Людмила Чарская: в каждой работе – чудо
В Историческом музее в Смоленске открылась персональная выставка московского художника Людмилы Чарской «Москва». В экспозиции представлены 26 работ из серии, посвящённой родному городу. И в каждой из них – очень личная история любви и восхищения…
Москва у Людмилы Чарской – это город, которым можно любоваться бесконечно. Здесь не чувствуется столичной суеты и снобизма – только красота: празднично-нарядная в центре и скромная, будто нечаянно подсмотренная за покровом повседневности, – в хитросплетениях старинных двориков.
– Живопись Людмилы Чарской многоцветна и увлекательна, чиста и полна любви к родному городу, – считают искусствоведы. – Её Москва привольна и разнообразна, она задаёт ритм жизни, который многие не в силах выдержать. Как настоящий исследователь художник обращается к временам года, праздникам и повседневности, различным погодным состояниям… Находит красоту как в укромных уголках парков и тихих улочках, так и в многолюдных оживлённых магистралях большого города…
Сама Людмила называет свои работы молитвами о Москве. Впрочем, об этом – в нашем с ней разговоре.
Обыкновенное чудо
– Людмила, Москва в ваших работах представлена в очень личном восприятии. Здесь необычные городские пейзажи, запечатлённые с фотографической точностью. Но это, так сказать, видимая часть айсберга. А эмоционально, на уровне чувств, ваша Москва сильно отличается от общепринятой?
– Она, может, и не отличается, но больше раскрыта в том разрезе, который мне интересен. Подробнее об этом можно узнать на выставке, воспользовавшись аудиогидом. Каждая работа снабжена QR-кодом: его можно скачать и прослушать – всё очень легко и доступно тем, у кого есть смартфон. Я сама разрабатывала пояснения, в которых говорится о месте, изображённом на картине, какое чудо там произошло, какой интересный факт, что меня вдохновило…
– Раз уж вы заговорили о чуде… Как часто нечто подобное случается в вашей жизни?
– Если честно, я всю жизнь воспринимаю как чудо. Каждый раз, просыпаясь, радуюсь новому дню. Так что для меня главное чудо – жизнь, общение. А уж возможность творчества и показа своих работ!.. А тем более когда ещё и отзывы получаешь от зрителей, которые смогли прочесть в картине то, что я туда вкладывала! Так что чудеса меня посещают постоянно…
Молитва о Москве
– Людмила, как вы стали художником?
– Мне кажется, я всегда им была. Сколько себя помню, у меня никогда даже сомнений не было в этом. Я и в детском саду была художником, и в школе. Просто знала сразу, что я художник, и всё.
– А городской пейзаж основной темой ваших работ давно стал?
– Он тоже был всегда. Даже во время профессионального образования мы выходили в город, чтобы делать наброски, зарисовки того, что видим. Это было в рамках программы.
Да и сама серия «Москва» у меня тоже программная. То есть я пишу не только это и не только так. Просто к этой теме я возвращаюсь постоянно: когда-то давно начала и пополняю её каждый год. Она уже стала отдельным живым организмом – какие-то работы покупаются, новые появляются…
– Москва – ваш любимый город?
– Конечно! Это даже не обсуждается. Я в этом городе родилась, живу, пишу его, пою о нём… И свои работы я воспринимаю как молитву о Москве. И пока эта молитва есть, живёт и город, – для меня это так…
– А кто научил вас видеть всю эту красоту, мимо которой многие москвичи проходят, не замечая?
– Наверное, учителя, которые критиковали, поясняли – можно сказать, раскрывали глаза. Это и помогло сделать взгляд острее, освободить его от повседневности…
Открытие Смоленска
– Есть ещё какие-то города, которые вас удивили или заинтересовали?
– Самое яркое впечатление у меня сейчас, конечно же, от Смоленска. Потому что это мои нынешние эмоции. Я провела здесь неделю – весь город исходила, всё рассмотрела, во все храмы зашла… Побывала в музеях, воспользовалась экскурсиями и даже во Флёново съездила. Так что сейчас это для меня ярчайшее впечатление. И Смоленск, безусловно, полюбился и заинтересовал…
– А какое место в Смоленске произвело наиболее яркое впечатление?
– Может быть, это банально, но памятник войне 1812 года в Лопатинском саду. И то, что рядом: мост, пруд, стена крепостная. По моим ощущениям, это очень сильное место. Да и весь Лопатинский сад – мне там очень приятно находиться.
– В Смоленске какие-то чудеса с вами случились?
– Главное чудо – это то, как я попала в Смоленск. Руководство музея-заповедника – люди, которые творят волшебство. И прежде всего Тамара Васильевна Орлова. Это она меня разглядела и помогла организовать эту выставку. Она познакомила меня с интересными, добрыми, прекрасными людьми. Это для меня настоящее чудо!
26 ответов
– Людмила, как обычно происходит некое озарение, когда вы понимаете, что видите то, что просто должны написать?
– Вдохновение всегда со мной. Всегда-всегда. Я даже не представляю, когда его нет. И я постоянно смотрю на мир через призму того, как это может быть написано. Вот сейчас смотрю на вас и подспудно думаю, как бы написала ваш портрет. У меня это уже выработалось до автоматизма: видеть что-то и сразу примерять на плоскость картины – как я буду играть с пространством и светом. То есть так всегда и во всём.
– Что бы вам хотелось донести до зрителей прежде всего эмоционально?
– Всё искусство, которым я занимаюсь, направлено на возвышение человека, на его одухотворённость. Чтобы каждый вспомнил о своём высоком предназначении.
Мои работы призывают любить историю и видеть красоту в обыденности. Да, они немного более яркие, чем реальность. Но этим я хочу привлечь внимание. Чтобы картина, как храм, облагораживала пространство вокруг себя. Человек взглянул на неё, задумался, настроился на высокий лад, раскрыл что-то в себе…
– Есть ли в Москве те места, куда вам постоянно хочется возвращаться?
– Они как раз на моих полотнах. Их не так много – 26, хотя коллекция насчитывает более полусотни. Так что вы можете увидеть все 26 ответов на ваш вопрос…
Личное мнение
Тамара ОРЛОВА, заместитель директора Смоленского музея-заповедника:
– Выставкой «Москва» Людмилы Чарской мы продолжаем ту великолепную традицию, которая сложилась у нас не так давно, – показывать столичных художников в стенах нашего музея.
Нас с автором счастливо свёл случай на выставке ещё одного талантливого московского художника. И я побывала в мастерской Людмилы, увидела её работы. Они меня обрадовали. Потому что здесь, в Смоленске, мы привыкли немного к другой живописи и, в частности, к другому городскому пейзажу. И вдруг я увидела работы, воспевающие любимый город и сделанные с такой любовью, так красиво, так интересно.
И мы, пообщавшись, очень быстро договорились сделать выставку в Смоленске. Тем более что Людмила оказалась очень лёгким на подъём человеком. Ведь с выставками очень сложно порой бывает: говоришь годами, и ничего не случается. А здесь поговорили два месяца назад – и уже открытие…
Каждый из нас бывал в Москве. Но, глядя на работы Людмилы Чарской, можно убедиться, что мы далеко не всё знаем о столице. Автор показывает нам свою Москву: город, в котором живёт, которым восхищается. Она с особым трепетом и в то же время совершенно открыто объясняется в любви к нему – и это завораживающее зрелище…
Фото: Смоленский музей-заповедник
Ольга Суркова