От пианиссимо Дубровского до форте Каждана
Смоленскому русскому народному оркестру имени В.П. Дубровского исполнилось 30 лет. Круглую дату коллектив отметил вместе с публикой, подарив смолянам праздничный концерт…
Юбилейный концерт
Оркестр, организованный маэстро Дубровским, практически сразу же стал визитной карточкой Смоленской области, представляя её на многих престижных сценах обеих российских столиц и даже за рубежом.
– Безусловно, это наш музыкальный бренд, – считает руководитель Смоленской областной филармонии Ольга САХАРОВА. – И при планировании торжественных мероприятий для нас было важно, чтобы они прошли именно 30 ноября, поскольку в этот день в 1988 году было принято решение Смоленского областного совета народных депутатов об образовании оркестра, первым руководителем и главным дирижёром которого стал Виктор Павлович Дубровский.
Торжества начались ещё днем – с открытия на фасаде филармонии памятной доски в честь народного артиста РСФСР, заслуженного артиста Белорусской ССР, основателя Смоленского русского народного оркестра Виктора Дубровского. А вечером публику ждал праздничный концерт с участием коллектива-юбиляра, который в течение всей программы получал поздравления от общественных организаций, деятелей культуры и искусства, российских музыкальных коллективов. И первое – от губернатора Алексея Островского, которое передал руководитель департамента по культуре и туризму Сергей Черняков.
Концертную программу юбилейного вечера открыла увертюра к опере Джоаккино Россини «Сорока-воровка» – произведение, которое при Викторе Павловиче Дубровском стало визитной карточкой оркестра. А дальше звучала самая разнообразная музыка: от классики до мировых эстрадных хитов. Специальными гостями праздника стали дирижёр Артём Белов, который несколько лет назад руководил оркестром имени В.П. Дубровского, солисты Константин Шаханов (гусли) и Владислав Косарев (баритон).
– На мой взгляд, концерт, который мы представили, получился ярким и интересным, – говорит художественный руководитель и главный дирижёр оркестра имени В.П. Дубровского Игорь КАЖДАН. – Мне очень хотелось продемонстрировать то, чем коллектив может удивить публику сегодня. Так, прозвучали несколько новых, ещё ни разу не исполняемых нами произведений. Например, дуэт Одарки и Карася из оперы Семёна Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем».
Ещё один сюрприз ждал публику и в завершение концерта. «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского оркестр исполнил вместе со звонарём Успенского собора Смоленска…
Немного истории
В материале, посвящённом юбилею, без истории не обойтись. Поэтому несколько слов о том, как всё начиналось.
Первые прослушивания музыкантов в оркестр начались ещё в августе 1988 года. Дубровский не отказывал никому – даже начинающим. И не удивительно, что в созданном им коллективе было много студентов.
В начале ноября оркестр уже выступал в Смоленске. Хотя датой первого концерта почему-то принято считать 11 февраля 1989 года – программу, прозвучавшую в тот вечер, пришлось повторять на бис на следующий день. Тогда вместе с оркестром выступили народная артистка СССР Ирина Архипова и Александр Цыганков, ставший впоследствии народным артистом России.
А к концу года, в ноябре, коллектив под руководством Виктора Дубровского уже блистал на столичной сцене, дав два концерта в Колонном зале Дома Союзов. Это был настоящий триумф дирижёра, сумевшего за столь короткий срок создать оркестр высокого уровня.
– Неповторимый облик оркестра сложился из созданных маэстро Дубровским программ, сочетающих народные мелодии и произведения русской и мировой классики, – написано на официальном сайте Смоленской филармонии. – С введением духовых инструментов: тромбона, флейт, гобоя, труб и кларнетов – звуковая палитра оркестра стала более яркой, что позволило исполнять и симфоническую музыку. Визитной карточкой коллектива стали увертюры к операм Джоаккино Россини «Сорока-воровка» и Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила».
Под руководством В.П. Дубровского смоленский коллектив успешно выступал в престижных залах обеих российских столиц, выезжал на гастроли в Белоруссию, Украину, Литву. В 1991 году фирмой «Мелодия» был выпущен двойной альбом оркестра. А в 1992 году ансамбль солистов коллектива представлял русское музыкальное искусство в Испании.
