Лариса Гергиева: «Мне интересно все, чем я занимаюсь»
Лариса Гергиева в очередной раз представила смоленской публике своих воспитанников из Академии молодых певцов Мариинского театра. И весь этот вечер она тоже была на сцене, хотя и не в привычном для себя качестве концертмейстера. А после, несмотря на усталость, любезно согласилась ответить на мои вопросы…
Под контролем
– Лариса Абисаловна, сегодня на концерте в Смоленске мы все наблюдали настоящий триумф ваших учеников. Наверное, несложно представить, что они сами ощущали в этот момент на сцене. А вы что чувствуете в такие минуты?
– Когда все хорошо, то, безусловно, радуюсь. Но они же живые люди, поэтому не всегда все идет ровно: что-то сегодня хорошо получается, а что-то не очень. Поэтому я всегда внимательно слушаю, анализирую и делаю выводы. Контролировать процесс необходимо постоянно – чтобы вовремя подсказать, если что.
Хотя они у меня профессионалы с большой буквы и очень много работают над собой. В этом смысле я за них спокойна – они уже на верном пути и понимают, что нужно для того, чтобы быть в числе первых.
– В нынешнем году Академии молодых певцов Мариинского театра исполняется двадцать лет. Я где-то читала, что этот проект задумывался вами как некий эксперимент…
– Нет. Я просто поняла, что настало время, когда театру необходимы собственные ученики, воспитанные в эстетике Мариинки. Не так, как происходит в других труппах, когда набирают молодежь на год-два, а потом выпроваживают, даже не интересуясь их судьбой. Нет, именно своих солистов, которые знают историю Мариинского театра, понимают его и могут достойно войти в его репертуар.
Вообще, того, что делает для молодых Мариинка, нет больше ни в одном другом театре. В первую очередь, конечно, мой брат – он очень много внимания им уделяет, создает прекрасные возможности в репертуаре. У нас все поется по возрасту: не бывает старого Ленского или почтенных старушек Татьяны и Ольги.
Мы много внимания уделяем тем дисциплинам, которые нужны именно сегодня. Требования ведь постоянно меняются. И сейчас нужно быть мобильным, харизматичным, физически здоровым, знать языки, проблемы стилевого пения… Ну и, конечно, много читать, постоянно развиваться, иметь большой кругозор.
Кстати мы, в отличие от многих других театров, не запрещаем своим солистам ездить на гастроли. Наоборот – пусть показываются везде, впитывают мировую культуру. Именно такая свобода и позволяет, наверное, добиваться того, что они не уезжают окончательно.
Человек-оркестр
– Вы сами выбрали профессию концертмейстера сознательно, не планируя делать сольную карьеру…
– Да.
– Это что – такой особый склад характера?
– Я просто с очень юных лет понимала, что я ансамблист. Я ведь рано начала – в 15 лет уже аккомпанировала певцам на большой сцене. И мне это очень нравилось. И было достаточно – я удовольствие получала именно оттого, что в ансамбле.
В прошлом году я отмечала пятьдесят лет на сцене. И хочу сказать, что о выбранной профессии не пожалела ни разу, даже в самые тяжелые мгновения – а такие тоже были.
Хотя что такое «трудно» для концертмейстера? Это когда у твоего вокалиста что-то не получается. Так что я очень рано поняла, что надо знать гораздо больше, чем думают некоторые начинающие. Ведь как часто бывает: не получилась сольная карьера – пойду в концертмейстеры. Но это заблуждение, и из таких людей хорошие концертмейстеры вряд ли получатся – это отдельная профессия. И самое главное в ней – любить своего солиста. Уважать его, уметь подставить плечо и быть рядом не только когда все прекрасно, но и когда тяжело.
– То есть, как вы сами не раз подчеркивали, быть для него другом, советчиком…
– …педагогом, психологом, мамой, доктором… Даже оркестром.
Бывали случаи, когда выступаешь с певцом, а у него внезапно голос пропадает. И ты должен мгновенно отреагировать так, чтобы помочь ему выйти из этой ситуации достойно.
Наверное, поэтому мне очень трудно сидеть в зале, когда выступают мои ученики. Тогда я не просто волнуюсь – чувствую себя бессильной, потому что ничем не могу им помочь. На сцене другое дело – там можно что-то поменять даже во время выступления.
