Добро пожаловать в Смоленск, Отелло!
Сразу после новогодних каникул Смоленский областной драматический театр имени А.С. Грибоедова пригласил для работы над новой постановкой своего бывшего главного режиссёра Игоря ВОЙТУЛЕВИЧА, с которым пообщался наш корреспондент.– Игорь Геннадьевич, с 2003 года вы уже не работали в Смоленске. С какими театрами в Москве вы сотрудничаете?
– Мы активно сотрудничаем с театром «Сатирикон». Я работаю там как приглашённый режиссёр уже долгое время, московский зритель успел увидеть множество моих работ. До недавнего времени я ставил спектакли и в театре имени В.В. Маяковского, последний из них – «Тайна старого шкафа».
– Вы являетесь одним из основателей Израильского государственного театра «Гешер». Как идут дела у вашего детища?
– На данный момент этот театр является одним из лучших в стране. Сейчас он находится на очень большом подъёме, и когда я ещё там работал, мы занимали первое место в Авиньоне, прогремели в Нью-Йорке, Цюрихе, Вене. Вообще этот театр необычайно известен и популярен за границей, у них большие связи и хорошие друзья даже в Австралии и Африке.
Театр начинал свою деятельность как русскоязычный, но со временем, а ему уже 19 лет, перешёл на иврит. Но до сих пор некоторые спектакли ставятся на русском, так как в Тель-Авиве много русскоязычного населения, да и сам костяк театра также русскоязычный. При этом пополнение актёров идёт уже из местных.
– Какой спектакль вы будете ставить в Смоленске?
– Я вообще очень люблю Смоленск, тем более что всё лучшее в моём творчестве происходило именно здесь. При всей географической отдалённости от него я никогда не терял с ним связи.
Я с удовольствием принял приглашение, потому что здесь есть ностальгический момент, есть возможность увидеть и пообщаться со старыми друзьями и коллегами.
Я ставлю спектакль «Benvenuto, Отелло!», что в переводе с итальянского означает «Добро пожаловать, Отелло!». Это комедия положений в двух действиях о похождениях молодого оперного певца Макса, которого никто не принимает всерьёз, и директор оперного театра провинциального Кливленда решил воспользоваться его услугами только в самом крайнем случае, под угрозой срыва спектакля.
Спектакль ставится по пьесе американского драматурга Кена Людвига. Впервые он был показан в Лондоне, а сама пьеса выдвинута на премию Лоуренса Оливье, с успехом шла и была переведена на восемь языков.
Премьера спектакля состоится 24 февраля, в нём играют заслуженные артистки РФ Ирина Голованова и Елизавета Зима, Андрей Курганов, Виктория Клевцова-Абакумова, Олег Кузьмищев, Игорь Голубев, Андрей Шанин и Ирина Лисенкова. Художник-постановщик – Светлана Архипова.
– Вы являетесь режиссёром телесериалов «Татьянин день», «Танго с ангелом», «Одна ночь любви», «Нанолюбовь», «Крем». Чем вам больше нравится заниматься – театром или кино?
– Мой первый сериал – это «Татьянин день», до этого у меня не было опыта в кино. Должен сказать, что театр мне, конечно же, гораздо ближе. Это значительно труднее, в нём нет дублей, нельзя что-то вырезать, всё происходит здесь и сейчас. Кино позволяет исправить все огрехи, а театр – это честнее, там на актёре лежит очень большая ответственность. Но и ощущения от хорошей игры актёра на сцене совершенно непередаваемые.
В моей телевизионной работе сейчас пока перерыв, поэтому я и смог вырваться в Смоленск, чему, собственно, очень рад.
Несмотря на то, что кино отбирает очень много времени (смена – по 12-13 часов), я сумел поставить четыре спектакля – «Дамочка», «Эстремадорские убийцы», «Дядюшкин сон» и «До диез», а также выпустить целый курс молодых артистов ГИТИСа. Они, кстати, распределились в лучшие театры Москвы.
– На момент отъезда в Смоленск чем вы занимались?
– Был сорокасерийный проект под рабочим названием «Манипулятор». В нём был занят Гоша Куценко. Это некий полудетективный сериал, но он почему-то не пошёл, продюсер не смог о чём-то договориться с Первым каналом, и пока снято всего несколько серий. И я решил воспользоваться такой паузой и навестить Смоленск.