Тайна «железной маски»
Арт-проект «Без лица. Легендарные маски мира» – это не просто выставка масок. Концептуально он построен на обилии информации. Практически каждый экспонат снабжён табличками с изложением интересных фактов. Но ни один факт не существует сам по себе. Поэтому, начав изучать один предмет, легко можно добраться до сфер, на первый взгляд с ним никак не связанных…
Информация для эрудитов
Собственно, этот арт-проект так и родился: из довольно узкой темы, которая, обрастая подробностями, разрослась до концепции многоплановой выставки.
– Вначале нам были интересны только средневековые карательные маски, – признаётся автор арт-проекта «Без лица» Алексей ЧИЦЫН. – Я стал искать информацию и увидел, что есть столько неизвестных историй и фактов, связанных с масками вообще, что мне захотелось поделиться ими с другими. Так и получилась эта выставка, основная цель которой – повысить эрудицию посетителей. Чтобы, заинтересовавшись каким-то разделом, человек захотел продолжить его изучение уже самостоятельно.
Разделов в экспозиции много. И они затрагивают разные, казалось бы, не связанные друг с другом сферы: кино, медицину, историю, театр, религию, спорт и даже военное дело…
– Здесь представлено порядка 90 масок, – продолжает Алексей Чицын. – Большинство из них – эксклюзивная ручная работа, сделанная на заказ мастерами России и Украины. Несколько настоящих венецианских масок, что-то из Японии и Америки… Коллекция пополняется постоянно.
Маски Первой мировой, самурайские, обрядовые, театральные, карнавальные, посмертные, из культовых фильмов, хоккейные… Некоторые из них можно не только детально рассмотреть, но и примерить. А самым любопытным можно заодно и разобраться, какие из масок самые древние: самурайские, пыточные или мексиканского Дня мёртвых…
Посмертный отпечаток
Посмертные маски – наука и искусство одновременно. Обычно это слепок из гипса или другого пластичного материала, снятый с лица умершего – как правило, знаменитого человека. Такой слепок используют как форму для отливки маски или подготовительный материал для статуй, бюстов и надгробий.
В экспозиции можно увидеть посмертные маски Сергея Есенина и Николая Гоголя. Это копии, снятые с оригинальных слепков.
– У меня есть знакомый скульптор, которая специально ездила в Санкт-Петербург, где ей предоставили возможность поработать с настоящими слепками посмертных масок Гоголя и Есенина, – поясняет Алексей Чицын.
Ещё с одним подобным экспонатом связана целая история. Эта маска, известная как «Незнакомка из Сены», тоже считается посмертной. А кроме того – одной из самых загадочных.
Сюжет вкратце таков. Якобы в конце XIX века в Париже из Сены выловили утопленницу. И когда её тело привезли патологоанатому, он так восхитился её красотой, что сделал слепок. Позже дело рук врача неоднократно копировали и тиражировали, поскольку в определённых богемных кругах было модно иметь такую деталь в интерьере. Отпечатанное в гипсе лицо девушки одно время даже считалось неким эталоном красоты.
– Хотя есть и другая версия этой истории – кстати, больше похожая на правду, – говорит Алексей Чицын. – Скорее всего, это была никакая не утопленница, а дочь того самого патологоанатома. И когда делался слепок, девушка была жива, потому что утопленница просто не могла бы сохранить такое умиротворённое выражение лица.
Однако, что известно с достоверной точностью, в XX веке этот слепок стал исходником для изготовления тренировочного манекена для отработки искусственного дыхания у спасателей. Так что кем бы ни была та «Незнакомка из Сены», сейчас её называют «самой целованной девушка в мире»…
Загадки истории
Ещё одна легендарная загадка истории, воплощённая в экспонате выставки, – «Железная маска». Такую носил таинственный безымянный узник, живший во Франции в эпоху короля Людовика XIV. Кстати, маска сделана отнюдь не из железа, а из чёрного бархата. И чьё лицо скрывалось под ней на протяжении нескольких десятилетий, до сих пор неизвестно. Что, естественно, дало повод для различных теорий, которые нашли своё отражение не только в научных работах, но и в литературе и кино.
