Культура

Его Величество Театр

15 декабря 2018 года в 11:31

В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра.

На Большой сцене Смоленского государственного драматического театра имени А.С. Грибоедова 13 декабря состоялась торжественная церемония открытия Года театра. Праздничный вечер под названием «Театральный калейдоскоп» закружил зрителей в вихре ярких сменяющих друг друга номеров.

Как в цветной картинке калейдоскопа, здесь соединились отрывки из полюбившихся спектаклей, юмористические номера, искрометные танцы и звонкие песни. В захватывающем действе были смех и слёзы, страсти и вымысел, то есть все то что составляет понятие ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ТЕАТР.

21 декабря на этой же сцене состоится премьера «Серебряные доспехи». Предлагаем вашему вниманию разговор с режиссером новой музыкальной сказки Алиной Николаевной Сорокиной.

Новогодняя премьера

– Традиционно к новогоднему празднику для смоленских ребят готовится что-то новенькое. В этом году это будет сказка «Серебряные доспехи». Как вы выбираете тот сюжет, тот текст, который вам хочется поставить?

Читаю. Просто надо много читать. И, конечно, примерить, что же может понравиться детям. Еще я хожу в кино во время детских каникул, смотрю современные детские фильмы, и читаю те книги, которые читают ребята.

Смотрела передачу Ивана Урганта, в которой он разговаривал с Диной Рубиной. Иван признался писательнице, что за весь прошедший год смог прочитать не более пяти книг. Говорил, что у него совершенно не хватает времени на книги. А как много Вы читаете?

Я читаю какой-то определенный период, когда возникает потребность. За прошлый год книг семьдесят прочитала. Так как-то с детства сложилось. Это мое базовое образование, я профессиональный читатель. И я люблю больше полноценный текст, чем драматургию. Предпочитаю роман. Может быть это моя особенность.

– В аннотации к спектаклю «Серебряные доспехи» сказано, что главный герой Ричард предпочел бы играть в компьютерные игры, чем найти время для экскурсии. Приключения начинаются с того момента, как он с семьей оказывается в Национальном музее замка Сихров. Задача этого спектакля показать, что мир интереснее и разнообразнее виртуальной реальности? Сама идея какая?

– Сама идея в том, что дети в принципе независимо от того, в какое время они живут, всё равно остаются детьми. Меняются предлагаемые обстоятельства, то есть – эпоха, время и стиль жизни, в котором они живут.

В данном случае мы берем обычного современного мальчика и просто помещаем его в другое время. Смотрим, наблюдаем, что может измениться? Действительно ли дети настолько непослушные и невнимательные, действительно им ничего не интересно, или просто так складываются обстоятельства вокруг них, что они чаще всего свое время проводят с компьютерными играми?

– Как вы считаете, с чем это связано?

– Я полагаю дело в том, что детей стали очень сильно ограничивать, контролировать и беречь. Например, для меня было как бы очень неожиданно, что сейчас дети не убирают в школе после уроков, что больше нет дежурных, и что ребята после учебы идут домой и общаются друг с другом чаще всего только через социальные сети посредством гаджетов. Мы во дворе детей не видим – они сидят дома. А как же реальное общение, как реальная жизнь?

Мне захотелось показать, что современный ребенок мало чем отличается от ребенка любой другой эпохи. Действительно разные обстоятельства, в которых он находится и жизненные условия. И если современного подростка поместить в события, в которых он должен принимать решения, должен быть ответственным за себя и других, должен уметь дружить, общаться, искать выход из сложившейся ситуации, то мы видим, что на самом деле он все может. Основная идея была такая.

Интерактивный спектакль

– В прошлом вашем новогоднем спектакле актеры выходили в зал, взаимодействовали с публикой, это был интерактивный, скажем так, спектакль. Сейчас тоже будет общение со зрителем?

Да, и на этот раз подобный театральный прием использоваеся. Хотя я не могу сказать, что я люблю его. И в то же время я понимаю, особенно в работе с детьми, что не должно быть границы между сценой и зрительным залом, детей нужно вовлекать в действие. Ведь современного зрителя сложно чем-либо удивить, и нужно очень сильно постараться, чтобы удержать его внимание. Театру сложно конкурировать с кино или с компьютерными играми. Все что мы можем дать нашему зрителю – это энергия, которая идет от артистов и очень быстрая смена картин, должно быть постоянное действие.

Очень хочется, чтобы было интересно и маленьким детям и школьникам уже тинейжерского возраста, а также взрослым родителям, которые будут сидеть в зрительном зале.

– Мне кажется, что любая сказка рассчитана не только на детей, но и на взрослых. Может быть, сказки им нужны не меньше, чем ребятам. Вы так не считаете?

Да, вырастая, мы начинаем в сказках замечать совсем другие детали, которых не видели в детстве. А вообще, мне кажется, что для детей нужно ставить лучше, чем для взрослых. Это должно быть серьезней, интересней, и эта работа более кропотливая. Даже когда готовишь постановку для совсем маленьких ребятишек, которые еще ходят в детский сад, нельзя ориентироваться на то, что у них какое-то упрощенное сознание. Особенно сейчас, когда дети уже в двухлетнем возрасте разбираются в смартфонах, понимают, что такое программа, как ее запустить. Они еще не очень хорошо говорят, но зато во всех этих вещах прекрасно разбираются. И ставить для них какой-то примитивный сюжет – это уже не то время.

Ассоциативный ряд

– И каким должен быть сюжет?

Сюжет должен быть глубоким, чтобы каждый мог на своем уровне сознания, и своем уровне развития увидеть то, что ему будет доступно. То есть, я постаралась показать в постановке по максимуму все то, что заложено в пьесе у автора. Есть там и постмодернистские штучки, например, в спектакле практически не будет ни одних таких, грубо говоря, посторонних имен.

– Приведите пример.

Например, у главного героя имя Ричард, то есть ассоциативный ряд король Львиное сердце. Вот мы можем увидеть как простой капризный, недовольный мальчишка становится настоящим рыцарем. Там есть имена известных рыцарей, которые остались в истории и есть имена, которые мифологичны. И про каждого из них есть история. Вот так строится постмодернистский текст, а ты видишь его на том уровне, на котором можешь. Если вдруг узнаешь имена, то сразу понимаешь, с кем ассоциируется этот персонаж. И сюжет у тебя становится намного богаче и раскрывается все больше и больше.

Посмотрев спектакль «Серебряные доспехи», ребята должны понять что нельзя доверять внешности, что люди бывают разными, и они могут обмануть, что для того, чтобы чего-то добиться, обязательно нужны друзья, что когда вы вместе, вам не так страшно и вы можете поддержать друг друга, что простой мальчик может стать настоящим рыцарем, и что добро все равно должно победить. Это основное. Мне хотелось бы, чтобы сказка она была все-таки волшебной.

– Что для вас театр?

– Театр – это праздник. А поскольку театр – праздник, то особенно для детей здесь должно быть ярко, удивительно, и в тоже время, поучительно. Они должны выйти, посмотрев спектакль, с какими-то, может быть, и не осознанными мыслями, но мысли обязательно должны быть. Например, каждый персонаж должен чему-то ребенка научить, ни один не должен быть просто проходящим.

Для меня театр – это не реальность, отчасти её отображение, и все-таки, это – больше праздник.

Фото: архив театра

Ольга Курцева

Смолян зовут на «Новогодние приключения в сказке»
От пианиссимо Дубровского до форте Каждана

Другие новости по теме