Семейно-творческий союз
В Доме художника в Смоленске открылась выставка «Artes liberales» («Свободные искусства»), посвящённая творчеству двух поколений семьи художников Рыбаковых. В экспозиции представлены работы четырёх авторов: Виталия и Ларисы Рыбаковых, их сына Сергея и его супруги Ксении Тихоновой…
Свобода от найма
Четыре автора, четыре собственных взгляда на мир и искусство – причём, как это нередко бывает у близких людей, в чём-то перекликающихся друг с другом, словно продолжение некоего словесного диалога, перешедшего в плоскость творчества.
По задумке устроителей выставки – супругов Сергея Рыбакова и Ксении Тихоновой, проект «Свободные искусства» сосредоточен на поиске точек соприкосновения изобразительного искусства, философии и литературы. Точек интеллектуального пространства, в которых возникают уникальные, насыщенные глубоким содержанием произведения.
– Идея этой выставки зрела давно, – признаётся Сергей РЫБАКОВ. – И в данном контексте термин «свободные искусства» используется в противопоставление искусствам коммерческим. То есть здесь представлены произведения, свободные прежде всего от пожеланий заказчика, – созданные исключительно по велению своего сердца, внутренней потребности творить.
Все четверо экспонентов имеют хорошее профессиональное образование и в своём творчестве продолжают живую традицию академической школы. Причём традиции эти воспринимаются каждым не как рамки, ограничивающие художественную фантазию, а как платформа для взлёта к собственным творческим вершинам.
– Если вы обратили внимание, здесь довольно плотная развеска, – продолжает Сергей Рыбаков. – Это объясняется тем, что мы пытались воссоздать атмосферу мастерской художника. Чтобы зритель, пришедший сюда, сразу включался в эту атмосферу творчества, мог наблюдать не только за результатом, но и представить процесс.
– Такая развеска предполагает некий перенос – создание не просто выставочного пространства, а особой среды, куда зритель непременно должен попасть, – дополняет Ксения ТИХОНОВА. – Причём зритель совершенно разного уровня подготовки. Поскольку в антураже творческой мастерской снимаются многие барьеры, и художнику легче вести диалог со своим зрителем. Тем более что речь идёт о проекте, который в едином пространстве искусства объединил четырёх совершенно разных художников – разных по взглядам, темпераменту, манере…
Художник и муза
Центральное место в экспозиции занимают работы Виталия Рыбакова – художника, по мнению коллег, значительно обогатившего смоленскую школу графики. Впрочем, здесь, на выставке, представлены не только графические, но и живописные работы мастера, что позволяет говорить о многогранности его творчества.
– Большинство работ Виталия Павловича, представленных здесь, впервые экспонировались 25 лет назад, – поясняет Ксения Тихонова. – Спустя четверть века они по-прежнему актуальны и охватывают широкий круг творческих устремлений автора – от образцов высокого реализма до внефигуративного авангарда.
Рисунки, офорты, книжные иллюстрации, портреты, пейзажи, картины… К сожалению, часть работ, которые сам Виталий Рыбаков считал знаковыми для своего творчества, ушли в частные коллекции, и никто уже не знает, в какие именно. Однако остались фотографии, по которым Ксения Тихонова воссоздала эти произведения в масле и пастели.
– Таких работ восемь, они вклинены в основную экспозицию и дополнены текстами Ларисы Рыбаковой, – говорит Сергей Рыбаков. – Таким образом, мы даём зрителю представление о некоторых ключевых произведениях, которые мы, к сожалению, не можем экспонировать. А тексты на них позволяют лучше понять самого Виталия Павловича, как и Ларису Николаевну, поскольку она была не только женой, но и музой, соавтором многих его произведений.
Лариса Рыбакова была прежде всего искусствоведом. И цитаты из её текстов, включённые в экспозицию, безусловно, служат не только дополнением, но и украшением выставки.
– По-моему, эти тексты настолько целостны, что занимают достойное место в ряду произведений искусства, – считает Сергей Рыбаков. – Я даже не знаю, к чему больше их можно отнести: к литературе публицистической или художественной, – но в целом они представляют некое особое художественное явление.
– Лариса Николаевна была человеком энциклопедических знаний, – дополняет Ксения Тихонова. – И включая в экспозицию отрывки из её текстов, мы хотели не просто дополнить ими работы Виталия Павловича, отчасти раскрывая их смысл, но и показать некую целостность слова и произведения изобразительного искусства.
Кстати, сама статья, отрывки из которой цитируются в экспозиции, была написана Ларисой Рыбаковой к выставке мужа, где был представлен его библейский цикл, идею которого подала художнику она же.