Интересно, что «железной» эту маску первым назвал известный французский писатель и философ Вольтер. Он же выдвинул версию, что за ней было скрыто лицо незаконного старшего брата короля Людовика XIV. Впрочем, фактов, подтверждающих это, так и не нашлось. Единственные исторические сведения о человеке в «железной маске» можно почерпнуть только из переписки его тюремщика Сен-Мара со своим руководством в Париже, а они очень скудны.
Рядом – ещё одна маска, связанная с конкретной исторической фигурой. Правда, здесь обошлось без легенд и загадок – только факты. Такую маску из кожи и конских волос сделал сам пастор Александр Педен – в знак протеста против гонений на Церковь, инициированных Карлом II. Понятно, что в экспозиции – лишь копия, а подлинная маска Педена находится в музее в Шотландии.
Чумной доктор
Один из самых узнаваемых экспонатов выставки – это, пожалуй, маска «чумного доктора». Её характерная особенность – длинный нос, напоминающий клюв птицы.
Считалось, что маска с клювом, придающая доктору вид древнеегипетского божества, отпугивает болезнь. Однако на самом деле у клюва была и функциональная нагрузка: он защищал врача от болезнетворного запаха, то есть, по сути, являлся прообразом современных респираторов.
Дополнением к маске служил защитный костюм: длинный, от шеи до лодыжек, плащ, узкие брюки, перчатки, ботинки и шляпа. Причём все элементы выполнялись из вощёной кожи или грубого холста, пропитанного воском. Правда, такая единая униформа, сделанная с оглядкой на кожаные доспехи лёгкой пехоты, была предложена медиком Шарлем де Лормом только в 1619 году – до этого времени чумные доктора носили самую разнообразную одежду.
Карнавал для мёртвых
Маски венецианского карнавала, во множестве представленные в экспозиции, – для россиян давно не экзотика. У многих подобные сувениры, напоминающие об итальянских каникулах, хранятся дома.
Другое дело – маски мексиканского Дня мёртвых. Возможно, этот раздел экспозиции для кого-то станет настоящим сюрпризом.
День мёртвых – праздник, родившийся от смешения испанских католических и мезоамериканских языческих традиций. В его основе – поверье, что раз в год духи умерших возвращаются на землю, чтобы навестить живых. И вместо слёз и плача их встречают здесь радостными улыбками. В Мексике считают, что рождение и смерть – неотъемлемые части бытия, так что День мёртвых – это в какой-то мере и праздник жизни. Поэтому, в отличие от более известного у нас Хэллоуина, там нет страшных костюмов, а все украшения яркие и весёлые.
Маски мексиканского Дня мёртвых больше похожи на карнавальные. По крайней мере, такие же красочные. А читающийся в них символ смерти – череп – совсем не страшный и чаще всего улыбающийся…
Восток – Запад
Самое распространённое использование маски во многих странах и культурах – театр. На Востоке, например, их используют до сих пор, хотя традиционные формы и выразительные средства в них и претерпели существенные изменения. В экспозиции Восток представлен классическим японским театром Но и его оригинальными масками.
Для сравнения – другой раздел выставки посвящён итальянской «Комедии дель арте» с её четырьмя героями, считающимися прообразами современных клоунов. Традиции этого театра берут начало с площадных представлений странствующих артистов, в которых обыгрывались смешные житейские ситуации.
Кстати, в Европе использование масок в искусстве впервые было широко представлено ещё у древних греков и римлян. И общеизвестный символ театра – смеющаяся и плачущая маски – оттуда же, из Древней Греции…
***
Пожалуй, на этом остановлюсь. Подробности – на выставке, где есть прекрасная возможность проследить эволюцию хоккейной маски, узнать, как устроены боевые доспехи самураев и чем защищали лица снайперы и танкисты Первой мировой. По многочисленным просьбам посетителей экспозиция арт-проекта «Без лица. Легендарные маски мира» будет работать до 7 октября.
Фото: Елена Белых
Ольга Суркова