Культура

Музейная империя Смоленщины

12 октября 2018 года в 18:36

130-летие Смоленского государственного музея-заповедника его работники постарались отметить максимально широко и достойно. По областному радио прошла серия очень познавательных и интересных передач. Были и статьи в местных СМИ. А в минувший четверг, 4 октября, в Смоленске в здании Исторического музея, что на улице Ленина, торжественно открыли выставку «История Смоленского музея, рассказанная им самим…», посвящённую знаменательной дате.

Была и замечательная идея воздать наконец-таки должное основателю музея – Семёну Петровичу Писареву, человеку воистину достойному, выдвинув его на звание почётного гражданина города-героя Смоленска. Но депутаты горсовета пока раздумывают… Зато выставка получилась отменная – необыкновенно познавательная, насыщенная уникальными предметами!

В юбилейной экспозиции сотрудники музея-заповедника постарались отразить всю многогранную историю Смоленского музея в документах, фотографиях, коллекциях декоративно-прикладного искусства, живописи, предметах археологии, нумизматики. Особо хочется отметить, что среди более чем пятисот экспонатов выставки можно увидеть предметы, многие из которых никогда не покидали фондохранилища. Среди них самые первые экспонаты основанного Семёном Петровичем Писаревым в 1888 году Смоленского историко-археологического музея: древнерусские кирпичи-плинфа, фрагменты фресок, античные и средневековые монеты, старинные книги. Огромный интерес зрителей вызвали коллекции серёг, пуговиц, ожерелий и других украшений из музея княгини М.К. Тенишевой, а также произведения, переданные в дар музею-заповеднику от целого ряда коллекционеров.

На открытии выставки был аншлаг. Поздравить одно из крупнейших в России музейных объединений – Смоленский государственный музей-заповедник, который в нынешнем году отмечает значительную юбилейную дату – 130-летие со дня основания, пришли не только смоляне, но и коллеги смоленских музейщиков из других регионов.

На торжественной церемонии выступил с приветственным словом начальник департамента Смоленской области по культуре и туризму Сергей Черняков, который передал поздравление в адрес музея-юбиляра от губернатора Смоленской области Алексея Островского и отметил важнейшую роль музея-заповедника в жизни региона.

Самые тёплые слова поздравления и прекрасные пожелания звучали в этот день от представителей образовательных, творческих, общественных организаций, а также от гостей вернисажа – делегации Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника.

Выставка из фондов Смоленского музея-заповедника будет работать для посетителей до конца января 2019 года. Все желающие могут её посетить, чтобы самим оценить, какими уникальными богатствами владеет наш музей-заповедник.

Кстати, нелишним будет напомнить, что Смоленский государственный музей-заповедник был основан в 1888 году и является одним из крупнейших музейных объединений в России. В его состав сегодня входят 14 отделов и филиалов. Городские экспозиции музея располагаются в уникальных зданиях – памятниках архитектуры XVII – начала XX веков. Филиалы находятся в бывших усадьбах выдающихся смолян: известной меценатки княгини М.К. Тенишевой, композитора М.И. Глинки, путешественника Н.М. Пржевальского, поэта А.Т. Твардовского. Свыше 600 тысяч предметов сосредоточено в собрании музея: здесь хранятся коллекции по археологии, этнографии, собрания русской и западноевропейской живописи, декоративно-прикладного искусства, иконописи. Ежегодно в Смоленском музее-заповеднике открывается до 40 новых выставок; используются самые разнообразные формы работы с посетителями: фольклорные театрализованные праздники, костюмированные мероприятия, игры, конкурсы, интерактивные занятия, чаепития, спектакли и концерты, мастер-классы, акции. По праву, наверное, кто-то в юбилейные дни даже назвал музей-заповедник «музейной империей Смоленщины». Но…

К сожалению, ситуация в этой «империи» нынче отнюдь не такая хорошая, какой должна бы быть в соответствии с её общероссийским и региональным статусом. Это, как мне показалось, очень тонко чувствуют в самом музее-заповеднике. Сужу по одной вроде бы незначительной, но, на мой взгляд, много говорящей детали: репортаж об открытии юбилейной выставки на его официальном сайте был подчёркнуто сдержанно сопровождён не цветными, а исключительно чёрно-белыми фотографиями…

В чём причина тревог? Она банальная – финансовые проблемы, вытекающие из уродливых особенностей рыночной экономики, отбросившей учреждения культуры на обочину своих приоритетов.

«– Каким бы вам хотелось видеть музей?

– Не похожим на кладбище. Я верю в магическую силу вещи. Мёртвых вещей нет. Каждая когда-то обслуживала человека. Музей – это жизнь!»

Вот так определил суть хранилищ истории возродивший пушкинское Михайловское Семён Степанович Гейченко.

