Влюблённые в театр
В северной столице в первые весенние дни прошёл ставший уже традиционным семинар театральных критиков. Уже в одиннадцатый раз под началом его бессменных руководителей - Ирины Холмогоровой и Элеоноры Макаровой – собрались профессиональные критики со всех уголков нашей страны. Побывал на семинаре и корреспондент «Смоленской газеты».Ирина Холмогорова – кандидат искусствоведения, профессор кафедры искусствоведения Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России. Она является автором разделов по истории австрийского и немецкого театров в учебниках по истории зарубежного театра и истории западноевропейского театра. Также ею написано более 100 рецензий, критических и проблемных статей, а также статей в «Большой Советской Энциклопедии», «Большой и Малой Российских энциклопедиях», «Энциклопедии литературных произведений», «Словаре по эстетике», «Чеховской энциклопедии», научных сборниках и журналах.
Элеонора Макарова – заслуженный работник культуры России, член Союза театральных деятелей России, кандидат искусствоведения, заведующая кабинетом критики СТД РФ.
Семинар уже долгое время объединяет настоящих ценителей театрального искусства. Сложился свой особый коллектив единомышленников, примерно раз в полгода встречающихся в разных городах, на самых разнообразных театральных фестивалях. Совместный просмотр спектаклей способствует активному обсуждению, мнения людей, порой, диаметрально разнятся. Участники, кроме того, представляют на «суд» собравшихся свои собственные рецензии на спектакли.
В этот раз в семинаре приняли участие журналисты и критики из Рязани, Прокопьевска, Орла, Ельца, Томска, Белгорода, Кемерово, Барнаула, Архангельска, Томска. Кто-то из них работает завлитом в театре, кто-то – пишет рецензии в специализированных изданиях, некоторые совмещают работу критика и журналиста.
Каждый из участников привёз с собой рецензию на какой-либо недавно увиденный в родном городе спектакль, и ежедневно на заседаниях обсуждались новые работы. От справедливой и конструктивной критики не удалось уйти никому, это – неотъемлемая часть работы семинара. В спорах, как говорится, рождается истина, и, думается, каждому из рецензентов было полезно послушать мнение других, подметивших скрытые и явные достоинства и недостатки представленных на обсуждение работ.
Семинар проходил в форме свободной беседы, где каждый мог высказать своё мнение, чему-то поучиться у остальных, и, конечно же, самому поучить. Выслушав всех желающих, результат подытоживали научные руководители.
Работа семинара не ограничивается только обсуждением рецензий. Каждый вечер участники отправлялись на какой-либо спектакль. В этот раз это был сатириконовский гастрольный «Вечер с Достоевским» Константина Райкина, с большим успехом прошедший в Александринском театре драмы, «Три сестры» Льва Додина в Малом драматическом, а также, для сравнения, та же пьеса Чехова в режиссуре Льва Эренбурга в «Балтийском доме». Последняя вызвала самую неоднозначную реакцию у семинаристов. Классический додинский вариант пьесы, где одну из главных ролей – Ирины – сыграла Елизавета Боярская, «обвинить» не в чем, всё почти как у Чехова. А вот увиденное на сцене «Балтийского дома» кому-то или очень понравилось за новизну и необычный подход, а у других вызвало противоречивые чувства. Смелые экспериментаторские этюды вообще свойственны Эренбургу, до этого в подобном ключе поставившему «Грозу» Островского.
Организация семинара удачно сочетала в себе действительно полезные и поучительные занятия и увлекательные дискуссии, которые прекрасно дополняли походы в театр. Следующий семинар пройдёт в ноябре, местом встречи выбран Ярославль.