Минуты полного восторга
Очередной, уже 62-й, Всероссийский музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки стал историей. Думаю, большинство зрителей остались не просто довольны его программой – как правило, после каждого концерта, завершавшегося дружными овациями, звучали самые восторженные отклики. Предлагаю ещё раз вспомнить наиболее яркие моменты и интересные встречи…
Вечная любовь
Открыл программу фестиваля Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением народного артиста СССР Юрия Башмета. Впрочем, выступление прославленного коллектива традиционно предваряла официальная часть.
– Отрадно, что каждый год мы при поддержке Министерства культуры России проводим этот фестиваль, – сказал в своём приветственном слове на церемонии открытия губернатор Алексей ОСТРОВСКИЙ. – Конечно, главные герои праздника – те, кто находится сейчас на сцене. И впереди – много замечательных фестивальных дней. Уверен, они будут насыщенными и запоминающимися...
На самом деле всё так и получилось. Высокий уровень, заданный концертом-открытием, неизменно поддерживался все одиннадцать фестивальных дней, пока в финале не прозвучала последняя нота. Интересно, что нынче всё началось с музыки Петра Ильича Чайковского и ею же закончилось. Первым произведением, открывшим программу фестиваля, стала увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
– Гениальная музыка! – пояснил Юрий БАШМЕТ. – «Ромео и Джульетта» – это то, что касается каждого из нас: любовь и общечеловеческие ценности. И написана пьеса изумительно. Во вступлении – средневековье, а потом Чайковский говорит о том, что времена не важны, потому что любовь вечна…
Правда, традиционная для фестивального открытия увертюра к другой истории любви – опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» – на этом концерте так и не прозвучала. Но Юрий Башмет пообещал обязательно исполнить её уже в следующем году.
– Эту увертюру играют довольно часто, но как-то так, что больше показывают виртуозность оркестра, нежели то, что хотел автор, – заметил маэстро. – Её просто заиграли. А мы вернёмся к замыслу самого Глинки и обязательно сыграем её здесь – на открытии следующего фестиваля…
С приветом из Одессы
Незабываемый вечер в стиле танго подарил смолянам ансамбль «Пьяццолла-studio» – коллектив, который первым в мире стал исполнять произведения великого аргентинца после его смерти. Инициатором его создания стал прославленный баянист – народный артист России Фридрих Липс.
– Отец из своих гастрольных поездок на Запад всегда привозил пластинки с записями Пьяццоллы, – рассказал пианист Святослав ЛИПС. – Он часто их слушал, что-то сам играл на баяне – естественно, я тоже во всём этом варился, и мне нравилось. А после того как в 1992 году Пьяццолла умер, отцу пришла идея создать коллектив, который бы исполнял музыку прославленного аргентинца.
Самой большой проблемой оказалось отсутствие нот. И тогда Святославу с его абсолютным слухом пришлось записывать их, проигрывая пластинки.
– Я раньше никогда этим не занимался, – продолжил пианист. – Как оказалось, очень кропотливый труд. Я год потратил на перекладывание. Но самое интересное, что по этим нотам мы играем до сих пор. Просто каждый из нас вносит в исполнение элемент импровизации. Мы не играем строго по тексту – это было бы скучно. Да и сам Астор Пьяццолла не пренебрегал импровизацией – у него некоторые танго есть в четырёх и даже пяти версиях.
Смоленская публика по достоинству оценила виртуозную игру и мастерство импровизации музыкантов. Горячий приём вполне мог соперничать с экстремально жаркой температурой в зале и на улице. Особенно бурными овациями был отмечен заключительный номер программы.
– Наш замечательный композитор Ефрем Подгайц написал по моей просьбе пьесу, которую я назвал «Одесский дворик», – объяснил Фридрих ЛИПС. – Мы впервые исполнили её в декабре прошлого года на фестивале «Баян и баянисты». Все смотрели фильм «Ликвидация», поэтому легко могут представить себе Одессу, где в каждом дворе звучит много разной музыки: где-то мальчик играет на скрипке Вивальди, а из окна звучит «Шаланды полные кефали»… Автор назвал это «Одесский кводлибет». Последнее слово – я посмотрел в словаре – означает смешение жанров, такой своеобразный коктейль из мелодий. И мы решили сегодня закончить этим концерт…
Сюрпризы с фантазией
Невероятным по накалу эмоций получилось выступление легендарного камерного оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема под управлением народного артиста России Бориса Фрумкина. Коллектив, который по версии российского аналога Книги рекордов Гиннеса является самым долгоиграющим биг-бэндом в мире, подготовил немало сюрпризов для публики.
– Сегодняшняя программа – это такой срез того, что мы исполнили за последний год, который стал для нас юбилейным, – рассказал Борис ФРУМКИН. – Она достаточно разнообразна. И даже есть несколько сюрпризов, о которых мы и сами ещё вчера не подозревали. Но джаз – это такое искусство, что состоит отчасти из строгих правил, а отчасти из того, что возникает в процессе исполнения.