Творческие начинания Смоленского русского народного оркестра в своё время поддержали многие видные деятели отечественной культуры. Среди них Тихон Хренников, Ирина Архипова, Людмила Зыкина, Борис Штоколов…
С 1995 года коллектив носит имя своего создателя и первого руководителя – Виктора Павловича Дубровского.
– Оркестр Дубровского – это уникальное явление в российской культуре, – утверждает художественный руководитель Смоленской филармонии Сергей ФИЛИН. – И хочу отметить, что благодаря своему нынешнему руководителю маэстро Каждану к юбилею коллектив подошёл в прекрасной форме. На мой взгляд, оркестр звучит очень полноценно, насыщенно и убедительно мощно. Он, как и любой живой организм, развивается. Игорь Александрович предлагает очень интересные решения. И если, как говорят, в своё время Евгений Мравинский отправлял скрипачей послушать пианиссимо у маэстро Дубровского, то сейчас к маэстро Каждану можно отправлять музыкантов, чтобы услышать настоящее благородное форте. И мне кажется, это такие правильные крайности, которые показывают, какие возможности скрыты в оркестре вообще…
Несколько вопросов маэстро
Сегодня Смоленским русским народным оркестром имени В.П. Дубровского руководит заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым Игорь Каждан. И юбилей коллектива – прекрасный повод побеседовать с маэстро.
– Игорь Александрович, как давно вы руководите оркестром?
– Четвёртый сезон.
– До приезда в Смоленск вы что-то знали о Викторе Павловиче Дубровском?
– Нет, я впервые услышал о Викторе Павловиче, когда меня пригласили работать в этот оркестр. Но в коллективе есть музыканты, которые хорошо его помнят. Многие из них пришли в оркестр ещё будучи студентами, и встреча с маэстро Дубровским повлияла на всю их жизнь – они до сих пор находятся в его ауре.
– Что, на ваш взгляд, изменилось в оркестре за последние четыре года?
– По-моему, за эти годы коллектив очень сильно вырос в профессиональном плане. Это результат нашей совместной огромной работы.
Дело в том, что когда я пришёл, состав оркестра был небольшим, и имелась тенденция к его сокращению. Однако ситуацию удалось исправить, сохранив всех, кто был, и даже расширив коллектив до пятидесяти музыкантов.
Я считаю, что оркестр поступательно движется вперёд – не быстро, но равномерно, мы набираем и набираем. И сейчас темп взят очень высокий. Уже второй сезон мы постоянно делаем новые программы. Кроме того, в этом году, поскольку он для нас юбилейный, мы организовали тур по городам Смоленской области. Уже выступали в Гагарине, Вязьме, Сафонове, планируем концерты в Верхнеднепровском, Ярцеве, Рославле и Десногорске…
– Мне показалось, что в последнее время оркестр много выезжает и за пределы области…
– Да. Только в этом году у нас было три выезда. Мы выступили на фестивале «Танцуй и пой, моя Россия» в Кремле, на фестивале национальных оркестров в академии имени Гнесиных. А в августе у нас был сольный концерт в рамках форума древних городов в Рязани.
Вообще мне бы хотелось, чтобы круг нашей гастрольной деятельности постепенно расширялся. Это очень полезно для коллектива – не сидеть на одном месте.
– Игорь Александрович, руководить творческим коллективом всегда непросто. А в чём главная сложность?
– Наверное, самое сложное – с первых минут репетиции увлечь работой, переключить внимание с каких-то посторонних вещей на музыку. В принципе я приучаю коллектив к качественной работе и быстрой реакции. И хочу сказать, что с дисциплиной в последнее время стало значительно лучше.
Я постоянно напоминаю артистам, что они не просто масса музыкантов, которые вместе играют, что надо постоянно совершенствоваться, занимаясь отработкой подголосков и тембровых сочетаний. Результаты уже заметны, чему я очень рад…
Фото: Смоленская филармония
Ольга Суркова