Увы, Смоленский государственный музей-заповедник во многом низведён сегодня до уровня кладбища. Кладбища вещей. Созданный более ста лет назад на основе подобранных со строгой тщательностью коллекций учителя мужской классической гимназии С.П. Писарева и княгини М.К. Тенишевой, он считается уникальным по количеству и составу экспонатов среди провинциальных музеев России. В его фондах – изделия из благородных металлов и уникальные книги, тончайшие ткани и редкое оружие, великолепные картины и хрупкий фарфор, изящная мебель и незамысловатые балалайки. Многие экспонаты бесценны, им нет аналогов в мире. А всего их более 600 тысяч.

Но всё это богатство фактически гибнет, томясь в запасниках, скрытое от глаз зрителей. Ибо из упомянутых 600 тысяч экспонатов выставлена в постоянных экспозициях или выставляется на тематических временных выставках лишь мизерная часть. Подчас даже складывается впечатление, что музей у Смоленска на правах пасынка, который в обузу.

Судите сами. Прежде всего наш музей славится на весь мир уникальнейшей коллекцией княгини М.К. Тенишевой. Для своей коллекции, которую она подарила городу, Мария Клавдиевна построила специальное музейное здание, которое всем известно как музей «Русская старина». После всех войн и революций XX века от коллекции Тенишевой осталось 4 819 экспонатов, которые сегодня хранятся в Смоленском музее-заповеднике. Но увидеть лишь некоторые из них смоляне и гости города могут разве что по большим праздникам. Почему так?

"– Даже то, что удалось сохранить, может стать украшением любого центрального музея, – считает ведущий научный сотрудник отдела фондов Смоленского музея-заповедника Валентина Склеенова. – Это иконопись, графические листы, царские врата, богатейшая коллекция крестьянской одежды разных губерний России, посуда, ювелирные украшения, археологические находки… У нас есть такие шедевры, как платье из рыбьей кожи или мерлинская шаль, от которой просто глаз невозможно оторвать. Или покров святого Ефремия – тончайшее лицевое шитьё, коллективный труд русских женщин. Считается, что этот покров был изготовлен в мастерской Анастасии Романовны – первой жены Ивана Грозного.

Сейчас эти сокровища видят только сотрудники музея. Коллекция, переданная княгиней Тенишевой в вечное владение Смоленску, для большинства горожан, к сожалению, пока остаётся лишь фактом истории, ставшим со временем больше похожим на легенду.

– В принципе, все экспонаты готовы к тому, чтобы их показать людям, – говорит Валентина Ивановна. – Осталось найти средства на ремонт здания музея «Русская старина» и восстановление территории вокруг него. Дело в том, что сейчас здание просто утопло в земле. Кроме того, нарушена дренажная система. Поэтому, когда идёт дождь или снег, вода доходит до первой ступеньки в коридоре – приходится класть мостки."

Это я процитировал статью, опубликованную в «Смоленской газете» больше года назад. Что-то изменилось за это время в лучшую сторону хотя бы на миллиметр? Увы, нет. Здание музея «Русская старина» продолжает разрушаться, а уникальная коллекция по-прежнему томится в запасниках музея.

Понятно, что на капитальную реставрацию здания музея, построенного в 1903–1905 годах по проекту Сергея Малютина, денег нет ни в городской, ни в областной казне. Это проблема федерального масштаба: нужны или внимание со стороны Министерства культуры России, или, давайте уж говорить прямо, добрая денежная воля кого-то из олигархов. Авось сподобятся вместо покупки очередной яхты вложить нажитые непосильными трудами средства в историческое наследие. Но у Минкульта и без нашей «Русской старины» бюджет – что тришкин кафтан. А ждать благотворительности от олигархов можно до скончания веков. Так что пока – тупик.

Но даже в этой тупиковой ситуации город реально может помочь спасению здания музея. Дело в том, что буквально в десяти метрах от «Русской старины» проходит двойная линия трамвая. Специалисты сделали замеры и выяснили: во время прохождения мимо музея каждого вагона в здании «Русской старины» случается самое настоящее землетрясение силой в четыре балла! Это даже для обычного здания проблема нешуточная, а для музея – просто катастрофическая. Надо или менять маршрут трамваев (что было бы идеальным решением проблемы), или проложить вдоль «Русской старины» специальные амортизирующие вибрацию рельсы и пустить по этому маршруту только нормальные современные вагоны, а не те «грохотуны», которые до сих пор у нас в ходу. Последнее – вполне по силам и средствам городскому бюджету. Но увы…

Немало у музея-заповедника и других проблем. Например, с музеем «Смоленский лён», судьба существования которого с некоторых пор под очень большим вопросом…

Словом, 130-летие Смоленского музея-заповедника вызывает не столько праздничное настроение, сколько серьёзные опасения насчёт того, не превратится ли он в итоге обычное кладбище вещей. Работники музея – люди самоотверженные и искренне преданные своему делу – всеми силами пытаются не допустить такого развития событий. Но как судьба музея будет складываться в дальнейшем – зависит не только от них. Главное, чтобы город и горожане перестали относиться к своему музею как к пасынку, который в обузу.

Игорь Красновский

Романтика дворянских поместий земли смоленской
В Смоленске пройдет Всероссийский фестиваль-конкурс народных хоров и вокальных ансамблей «Поет село родное»

Другие новости по теме