Одним из таких сюрпризов стало выступление с оркестром скрипачки Анастасии Ведяковой. Другим – исполнение музыки Глинки.
– На фестивале мы решили замахнуться на одно из произведений Глинки, – пояснил Борис Фрумкин. – У нас в репертуаре есть парафраз на его вальс-фантазию. Правда, от вальса там уже ничего не осталось, а фантазии много. Аранжировку делал замечательный мастер и большой джазовый композитор Юрий Маркин…
Появление на сцене певицы Анны Бутурлиной сюрпризом не было – её имя стояло в афишах. Однако великолепный голос и невероятная искренность солистки покорили публику уже с первых нот. Кто-то даже не усидел в кресле и стал танцевать в проходе.
– Мне очень нравится, когда в зале танцуют, – призналась Анна Бутурлина. – Мне кажется, когда люди начинают двигаться или что-то напевать, значит, они в теме. То есть публика не случайная, а пришла именно на наш концерт. И значит, мы всё делаем правильно, если такая реакция. И, конечно, радостно, если благодаря нам новый зритель заражается искусством джаза и становится его поклонником – это особенно ценно…
Спектакль с оркестром
Музыкальное приношение Глинке ежегодно предусмотрено программой фестиваля и приходится на 1 июня – день рождения композитора. Но в этом году решили отметить концертом и 220-летие со дня рождения А.С. Пушкина. Вечером 6 июня смоляне услышали моноспектакль «Борис Годунов». Текст читал актёр театра и кино Евгений Князев, музыка звучала в исполнении Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского (дирижёр – заслуженный деятель искусств АР Крым Игорь Каждан).
– Я был очень тронут, когда мне утром из Москвы, из храма Вознесения, где в своё время венчался Пушкин, прислали фотографию и текст: «Сегодня после литургии служили литию в память Пушкина», – рассказал Евгений КНЯЗЕВ. – Мне это было чрезвычайно приятно. И когда я, гуляя по Смоленску, проходил мимо памятника Пушкину, где лежали цветы, у меня прямо душа порывалась выйти и прочитать что-нибудь. Например, «На свете счастья нет, а есть покой и воля…».
Дневной порыв прекрасно реализовался в вечернем выступлении. Причём текст и музыка настолько гармонично дополняли друг друга, что создавалось впечатление, что они и прежде никогда не существовали отдельно. А между тем кое-что из музыкального оформления было подготовлено специально для концерта в Смоленске.
– Некоторых сочинений, предложенных для музыкального оформления, в репертуаре нашего оркестра нет, – заметил Игорь Каждан. – Я нашёл варианты, чем их заменить, и партитур пять-шесть мне пришлось оркестровать заново. Что я делал с радостью, потому что мне это было интересно. Особенно «Dies irae» из «Реквиема» Моцарта. С точки зрения звучания национального оркестра это было очень необычно. Но получилось достаточно ярко, и всё, что было в тексте, отразилось в музыке.
По словам дирижёра, поначалу было небольшое напряжение: как отнесётся к изменению музыкальной канвы Евгений Князев – всё-таки, выступая с этим проектом не впервые, он наверняка уже привык к тому, что звучало раньше. Но всё оказалось замечательно: Евгений Владимирович дополнения одобрил. Репетиция правильность выбора подтвердила, ну а концерт окончательно расставил всё по своим местам. Результат получился просто волшебным.
– Буквально с первых фраз, произнесённых со сцены, Евгений Владимирович погрузил всех нас в определённое время, – продолжил Игорь КАЖДАН. – И когда я с оркестром готовился вступать, то пытался чётко уловить финал его фразы, чтобы гармонично вписаться. И это так затягивало! На мой взгляд, всё было единым целым: и чтение «Бориса Годунова», и музыкальная составляющая. Мне кажется, что каждый артист в оркестре, исполняя свою партию и слушая Евгения Князева, очень хотел быть соучастником некоего общего действа, и у нас это получилось…
Заклятие с севера
Не менее волшебным стало и выступление Государственной академической хоровой капеллы имени А.А. Юрлова под управлением народного артиста России Геннадия Дмитряка. То, как артисты с помощью исключительно своих голосов исполняли даже оркестровые симфонии, просто завораживало. Например, в «Оде святой Цецилии» Бенджамина Бриттена можно было услышать и скрипку, и литавры, и флейту, а в «Аллилуйе» – звучание пасхальных колоколов с зазвоном и перезвоном, временами мощное или, наоборот, тонкое…
– В этом году нам исполняется сто лет, – сказал художественный руководитель и главный дирижёр коллектива Геннадий ДМИТРЯК. – И эта программа специально была подготовлена для нашего юбилейного турне по России. В неё вошли сочинения западноевропейских композиторов – как классиков, так и авангардистов. Многие из них невероятно сложны в исполнении.
Одно из таких произведений – «Заклятие железа» Вельо Тормиса произвело на публику просто мистическое впечатление. И дело не только в невероятно эмоциональном исполнении и даже использовании настоящего шаманского бубна. Видимо, это как раз тот самый случай, когда сложилось всё: слова из финского эпоса «Калевала», музыка, виртуозность исполнителей и настрой зрителей.
