Культура

Пьедестал для взлёта души

20 мая 2019 года в 14:42

В Смоленской областной филармонии теперь есть орган. Концерт-презентация инструмента прошёл на минувшей неделе. Однако ажиотаж вокруг события был настолько велик, что всем желающим не хватило билетов. Поэтому спустя два дня орган звучал снова – в рамках концерта, посвящённого 80-летию филармонии…

Новый символ

Приобретение органа в юбилейный для филармонии год – великолепный подарок не только для публики, но и для самого учреждения, поскольку последнее тем самым выходит на новый уровень, значительно расширяя свои репертуарные возможности.

– Конечно, для нас это огромная радость, – признался художественный руководитель Смоленской филармонии Сергей ФИЛИН. – Мы считаем орган новым символом филармонии. Потому что репертуар колоссальный, и это целый пласт в музыкальной культуре – смоляне должны иметь возможность его слышать.

О том, насколько долгожданным это событие стало для публики, говорит хотя бы тот факт, что билеты на первый концерт были выкуплены в течение нескольких дней. Так что презентация инструмента прошла при аншлаге. Более того – спустя два дня орган звучал вновь, для чего пришлось срочно корректировать программу концерта, посвящённого 80-летию филармонии.

– У нас очень большие планы, и мы уже ведём переговоры с ведущими органистами страны, – рассказал Сергей Филин. – Все уже в курсе, что у нас появился орган, и многие хотят приехать в Смоленск, где прежде не были. Обязательно будут и отдельные органные фестивали, и абонементы на орган с камерным оркестром. Также есть предложения по интересным дуэтам с аккордеоном, саксофоном, вокалом и даже балалайкой. То есть программ огромное количество, и понятно, что в первый год мы постараемся показать самое лучшее.

До конца сезона запланированы ещё два концерта, где будет звучать орган. 24 июня уже знакомый смолянам заслуженный артист России Александр Фисейский выступит со своей дочерью флейтисткой Верой Фисейской. А 30 июня в рамках закрытия сезона на органе будет играть заслуженный артист России Михаил Аркадьев – в этот вечер в сопровождении камерного оркестра прозвучат четыре концерта Генделя.

Меняя эпохи

Несколько слов собственно об инструменте. Профессиональный концертный цифровой орган Mondri 236 DS изготовлен нидерландской фирмой Content – одним из лучших мировых производителей электроорганов.

– Нужно понимать, что это не электронная игрушка, а высокотехнологичное произведение искусства, – пояснил художественный руководитель и главный дирижёр Смоленского камерного оркестра Михаил АРКАДЬЕВ. – В него встроено огромное количество звуковых комбинаций и несколько органов. Есть переключатели регистров и кнопки, которые позволяют менять тип органа – например, с барочного на симфонический.

Наш инструмент позволяет воспроизводить четыре типа органа, каждый из которых соответствует определённому этапу развития музыки. И это, по словам Александра Фисейского, даёт возможность «переключаться с эпохи на эпоху».

Первый – барочный. На нём лучше всего звучит музыка Баха, его предшественников и современников.

Второй – классического стиля. Речь идёт именно о венской классике, поэтому наиболее аутентично на нём звучат произведения Моцарта.

Далее – романтический. Кстати, именно в эту эпоху у духового органа появились совершенно новые возможности, которые позволили ему стать более пластичным в смысле динамики и гораздо более живым в звучании. Фактически родился совершенно иной тип инструмента.

И последний – симфонический. Этот тип появился во второй половине XIX века во Франции и потом бурно развивался в Англии и Америке. И его существенное отличие от предыдущих в том, что тактурой, которая передаёт команду от пальцев исполнителя к трубам, являются уже не механические рычаги и пневматика, а электрический привод.

– Все типы очень разные, как и сами инструменты, – заметил Александр ФИСЕЙСКИЙ. – Каждый орган неповторим, поскольку помещение, в котором он установлен, является, по сути, частью инструмента, обогащающей его звучание…

Несколько вопросов маэстро

– Я очень рад, что появилась возможность выступить в Смоленске, – сказал Александр Фисейский. – Рад, что теперь здесь будет звучать органная музыка. Всё-таки мировая музыкальная литература без неё просто немыслима. Орган как сольный инструмент и как часть хоровых и оркестровых композиций – вещь совершенно незаменимая. И наличие его здесь открывает новые репертуарные возможности.

