Культура

Ренессанс под звуки органа

14 июля 2019 года в 12:03

Очередной сезон в Смоленской филармонии завершился целой серией концертов. Финальным стало выступление камерного оркестра с солистами-вокалистами, во время которого его художественный руководитель и главный дирижёр Михаил Аркадьев впервые играл на органе…

Этот сезон, объединённый с предыдущим общим громким названием «Ренессанс», наверняка запомнился смолянам множеством ярких моментов, блистательных выступлений, собственных музыкальных открытий и незабываемых эмоций. Потому что поводов и возможностей для этого было предостаточно – интересных событий, часто причудливо переплетающихся между собой, было много. Вспомним самые знаковые…

Подарок со смыслом

Прежде всего это был сезон юбилейный для самой филармонии: в мае ей исполнилось 80 лет. Круглую дату отметили несколькими концертами с участием практически всех коллективов учреждения: русского народного оркестра имени В.П. Дубровского, камерного оркестра, ансамблей «Таусень», «Славяне», «Русская душа», «Витязь» – и, конечно, солистов-вокалистов.

Свою лепту в создание праздничной атмосферы внесли и специальные гости – органист из Нидерландов Жан-Пьер Стейверс и его десятилетний сын Таро. И здесь – некий логический мостик к другому важному событию. Накануне юбилея в филармонии появился орган.

– Приобретение органа – великолепный подарок прежде всего для публики, – говорит художественный руководитель Смоленской филармонии Сергей Филин. – И насколько он долгожданный, было видно уже из первого аншлагового концерта с презентацией инструмента. Конечно, для нас это тоже огромная радость. Мы даже считаем орган новым символом филармонии, поскольку благодаря ему учреждение выходит на новый уровень, значительно расширяя свои репертуарные возможности. Вообще, это было очень мощное креативное решение в плане развития камерного оркестра и филармонической афиши вообще.

Появление органа позволило познакомить смоленскую публику с Александром Фисейским – не только великолепным исполнителем, но и большим авторитетом в мире музыки. Именно он первым сел за новый инструмент, чтобы презентовать его зрителям. Ну а поскольку зал не смог вместить всех желающих, руководству филармонии пришлось в срочном порядке организовывать дополнительный концерт, где маэстро выступал уже с дочерью – флейтисткой Верой Фисейской.

– Благодаря Александру Владимировичу уже в следующем сезоне в Смоленске появится первый международный органный фестиваль, – продолжает Сергей Филин. – Он пройдёт с 20 по 28 ноября и будет состоять из трёх концертов, в двух из которых примут участие европейские исполнители. Кроме того, 24 ноября по инициативе всё того же Александра Фисейского впервые будет праздноваться Всероссийский день органа. Страна отметит его многочисленными органными концертами, и мы тоже примем в этом участие: у нас выступит молодая российская исполнительница Ольга Кемова – ученица Фисейского и победитель конкурса органистов имени Одоевского…

Юбилей оркестра

Ещё одна круглая дата, пришедшаяся на минувший сезон, – 30-летие русского народного оркестра имени В.П. Дубровского. И этот коллектив тоже разделил свой праздник с публикой. Приятным сюрпризом юбилейного концерта стало участие в нём не только нынешнего художественного руководителя и главного дирижёра Игоря Каждана, но и бывшего – Артёма Белова.

– Считаю, что это правильно – периодически приглашать дирижёров, которые работали с оркестром, – поясняет Сергей Филин. – Которые внесли определённый вклад в развитие коллектива. Которых знают музыканты и любит публика. На мой взгляд, праздник получился очень ярким – все остались довольны.

Кроме того, 30 ноября 2018 года была торжественно установлена памятная доска в честь основателя прославленного коллектива – народного артиста РСФСР, заслуженного артиста Белорусской ССР Виктора Павловича Дубровского. А сам оркестр в течение следующих нескольких месяцев принял участие в большом гастрольном туре по городам Смоленской области, побывав с концертами в Вязьме, Сафонове, Ярцеве, Верхнеднепровском, Рославле и Десногорске.

