В поисках сакрального сосуда
В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка в рамках всероссийского арт-проекта Валерия Малолеткова «Чаша судьбы». В экспозиции представлены более сотни работ, выполненных в разных жанрах и материалах: скульптура и композиции из фарфора, фаянса и керамики, графика и авторская фотография. Каждая из них – откровение художника о жизни, творчестве и вечном поиске гармонии…
Искусство для эрудитов
Об этой выставке как о событии неординарном по меркам отнюдь не провинциальным говорили задолго до её открытия. Поэтому, признаюсь честно, был момент некоторой настороженности: вдруг реальность не дотянет до планки ожидаемых восторгов. Впрочем, это оказался как раз тот редкий случай, когда действительность превзошла все щедрые анонсы и фантазии.
Валерий Малолетков – имя в российской культуре известное. Один из наиболее ярких мастеров современного декоративно-прикладного искусства, работающий в собственной, ни на кого не похожей манере.
У него блестящее классическое образование: Ярославское художественное училище и легендарная Строгановка. И невероятный талант, поскольку именно это и позволяет в любом творчестве хорошо отточенные навыки ремесла довести до уровня высокого мастерства. А Малолеткову удалось ещё больше: изделия из обычного декоративного материала он сделал настоящими произведениями искусства.
– Малолетков – великое имя в российском искусстве, – считает председатель Смоленского отделения Союза художников РФ, заслуженный художник России Валерий ГРАЩЕНКОВ. – Я вспоминаю своё студенчество, когда на выставках и в журналах мы с особым трепетом искали его произведения. Потому что это всегда были какие-то открытия, совершенно новое слово в керамике.
– Я знаю Валерия Малолеткова очень давно – ещё с тех времён, когда мы вместе участвовали в выставках молодых художников, – дополняет народный художник России Геннадий НАМЕРОВСКИЙ. – Это блестящий мастер, художник великой культуры и эстетики, что видно даже по этой небольшой выставке. Он большой эрудит, объездил много стран, защитил диссертацию по истории мировой керамики. В каждой его работе – индивидуальный стиль мастера. Это действительно стильный художник…
Рождение замысла
Всероссийский арт-проект «Чаша судьбы» родился в 2015 году с персональной выставки Валерия Малолеткова в залах Российской академии художеств. Именно тогда было решено, что экспозицию необходимо показывать не только в Москве, но и в провинциальных городах Центрального федерального округа. Смоленск в этом вояже культурных ценностей стал завершающим.
– Мне давно хотелось просто побывать в Смоленске – на вашей древней исторической земле, – признаётся народный художник России Валерий МАЛОЛЕТКОВ. – И я чрезвычайно рад быть сегодня здесь, на открытии своей выставки. Конечно, в экспозиции представлено далеко не всё, что показывалось в столице. Здесь существенно сокращён объём материалов, потому что выставка передвижная, и она должна быть мобильной. В неё вошло то, что дополняет друг друга и представляет некий срез того, что я делаю.
К сожалению, в экспозицию не вошли монументальные работы мастера. А это, по его личному определению, очень важный для него раздел творчества. Кстати, среди монументальных произведений Малолеткова – настенные горельефы для Палеонтологического музея в Москве, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший проект XX века, выполненный в керамике.
– На этой выставке есть три очень мощных раздела, которые можно вычленить: это Россия, Восток и Запад. И выполнены они в разных материалах, – продолжает Валерий Малолетков. – И здесь много графики не потому, что скульпторы тоже рисуют. Для меня графика – это инструментарий. Это первый импульс, который рождает замысел. По этой причине альбом и карандаш всегда при мне. Даже когда я сплю. Потому что во сне тоже порой приходят идеи, и, проснувшись, я стараюсь их зарисовать.
Впрочем, рисунки Малолеткова – не просто эскизы к будущим пластическим композициям. Они больше напоминают книжные иллюстрации – вполне законченные по форме и глубокие по содержанию.
– У него необычные рисунки, – замечает заслуженный художник России Вера САМАРИНА. – Они – для дела, для будущей работы. И при этом – совершенно изумительные, очень тонкие. Ну и, конечно, совершенно безграничный полёт фантазии. Причём не такой, когда лишь бы перевернуть что-то вверх ногами. Его фантазия направлена на пластику, на выразительность, на красоту форм.
Содержание формы
Валерий Малолетков в своих работах активно использует язык символов и метафор. Поэтому его произведения – всегда сложносочинённые по смыслу, который порой скрыт за кажущейся простотой идеи.
– Здесь очень много каких-то на первый взгляд экспериментальных работ, – говорит заслуженный художник России Людмила ЕЛЬЧАНИНОВА. – Но это зрелые и очень профессиональные произведения. Они и эмоциональны, и духовно обогащены контекстом. А керамические панно на стенах – знаковые вещи с глубоким философским смыслом.
«В круге тем, которые постоянно волнуют Валерия Малолеткова, – театр, литература, музыка, история, – пишут искусствоведы. – Арт-проект мастера представляет собой новую попытку осмыслить проблему сосуществования яркой творческой личности и общества на примере созданной им галереи образов выдающихся деятелей мировой и отечественной культуры. Среди них – Данте Алигьери, Александр Пушкин, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Сергей Есенин, Айседора Дункан, Джон Леннон. Всех их объединяет сложная, порой трагическая судьба, мучительные и противоречивые взаимоотношения с окружающим миром. Автор проекта использует язык метафор, позволяющий рассматривать судьбу человека в пределах условного пространства. Художник нередко использует форму сосуда или чаши, которую он воспринимает не в утилитарном смысле, а как пространство для сложных духовных и материальных отношений между современным Человеком и Природой».
Попытка докопаться до сути вещей и явлений, разобраться в тайнах бытия и понять психологию творческих исканий – вот, пожалуй, то, что лежит в основе большинства работ Валерия Малолеткова. Та же триада «Россия, Восток и Запад» представлена у него не только результатами впечатлений от многочисленных путешествий. Здесь видно и глубокое знание истории, и полное погружение в тему, требующее целого комплекса исследований.
По мнению искусствоведа Елены Носковой, «произведения Валерия Малолеткова вызывают разнообразные и совершенно неожиданные ассоциации. Его работы охватывают огромный диапазон тем: мифологические, религиозные, исторические, литературные и бытовые сюжеты в них воплощены языком полихромной пластики, обогащённой духовным напряжением, символикой и метафорами…»
Прямая речь:
Никита Иванов, арт-критик:
– Индия перекликается у Малолеткова с Грецией, буддизм с православием, рафинированные европейские традиции с непредсказуемым славянским темпераментом. Античные аллюзии сплетаются с остросовременными репликами, замысловатые философские пассажи уживаются с остроумным фольклорным раёшником. Божественное и бытовое, возвышенное и земное сочетаются в чеканных продуманных формах, растворяются в музыкальных ритмах пластики, не оставляя глубоких зазоров. Красочно-пластическое полнозвучие воспринимается как естественная гармония, счастливо возникающий синтез, такой желанный и недостижимый для многих. Недаром в извечном соотношении формы и содержания Малолетков вычленяет такую важную задачу, как содержание формы.
Фото: Дмитрий Прудников
Ольга Суркова