– Это совершенно потрясающее произведение, – заметил Геннадий Дмитряк. – Оно, как правило, требует огромных физических сил для исполнения, огромного мастерства в произношении слов. И переходить от него к другому сочинению всегда сложно. А тем более когда речь идёт о шутке – переложении увертюры к опере Россини «Севильский цирюльник»…
Под звуки судьбы
Заслуженному артисту России Михаилу Аркадьеву на нынешнем фестивале пришлось выступать в разных ролях: дирижёра, исполнителя, композитора. Он, пожалуй, был единственным, кто принял участие сразу в трёх концертах: сольном концерте «Бессмертный Шопен», выступлении трио имени М.И. Глинки и закрытии фестиваля. В последнем случае маэстро дирижировал Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского. Кстати, именно ради участия этого прославленного коллектива и пришлось раздвинуть рамки традиционной декады до 23 июня.
И то, чего завсегдатаи фестиваля не услышали на его открытии, прозвучало в завершении: увертюра к опере «Руслан и Людмила» и вальс-фантазия Михаила Ивановича Глинки. Причём бессмертная классика была дополнена современными произведениями: изумительными пьесами из «Детского альбома» Владимира Рубина и патетической «Тихоокеанской сюитой» Михаила Аркадьева.
– Это произведение появилось не просто на берегу моря – на берегу Тихого океана, – пояснила слушателям ведущая концерта музыковед Татьяна ВАСИЛЬЕВА. – В том самом месте, где рождается день нашей страны. И когда Михаил Аркадьев оказался во Владивостоке, увидел маяк, огромные волны и корабли, у него тут же родился замысел «Тихоокеанской сюиты», в которой удивительным образом переплелись самые разные времена: героическое прошлое нашей страны и седая старина древнегреческих мифов. Это невероятное ощущение, когда ты стоишь на берегу океана, и земная история буквально вместе с волнами подходит к твоим ногам. Обо всём этом и рассказывает музыка…
Ну а завершающим аккордом музыкального действа стала Четвёртая симфония П.И. Чайковского, в которой автор дал своё решение вечного спора человека с судьбой. Что очень логично переплеталось с открытием, где звучала Пятая симфония Бетховена, где «судьба стучится в двери»…
Музыкальная гостиная
Интересным ноу-хау нынешнего фестиваля стали встречи публики с артистами в музыкальной гостиной филармонии после концерта. Здесь можно было получить автограф, сфотографироваться, высказать слова благодарности и просто пообщаться в непринуждённой обстановке.
Я тоже решила завершить этот материал моментами такого общения, когда гости имеют возможность поблагодарить публику и высказать своё мнение о фестивале.
Юрий Башмет:
– Этот фестиваль имеет большое значение для страны: он объединяет всех, кто любит музыку. Сюда приезжают выступать профессионалы, мастера своего дела. Послушать их приходят молодые люди, приводят своих детей – это прекрасно. Мне сказали, что все билеты проданы, – я очень этому рад!.. Ведь классическая музыка очень обогащает. И вообще, душа растёт, когда слушаешь произведения таких гениев, как Глинка, Чайковский, Бетховен…
Михаил Аркадьев:
– Совершенно естественно, что на фестивале имени Глинки звучит музыка Шопена. Дело в том, что Глинка – один из величайших композиторов и родоначальников школы не только русской, но и европейской, и под его эгидой может звучать вся мировая музыка. К тому же Шопен – один из самых близких ему по своим ощущениям в музыке, особенно фортепианной.
Этот фестиваль вообще богат событиями. И для меня очень важно, что на закрытии наряду с классическими прозвучали и современные произведения. В том числе и моя «Тихоокеанская сюита», посвящённая в своё время Владивостоку, а на самом деле – поэзии Мандельштама.
На мой взгляд, этот фестиваль получился просто потрясающим.
Анна Бутурлина:
– Я была поражена реакцией публики! Смоляне оказались настолько горячими и восприимчивыми – буквально с первых нот подхватили наше настроение. Это было так приятно, потому что очень часто пытаешься что-то доказать, в чём-то убедить, а тут люди сразу приняли нас как своих.
И, конечно, я горжусь, что мы выступили на фестивале имени Глинки. И особенно приятно осознавать, что наряду с классическими произведениями здесь звучит и джаз…
Игорь Громов, художественный руководитель и главный дирижёр Симфонического оркестра Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке:
– Я рад вновь оказаться в Смоленске. Люблю этот город, этот чудный зал – концертный зал филармонии. Но особенно люблю смоленскую публику – очень чуткую, искреннюю и близкую мне. Я помню все наши встречи, которых было немало, начиная с 2000 года.
Я рад, что фестиваль имени Глинки жив и по-прежнему проходит на родине основателя русской классики. Рад, что он развивается и стал ещё масштабнее…
Фото: Григорий КАЛАЧЬЯН
Ольга Суркова