«Дело профессора Доуэля» – проект молодых, творческих и талантливых
Культура

«Дело профессора Доуэля» – проект молодых, творческих и талантливых

2 октября 2019 года в 15:03
438

В начале сентября в Смоленске состоялась премьера театрального независимого проекта «Дело профессора Доуэля», созданного актёрами Марией ВИЛЮНОВОЙ и Николаем ФАРНОСОВЫМ. Несмотря на достаточно новый для Смоленска формат телерадиотеатра, в зале Камерного театра в день премьеры был практически аншлаг (пустыми остались всего несколько кресел), а двухчасовой спектакль прошёл в полной тишине – настолько зрители были увлечены происходившим на сцене.

Взаимоотношения Марии с произведением Беляева начались ещё в школьные годы: сначала это была прочитанная за рамками учебной программы книга, которая вызвала внутренний отклик и стала одним из любимых произведений, затем – монолог Лизы Брике, подготовленный для вступительного экзамена в театральный вуз, а 12 лет спустя – это воплощённое в жизнь желание, независимый проект двух актёров: кинорадиотеатр, где меняются парики, шляпы, голоса и места, «фантасмагория в двух телах и восьми головах» по мотивам научно-фантастического романа нашего земляка Александра Беляева.

– Будучи в театральной профессии, я подумала, что мне нужен проект, который всегда будет со мной, будет мобилен, который куда-то можно привезти и показать. Позже сформировалось желание того, чтобы эта постановка была для двух актёров, потому что собрать такой состав для репетиций и сделать проект мобильным проще и удобнее. И я начала вспоминать свои любимые произведения, и вновь мой выбор пал на книгу Александра Беляева «Голова профессора Доуэля».

Сама форма постановки спектакля пришла к Марии во время гастролей в Тамбове – под влиянием атмосферы усадьбы Рахманинова и его симфонической поэмы «Остров мёртвых», на которую, в свою очередь, композитора вдохновила одноимённая картина швейцарского художника Арнольда Бёклина, иллюстрирующая античный миф о том, что души героев и любимцев богов находят последний приют на уединённом острове, куда их переправляет на лодке Харон. Актриса отметила экзистенциальную связь этих произведений с научно-фантастическим романом Беляева, проходящую в контексте идею размышления о нахождении душ героев книги «Голова профессора Доуэля». И, в частности, о том, где же находится душа профессора Доуэля во время того, как его голова вынужденно живёт в лаборатории Керна.

Исходя из этого, Марией был выведен общий синопсис проекта: есть ли у человека выбор или это только иллюзия? Можно ли проводить опыты над человеком, не только физические, но и моральные, и не проводим ли мы их сами над собой? Ведёт ли наша совесть свой дневник? Насколько глубоко мы скрываем от самих себя истинные желания и страхи? Кому удаётся совмещать жизнь головы и тела не по отдельности?

– Все эти вопросы меня волнуют и интересуют. Ведь помимо научно-фантастической линии Беляев затрагивает множество разных пластов: психологический, научно-фантастический, любовный, философский, а ещё – темы предательства, порока и добродетели. Их можно найти множество, так как вписаны туда совершенно разные архетипы, идеи и образы в человеческом обличии, – рассказывает Мария Вилюнова, актриса, режиссёр проекта «Дело профессора Доуэля».

Благодаря задумке актрисы и креативному техническому решению, в спектакле, где задействованы всего два актёра, единовременно на сцене могут присутствовать и общаться между собой четыре героя – два воплощения двух актёров, а иллюстрация места действия – оживать и меняться в зависимости от сцен.

Стоит отметить, что одна из любимых особенностей актёрской профессии для Марии – возможность перевоплощаться в абсолютно разных персонажей и проживать их.

– Изначально мне было боязно браться за такую задачу перевоплощения, но ещё мне было крайне интересно и очень волнительно. Например, найти какую-либо деталь персонажа и зафиксировать её и выдержать весь-весь этот образ – так, чтобы эта особенность просто «прилипла» к герою. Порой ощущаешь путаницу в голове, когда перебегаешь из роли в роль, но это делает задачу ещё более интересной. Это на самом деле непростой процесс – влезать в рукава манекенов, переставлять их, надевать парики…Мне кажется, что это должно быть максимально легко и феерично. И от такого мастерства очень многое зависит в этой постановке, в ней есть куда расти и в ней можно совершенствоваться бесконечно и везде находить новые краски – в этом уникальность спектакля, – поделился своими впечатлениями актёр Николай Фарносов.

Напомним, что ранее в постановке принимал участие актёр Виталий Игнатенков. С ним спектакль прошёл «пробную» премьеру в январе 2019 года – на сцене ДК Профсоюзов. После этого интересы и творческие пути Виталия с Марией разошлись, и в обновлённый проект был приглашён Николай Фарносов – актёр Смоленского камерного театра и коллега Марии по театральной студии «Зелёный Кот».

– Прочитал произведение, влюбился в идею и очень рад участвовать, – отмечает Николай.

Одно из намерений Марии – при реализации идеи спектакля собрать творческих людей, которые смогли бы показать свои способности и таланты в одном проекте. Здесь актриса приводит цитату Славы Полунина: «Работай с теми людьми, которых хочется обнять».

Как отмечает сама актриса – режиссёр спектакля, команда действительно собралась нетривиальная, и у каждого её участника имеется своя маленькая история о том, как началось взаимодействие с «Делом».

Над воплощением в жизнь идеи «Дела профессора Доуэля» трудилась большая команда, включающая в себя и родителей Марии. Сергей Вилюнов, отец Марии, часто помогает сделать что-либо для спектаклей дочери. В данном проекте он создал конструкции манекенов.

Алиса ХОЛОД, дизайнер, модельер театрального образа:

– Моё участие в проекте началось с загадочного приглашения от Маши на встречу в кафе, на которой она рассказала мне о задумке спектакля и о том, что планируются своеобразные костюмы, и их техническое изготовление будет играть очень большую роль…

– Конечно, хотелось бы показать спектакль в других городах, выступить с ним на фестивалях. Но в этом году в основном будем показывать его в Смоленске. Также в планах – сделать благотворительный спектакль, чтобы помочь сбору средств на памятник Александру Романовичу Беляеву, – рассказала Мария.

Второй показ спектакля «Дело профессора Доуэля» состоится 7 октября на сцене Смоленского камерного театра. Подробную информацию об этом и следующих показах можно найти в группе проекта в социальной сети «Вконтакте»: deloprofessora.

Для справки

В создании проекта также участвовали:

Сергей Хандрык – музыкальное оформление, запись звука;

Игорь Спиренков – музыкальное и звуковое сопровождение;

Елена Миронова – создание образов, грим;

Алиса Аницкая – создание иллюстраций;

Василиса Макшакова – анимация иллюстраций;

Алиса Биличенко – ведение звука и анимации на спектакле;

Иван Баханков – художник по свету;

Сергей Хомяков – видеозапись, помощь в организации;

Кристина Давыдова – видеозапись;

Ирина Семёнова – дизайн афиш, фотографии.

Фото: Алиса АНИЦКАЯ

Алиса Аницкая

В Смоленске назвали победителя фестиваля «Евразия.DOC. 4 минуты»
В Смоленском драматическом театре прошло открытие 240-го, юбилейного сезона