– Этот оркестр – действительно уникальное явление в российской культуре, – продолжает Сергей Филин. – Организованный маэстро Дубровским, он практически сразу же стал визитной карточкой Смоленской области, представляя её на многих престижных сценах обеих российских столиц и даже за рубежом. И хочу отметить, что благодаря своему нынешнему руководителю маэстро Каждану к юбилею коллектив подошёл в прекрасной форме. На мой взгляд, оркестр звучит очень полноценно, насыщенно и убедительно мощно. Он, как и любой живой организм, развивается. Игорь Александрович предлагает очень интересные решения. И если, как говорят, в своё время Евгений Мравинский отправлял скрипачей послушать пианиссимо у маэстро Дубровского, то сейчас к маэстро Каждану можно отправлять музыкантов, чтобы услышать настоящее благородное форте. Мне кажется, это такие правильные крайности, которые показывают, какие возможности скрыты в оркестре вообще.

По-моему, самым ярким подтверждением этих слов стало выступление коллектива под управлением Игоря Каждана в моноспектакле «Борис Годунов», прозвучавшем на смоленской сцене в день 220-летия А.С. Пушкина. Текст читал блистательный актёр театра и кино Евгений Князев, а оркестр обеспечивал музыкальное оформление. И надо заметить, что исполнительское мастерство всех участников концерта не вызывало вопросов даже у самой взыскательной части публики. Текст и музыка настолько гармонично дополняли друг друга, что создавалось впечатление, что они и прежде никогда не существовали отдельно. А между тем часть произведений, озвученных оркестром, была подготовлена специально для концерта в Смоленске…

Персона грата

В минувшем сезоне Михаил Аркадьев возглавил Смоленский камерный оркестр, и это событие тоже стало знаковым для филармонии.

Публике он был представлен уже в августе на концертах в храме Духа во Флёнове и зале филармонии – с участием солистов Михаила Спивака (скрипка) и Константина Карзанова (виолончель), которые позже объединились с маэстро в трио имени М.И. Глинки.

– Музыкант с мировым именем, доктор искусствоведения, эрудит, философ, – перечисляет Сергей Филин. – Да и просто очень интересный человек с неординарным креативным мышлением, энциклопедическими знаниями мировой музыкальной литературы, со своими фундаментальными проектами… Я считаю, что нам очень повезло в том, что Михаил Аркадьев согласился приехать в Смоленск из Китая, где он занимался с педагогами и музыкантами в университете.

Уже в первом для себя сезоне в Смоленской филармонии Михаил Аркадьев смог покорить публику разнообразием граней своего творчества, выступая как дирижёр, исполнитель, композитор и ведущий собственного цикла бесед о музыке «Ремесло экстаза. Музыка. Поэзия. Философия». Выступления с его участием всегда фееричные по подаче и глубокие по смыслу. И обязательно с непременным предвкушением какого-то сюрприза…

Продолжение следует

Ещё одно значимое событие прошедшего сезона – получение областной филармонией гранта Министерства культуры страны на реализацию проекта «Смоленск фестивальный».

– Проект состоит из трёх частей, – поясняет Сергей Филин. – Прежде всего, это фестиваль имени Глинки как самый крупный и фундаментальный. Кроме того, фестиваль народных оркестров, который пройдёт уже в новом сезоне, в ноябре – декабре 2019 года. И «Оперно-симфонические ассамблеи», в рамках которых мы приглашаем в Смоленск большие симфонические оркестры. Первый концерт из этого цикла прошёл 18 мая, когда у нас выступил Рязанский губернаторский коллектив, два других намечены на октябрь и ноябрь.

Грант стал хорошим финансовым подспорьем для филармонии. Во многом именно благодаря ему, а также поддержке администрации области таким представительным и звёздным получился последний фестиваль имени Глинки. Так что участие в новых федеральных конкурсах руководство учреждения уже для себя запланировало. Как во многом уже распланировало и новый сезон, который начнётся с большого концерта 14 сентября.

– Проект называется «Россия и Германия: музыка дружбы», – рассказывает Сергей Филин. – И во время этого концерта прозвучат две мировых премьеры и одна смоленская. Это будут произведения Михаила Аркадьева «Руины барокко» и Владимира Генина «Колокол Михаила» и «Последнее путешествие»…

Впрочем, подробнее о новом сезоне поговорим уже ближе к осени…

Фото: Елена Белых

Ольга Суркова

Симон Осиашвили: счастье творчества
Смоляне могут стать участниками международной фотовыставки «Русская цивилизация»