Культура

Смоленские актёры покорят Буэнос-Айрес

8 февраля 2011 года в 10:39
Гастроли для молодёжного театра «Миракль» привычное дело. Как минимум, два раза в год студенческий коллектив выезжает на фестивали, конкурсы, смотры, откуда без наград не возвращается. Приглашения приходят из самых неожиданных уголков мира, из Аргентины, например, куда «Миракль» планирует отправиться на будущий год с тремя спектаклями на русском языке. В ноябре по случаю международной конференции в СГУ ожидают английского посла, и «Миракль» воплотит наконец давнюю мечту – поставить пьесу на английском языке.
Чем больше наблюдаешь за творчеством студенческого театра, тем отчетливее понимаешь, что секрет успеха «Миракля» – личность его создателя, художественного руководителя и режиссёра Елены Курьяновой.

Долгая дорога к театру

Елена Курьянова не профессиональный режиссёр. Она окончила Смоленский педагогический институт (ныне СмолГУ). Возможность перебраться в Ленинград и поступить на режиссёрский факультет у Елены Борисовны была, но она отбросила её и нисколько об этом не сожалеет, потому что среди её учителей были В.С. Баевский, В.Е. Захаров, Г.Н. Ермоленко, Г.С. Меркин, В.Б. Быков.

- Эти преподаватели научили меня тому, что очень помогает в режиссуре, – анализу текста. Каждой постановке пьесы в нашем театре предшествует её доскональное изучение с определением темы, идеи, расстановкой персонажей, анализом конфликтов и перипетий.
Театром я болела всегда, но учиться на режиссёра мне не позволили родители: они не могли допустить, чтобы я два года не образование получала, а рабочий стаж (прежде чем поступать на режиссёрский факультет, нужно было иметь двухгодичный опыт работы).

После окончания института Елена Курьянова 20 лет преподавала в десногорской школе №4. Учительская карьера была весьма успешной: её ученики побеждали на областных предметных олимпиадах, участвовали во всероссийских. Но и увлечение театром не отошло на задний план.

- В школе был очень сильный театр «Salut». Здесь мы ставили и Василия Шукшина («До третьих петухов»), и Александра Островского («Праздничный сон до обеда»). Ещё работая в Десногорске, я нашла выход на московский фестиваль спектаклей на иностранных языках «Маски». Театр «Миракль» пошёл по стропам, проторенным театром «Salut».

Один из десногорских школьников, Сева Макаров, впоследствии стал профессиональным актёром. Он исполнял главную роль в спектакле «Оскар» по пьесе Клода Манье, которую театр «Salut» возил на московский фестиваль. Ученик Елены Курьяновой окончил Щукинское училище и сейчас играет в театре имени Маяковского.

Как сотворить «Чудо»

- В спектаклях «Миракля» (название переводится как «чудо») вы задействуете студентов, которые зачастую впервые выходят на сцену и при этом играют превосходно. Как вам удаётся сотворить чудо – раскрыть актёрский потенциал людей, даже не подозревавших о своих скрытых талантах?
- Самый главный секрет – это каторжная работа. Предпремьерные репетиции длятся по 8-10 часов. Из трудолюбия и рождается нечто талантливое. К тому же мы не позволяем себе расхлябанности в выборе литературного материала. Каждая пьеса, которую мы ставим, будь то драма или комедия, – это первоклассное художественное произведение.
Кроме того, два раза в год мы ездим на международные фестивали. Они становятся прекрасной школой для театра в целом и каждого отдельного исполнителя. Общение – это учение. Наши спектакли оценивает экспертная группа, они обсуждаются и анализируются профессионалами. Знаменитые артисты проводят мастер-классы.
- Кто для вас является авторитетом в театральной режиссуре?
- Меня несколько смущает слово «режиссёр» по отношению к моей персоне: я понимаю, что без специального образования не имею права им называться. Но так как театром я занимаюсь почти всю жизнь, читаю много специальной литературы, регулярно сама прохожу мастер-классы, то могу кое о чём судить более или менее компетентно. Мой любимый театр – Малый драматический (театр Европы) в Питере. Его художественный руководитель – Лев Додин. Додинские постановки классической драматургии – нечто потрясающее. У него необыкновенный дар так преподносить классику, что возникает впечатление, будто смотришь хрестоматийные пьесы в первый раз.

Иная правда о войне

- Какой спектакль можно назвать самой большой удачей «Миракля»?
- Пожалуй, «На улице, перед дверью» Вольфганга Борхерта. Ещё в студенческие годы, под обаянием лекций Владимира Ефимовича Захарова я мечтала её поставить. Но институтский партком запретил студенческому агиттеатру обращаться к этому тексту: «В городе со славной боевой историей нельзя ставить пьесу, которая вызывает жалость к немецкому солдату». На второй год существования «Миракля» я извлекла из-под спуда борхертовский текст и предложила его ребятам. Они загорелись желанием воплотить его на сцене. Но не всё было гладко, во время репетиций чувствовалось какое-то напряжение. Создавалось впечатление, что мы ступаем на тонкий лёд. Андрей Курганов, например, скрывал от своего деда, что он играет немецкого солдата. Когда мы приближались к премьере, люди со стороны бросали предостережения вроде «Поберегитесь: вас закидают камнями!»
Мы привыкли события Второй мировой войны видеть только с одной стороны. Это не вся правда. Есть и другая. Её-то мы и старались показать.
На премьеру (она состоялась в Доме офицеров) мы пригласили ветеранов, и они были солидарны в своих оценках: «Мы не увидели здесь фашиста. Мы увидели солдата». Никто не сдерживал слёз.
Затем мы поставили этот же спектакль на немецком языке и отвезли его на суд немецких зрителей. Мы, русские, с менталитетом победителей, показали немцам, которые до сих пор чувствуют вину за Вторую мировую, историю о немце, который раздавлен войной. Это был вызов.
Узнав о наших планах, организаторы посетовали на то, что спектакль не сценичен. Его продолжительность, 2 часа 20 минут, также вызвала их недовольство. Мы не отступили. Первый показ прошёл в Хагене. И он оказался незабываемым. После антракта ни один зритель не вернулся в зал. Прошло 10, 20 минут. Я вышла в фойе: зрителям, большинство из которых видели войну детьми, взахлёб обсуждали содержание первого акта. Немцы не любят говорить о войне, но наш спектакль всколыхнул историческую память и общественное мнение. Второй акт начинался сценой в кабаре, с танцами, живым звуком. Публика радостно аплодировала, находясь в полной уверенности, что мы лишим финал его трагического пафоса. Мы не стали видоизменять концовку, но оставили её открытой. Зал аплодировал стоя.

Постулаты Елены Курьяновой

1) Актёры не должны играть персонажей, похожих на них самих. В каждом спектакле они должны осваивать новые амплуа: положительный герой надевает маску злодея, которая в следующий раз сменяется маской возрастного персонажа.
2) Каждый спектакль должен быть выстроен как биение сердца.
3) Театр должен строиться на принципе единодержавия. Спектакль – коллективное творчество, но стержнем его является воля одного человека, на котором всё замыкается.
На пути к профессиональному творчеству
Александр Пушкин: тридцать семь лет и восемь веков

Другие новости по теме