Вообще, для певца и концертмейстера очень важно иметь понимание – тогда действительно получится дуэт. И если у солиста что-то не получается, в этом тоже виноват концертмейстер. Потому что надо было репетировать так, чтобы все получалось.
С интересом
– А с кем интереснее работать: с начинающими или со звездами?
– Трудно сказать… Со звездами надо в большей степени быть строгим. Потому что далеко не все понимают, что нельзя останавливаться: успех уже окрыляет, и хочется расслабиться.
Хотя у меня судьба в этом отношении счастливая. Я со многими известными вокалистами выступала, и совместная работа с ними принесла мне огромную радость. Могу назвать Елену Образцову, Ирину Архипову и многих-многих других. Это далеко не с каждым случается.
А вообще, я очень люблю работать с теми, у кого что-то не получается. Сейчас мне это интересно. Потому что такая огромная радость, когда наконец начинает получаться и ты видишь результат своей работы. Особенно когда понимаешь, что человек, которому ты помогаешь, действительно очень интересный и талантливый.
Я в прошлый раз привозила в Смоленск вокалистку Юлию Маточкину – вот это для меня идеальный пример молодого певца. Она начала заниматься совсем юной и дошла до золотой медали на конкурсе Чайковского. Она около десяти лет в моих руках и уже стала настоящим художником, раскрашивающим исполнение своей персональностью. И никто столько не занимается, как она: все стремится довести до идеала. Она страшная фанатка своей профессии – я таких люблю.
– Если не брать в расчет специализацию, чему вы учите своих ребят не в музыке, а по жизни?
– Я учу их быть добрыми, отзывчивыми. Любить свою страну, свой театр, родное российское искусство и достойно их представлять.
А вообще, если за ними немного понаблюдать, то можно удивиться их отношению друг к другу. Они же в принципе конкуренты – по сцене, по конкурсам. И амбиции у каждого, безусловно, высокие. Но я учу их не завидовать чужим успехам, а, напротив, поддерживать друг друга, уметь радоваться за других. И, по-моему, мне это удается – чем я очень горжусь.
Я вижу, что и потом, состоявшись в профессии, они сохраняют эту теплоту отношений и какие-то братские чувства друг к другу. Меня это радует, потому что, поверьте, среди вокалистов такое – большая редкость.
– Лариса Абисаловна, у вас много профессий: режиссер, педагог, пианистка, концертмейстер, ведущая на радио… В какой из них вы получаете наибольшее удовольствие?
– Я люблю все, чем занимаюсь, потому что мне это интересно.
И, допустим, на радио «Орфей» я не просто ведущая, которой предлагают что-то почитать в эфире. В каждую передачу я вкладываю столько труда, времени и сил, что это даже сложно представить.
Вот сейчас началась новая серия – «Легендарные певцы». У меня список примерно из ста фамилий великих солистов, о которых мне хочется рассказать. Это результат моих исследований, копаний в архивах, сбора всевозможных материалов: записей, нотных образцов, страниц биографий.
Кроме того, я руковожу двумя театрами на Кавказе. И это тоже по-своему сложно. И времени не хватает – приходится ночью не спать, чтобы все успеть. Но я не жалуюсь – мне это интересно…
Прямая речь:
«Санкт-Петербург и Смоленск объединяет в первую очередь имя гениального композитора Михаила Ивановича Глинки. У вас он родился, у нас учился. И Мариинский театр в 1860 году открывался оперой Глинки, поэтому мы считаем его своим композитором. И мы всегда стараемся включать его произведения в наши программы. Как говорила Ирина Константиновна Архипова, Глинка – это лекарство для голоса. От себя добавлю, что это школа, это высокая культура, поэтому петь его невероятно ответственно и трудно…»
Справка «СГ»:
Лариса Гергиева – пианистка, концертмейстер и оперный режиссер. Художественный руководитель Академии молодых певцов Мариинского театра. Народная артистка России.
Родилась 27 февраля 1952 года.
Окончила фортепианное отделение Северо-Осетинского училища искусств и фортепианный факультет Ростовского государственного музыкально-педагогического института.
В качестве концертмейстера принимала участие во многих всесоюзных и международных конкурсах, является дипломантом некоторых из них. На Международном конкурсе ВВС (Великобритания) отмечена специальным призом – как лучший концертмейстер.
Генеральный директор Конкурса имени Николая Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге. Член Международной ассоциации экспертов по вокалу.
Фото: tvkultura.ru
Ольга Суркова