Что касается самого инструмента, то о нём можно говорить очень долго, поскольку орган – старейший музыкальный инструмент, известный ещё с античных времён. И в начале своего пути он был сугубо светским – использовался как концертный, придворный и даже народный.

– Александр Владимирович, а что вы можете сказать про орган в Смоленской филармонии?

– Это инструмент электронный, где звучащей частью являются не трубы, как в натуральном органе, – здесь используются последние достижения современных технологий. Надо сказать, что электронный орган развивается уже достаточно длительное время. И если вначале это были довольно простые инструменты, то сейчас каждое новое поколение привносит в них дополнительные возможности. И с каждым новым поколением эти инструменты всё больше приближаются к уровню звучания духового органа. Ваш тип инструмента очень близок – особенно когда включены не все регистры. Так что далеко не каждый даже сможет определить на слух, что играет электроника.

– В нашем зале удобно играть?

– Не так просто. Я вчера сидел здесь практически до полуночи – приспосабливался, искал разные варианты. Потому что, как я уже сказал, зал и акустика очень связаны. И здесь органист слышит не звучание, которое идёт из инструмента или формируется рядом с ним, как в духовом органе, – звук приходит как отголосок из зала. Это, естественно, несколько сложнее и требует дополнительного приспособления.

– Можно в нескольких словах определить характер нашего органа?

– Он очень разный. В нём есть и женственность, и грация, и кокетство, и энергия, и мужское начало, и воля. Это целый мир…

(Более подробно о беседе с Александром Фисейским можно будет прочитать в одном из ближайших номеров «Смоленской газеты»).

Представление публике

Итак, 14 мая Александр Фисейский первым представил новый инструмент смоленской публике. В программе концерта-презентации звучали сразу три типа органа: барочный, классический и романтический. Были исполнены произведения Иоганна Себастьяна Баха, Феликса Мендельсона, Оливье Мессиана, Вольфганга Амадея Моцарта и Бориса Чайковского.

А два дня спустя, 16 мая, за пультом органа сидели уже музыканты из Нидерландов – Жан-Пьер Стейверс и его десятилетний сын Таро. Специальные гости привнесли дополнительные краски в программу концерта, посвящённого 80-летию Смоленской филармонии. Кроме них в этот вечер выступили Смоленский русский народный оркестр имени В.П. Дубровского под руководством заслуженного деятеля искусств АР Крым Игоря Каждана, камерный оркестр (художественный руководитель и главный дирижёр – заслуженный артист России Михаил Аркадьев) и солисты филармонии Любовь Кашкова (сопрано), Евгений Мишутин (бас-баритон), Людмила Каминская (сопрано) и Юрий Афонов (баритон). Впервые в Смоленске и второй раз в России прозвучали «Сарабанды» Михаила Аркадьева – произведение, написанное им специально для органа и струнных…

Цитата в тему

«Орган, без сомнения, является самым великим, самым дерзновенно могучим, самым великолепным инструментом, когда-либо созданным человеческим гением. Это целый оркестр, который под искусными руками может всё осуществить, всё выразить. Это своего рода пьедестал, с которого душа взлетает в мировое пространство, если в своём парении стремится изобразить жизнь, набросать множество картин, преодолеть бесконечность, отделяющую небо от земли…» Оноре де Бальзак. «История тринадцати».

Фото: Григорий КАЛАЧЬЯН

Читайте другие новости о Смоленской области на Smolgazeta.ru:

Смолянка завоевала «золото» Российской студенческой весны

С 21 по 23 мая состоится форум потомков защитников и освободителей Смоленщины «Дорогами Катюши»

Ольга Суркова

Смолянка завоевала «золото» Российской студенческой весны
Для семейного участия. В Смоленске прошёл XI «Детский КиноМай»