– Творчество родителей часто было совместным, – говорит Сергей Рыбаков. – Мама была вдохновительницей многих произведений отца. Например, тот же цикл библейских работ, который на этой выставке занимает центральное место. Сама философская концепция этих произведений, идея представить драму апокалипсиса не иллюстративно, а скорее на уровне эмоций – всё это активно обсуждалось, прежде чем быть воплощённым на холсте.
Впрочем, как оказалось, Лариса Рыбакова была не только искусствоведом, но и графиком. На выставке представлены несколько её офортов, выполненных с филигранной тонкостью. Ранее они нигде не выставлялись…
Достойная смена
Второе поколение художественной династии Рыбаковых – их сын Сергей и его супруга Ксения Тихонова. У каждого из них – свой путь в искусстве.
Сергей – архитектор. Многие его проекты реализованы и в Смоленске, и за его пределами. Например, здания Никольской слободы, ТРЦ «Галактика», мост с фонарями в Соловьиной роще.
– Здесь, на выставке, целая стена моих некоммерческих проектов, – поясняет Сергей Рыбаков. – Это то, что меня действительно волнует: темы православного храма, театра, классицизма. В основном проекты 2005 года – у меня тогда было гораздо больше свободного времени, чем сейчас, и, соответственно, была возможность выразить на бумаге то, что требовало необходимости быть выплеснутым.
У Ксении на выставке – два проекта: «Однажды Пушкин…» и «День моря». Собственно, первый и открывает экспозицию ещё в пространстве лестничного пролёта. И сразу же настраивает зрителя на особую эмоциональную волну, где уместны любые проявления чувств: и смех, и грусть, и раздумье, и восторг, и удивление…
– Проект «Однажды Пушкин…» родился в 2010 году, когда был юбилей Хармса, – говорит Ксения Тихонова. – И так получилось, что я увлеклась этой темой и вместе с тем окунулась в мир граффити, которые тогда только приходили в нашу действительность. Я имею в виду открытие самого стиля граффити как рисунка хорошего качества, а не просто росписи в подвале. И я перенесла тему коротких историй Хармса на современный изобразительный язык, сохраняя при этом классический подход. Я намеренно не стала делать стилизацию под комикс – эти работы ближе к плакатной графике, которая мне очень близка.
«День моря» – абсолютно другая сторона творчества Ксении. Эти работы, более традиционные по подаче, но не менее эмоциональные по восприятию, – очень атмосферны. Достаточно лишь взглянуть в их сторону, чтобы почувствовать лёгкий морской бриз, солёные брызги и шуршание прибоя.
– Конечно, мы имели общее представление об экспозиции ещё до начала развески, но окончательно формировали пространство уже внутри этого помещения, – признаётся Ксения Тихонова. – И так получилось, что с двух сторон арки висят две серии «Птицы» – Виталия Павловича и моя. То есть создалась некая закольцовка выставочного пространства. Некий диалог, перекличка – не прямая, а скорее на уровне ощущений. Но мне бы хотелось, чтобы её почувствовали и зрители…
Экспертное мнение
Вера САМАРИНА, заслуженный художник России:
– Я считаю это большим событием – открытие выставки семьи Рыбаковых. Выставки удивительной, где показаны работы двух поколений.
Вообще, экспозицию такого уровня, масштаба, качества и разнообразия мы видим нечасто. А тут – сразу четыре автора, у каждого из которых свой путь в искусстве.
Виталий – великолепный художник. Он много занимался офортом, у него совершенно удивительные работы в технике «сухая игла». Когда он в 70-е годы приехал в Смоленск из Ленинграда, то значительно обогатил нашу школу графики, уже тогда известную и в Союзе художников, и в стране.
Ксения Тихонова – просто кладезь таланта. Причём во всех областях: живописец, график, плакатист. Её работы далеко не банальны – они искромётные, яркие, с тонким юмором. Можно сказать, что они ломают наши стереотипы в представлении плакатной графики, удивляют и заставляют улыбнуться…
Константин КУЛИКОВ, заслуженный художник России:
– Давно у нас не было такой выставки, где собрано всё. Где много новой и порой неожиданной информации. Я, например, не знал, что Лариса была таким замечательным графиком. И некоторые работы Виталия увидел сегодня впервые. Хотя мы были хорошо знакомы и много общались…
Людмила ЕЛЬЧАНИНОВА, заслуженный художник России:
– Я с восхищением отношусь к творчеству двух поколений семьи Рыбаковых. Но эта выставка показывает, что молодое поколение – достойная смена, продолжающая лучшие традиции. Их работы настолько современны, уникальны и интересны!
И Ксения, и Сергей имеют все возможности и талант, чтобы сделать наш город лучше и краше. Да, мы гордимся своей историей, но надо держать марку и сегодняшнего дня. И второе поколение семьи Рыбаковых – как раз те люди, что могут, не нарушая исторического облика Смоленска, сделать его интереснее с современной точки зрения…
Фото: Елена Белых
Ольга Суркова