На родине Твардовского – музей пасторальной музыки
О туристской привлекательности Смоленска и Смоленской области говорится много и часто. Но одна из составляющих этой самой привлекательности – музеи – страдают однообразием и невзрачностью, которая не позволяет привлечь посетителей ни из числа местных жителей, ни из числа туристов. О том, каким должен быть идеальный музей, что привлечёт туристов, как складывается судьба одного из смоленских музеев, «СГ» рассказала Людмила Синицына, зав. кафедрой музейного дела и охраны памятников института искусств.- Русский философ Николай Фёдоров писал: «Музей – храм предков, по его предметам воссоздается жизнь и культура ушедших поколений. В век технического прогресса, когда ценится всё сиюминутное, полезное, возникает опасность потери интереса к прошлому. Музей через хранимые им свидетельства осуществляет этот контакт, воспитывая также уважение к минувшим поколениям, если оно исчезнет, человек перестанет быть существом нравственным».
Последние годы отмечены большими изменениями в музейном деле. Из хранилищ культурных ценностей музеи превращаются в активных участников общественной жизни, выполняющих всё более важные функции в области образования, науки и даже экономики. Современный западный маркетолог Филипп Котлер, говоря об успешном культурном развитии территории, определяет следующие факторы: производство уникальной продукции по традиционной технологии; история и знаменитые исторические фигуры; культурные достопримечательности; события и мероприятия (фестивали, праздники, выставки, конференции); здания и монументы.
На Смоленщине все эти факторы присутствуют. Но экспозиции музеев, особенно районных, напоминают братьев-близнецов. На мой взгляд, пора взяться за разработку концепции музейной сети области. В Вязьме, например, весьма уместно было бы создать музей пряников с производством уникальной продукции и с сувенирной лавкой, в Смоленске – музей конфет (в XIX веке смоленские конфеты пользовались спросом далеко за пределами губернии), а в Починке - музей пасторальной музыки. Помните у Александра Твардовского: «Кто в рожки тебе сыграет так, как наш смоленский дед». Теперь мало кто из смолян знает, что за эту древнюю, удивительную по красоте музыку смоленских жителей звали «рожками».
Практически невостребованным в музейном деле остаются традиционные ремёсла: вышивка, ткачество, гончарное, стекольное дело. Я помню посещение музея стеклоделия во время путешествия по Чехии. Точнее, то была реконструкция старой стекольной мануфактуры, при которой открыт сувенирный магазин. Надо сказать, что торговля здесь идёт весьма бойко и никто из туристов не уходит без покупки. Совсем недавно под Москвой был создан музей пастилы, в котором её производят и продают. Создание такого рода музеев – дело недорогостоящее, особенно если не пользоваться услугами «заморских» проектировщиков, а обойтись своими силами. К их реализации можно было бы подключить студентов и выпускников местных вузов, создав проектные группы. Ведь у нас в городе готовят музееведов, специалистов по туристическому бизнесу, дизайнеров. Например, среди дипломных проектов студентов института искусств есть достаточно интересные: музей семьи, экомузей «Крестьянский дом», детский развивающий центр «Смоленский рожок», образовательная программа для молодёжи «Смоленская крепостная стена», проект корпоративного музея «Хлудовская мануфактура». Для будущего специалиста участие в работе такой проектной группы было бы хорошей школой профессиональной подготовки, а местное сообщество музейных работников пополнилось бы молодыми специалистами.