большинство произведений, вошедших в программу «Дорогами Высоцкого», всё-таки, несмотря на современную аранжировку, сохранили мелодику и гармонию самого Высоцкого.
– В этом нет желания навязать Высоцкому новый смысл или новое звучание, но есть ощущение родственности, – продолжает Никита Высоцкий. – Того, что для людей, занимающихся серьёзной музыкой, Высоцкий – не только стихи, но и звучание. Это не новая музыка, хотя иногда она достаточно оригинальна и по ритму, и по разложению на голоса, и по исполнению вокалистами. На мой взгляд, всё это интеллигентно, тактично, аккуратно и по-высоцки…
Немного личного
Александр СОЛОВЬЁВ, художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории:
– Песню «Здесь лапы у елей…» я помню сколько себя. У меня была пластинка, которую я слушал постоянно, – настолько сильно, до мурашек, трогала меня эта песня. Конечно, мне всегда очень хотелось её исполнить. И я рад, что наш проект дал возможность реализоваться моей детской мечте. Стать как-то сопричастным этой замечательной музыке, которая трогает до глубины души.
На мой взгляд, Высоцкий – это своеобразный код нашей национальной идентичности. Его музыка и слова понятны всем, кто живёт в нашей стране. И это то, что всех нас объединяет.
Ярослава КАБАЛЕВСКАЯ, руководитель проекта «Осенний молодёжный форум» Московской консерватории:
– Мне любовь к Высоцкому передалась от родителей. У нас дома – полное собрание его сочинений на пластинках. И, не преувеличивая, скажу, что «Гимнастика» звучит у нас каждое утро, и уже мой пятилетний сын под эту песню делает упражнения.
Евгения КРИВИЦКАЯ, органист, профессор Московской консерватории:
– Конечно, для проекта мы прежде всего выбирали песни, которые могли пластично лечь на органную фактуру, потому что далеко не все вещи возможно переложить. А что касается моих личных пристрастий, то меня с детства особенно цепляла «Песня о друге». И ещё мне нравятся песни Высоцкого с неким иронично-сатирическим элементом – такие, как «Ой, Вань, гляди, какие клоуны!».
Никита ВЫСОЦКИЙ, директор дома-музея В.С. Высоцкого:
– У меня нет какой-то одной любимой песни. Для меня вообще сложно вычленять творчество Высоцкого, потому что он достаточно цельный. И скорее он не написал 410 песен, а как бы писал некую балладу или поэму о себе и своём времени – просто в маленьких главках. Но мне в этой связи вспомнилась одна история. Лет двадцать назад мы с Валерием Золотухиным были в Финляндии, где, как нам говорили, все любят Высоцкого. Но оказалось, что его знают там как автора одного произведения – «Песни о друге». Причём эту песню знают там на всех доступных языках: финском, шведском и русском. Собственно, весь концерт они ждали только её, хотя вежливо хлопали на всё. И когда Золотухин наконец запел: «Если друг оказался вдруг…» – зал встал. Для финнов такое проявление эмоций вообще не свойственно – «горячие парни» не встают, даже когда им Баха играют…
Фото: Ольга ХОМЕНКОВА
Ольга Суркова