Иван Бунин мечтал жить в Смоленске
140 лет назад, 22 октября 1870 года, в русской провинции в семье потомственных дворян Буниных родился мальчик, наречённый распространённым именем Иван, которому суждено было стать знаменитым русским писателем, Нобелевским лауреатом Иваном Алексеевичем Буниным.Бунин принадлежал к старинному дворянскому роду, из которого вышло «немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала XIX века: Анна Бунина и Василий Жуковский».
Его путь к литературе был долгим и непростым. Семья была обедневшей. Бунин проучился всего около четырёх лет, а затем его образованием занимался старший брат Юлий Алексеевич Бунин, высланный в деревню за революционную деятельность. На протяжении всей жизни писатель переживал, что не получил образования.
Путь в литературу начался с работы в провинциальной газете. С молодости Бунин узнал, что такое бедность, которая заставляла его искать заработка. Был корректором, статистом, библиотекарем, продавцом в книжной лавке, однако мечтал быть писателем.
Ещё до революции Бунин трижды становится лауреатом Пушкинской премии, 1 ноября 1909 избран почётным академиком Российской академии наук по разряду изящной словесности, затем уже в эмиграции, оказавшись изгнанником, первым из русских писателей стал лауреатом Нобелевской премии (1933). Славу ему принесли такие произведения, как поэма «Листопад», повести «Деревня», «Суходол», цикл рассказов «Тёмные аллеи», роман «Жизнь Арсеньева».
Бунину суждено было пережить всё, что выпало на долю России в XX веке: войны, революции, крушение той России, которая его создала. Писатель оказался несгибаемым, пережил всё и остался верен России, творчеству, своему пониманию жизни. В страшной бедности, в тоске по России прожил 34 года в эмиграции (1919-1953). Центральной темой его творчества в это время остаётся тема России.
Хотя жизненный путь Бунина проходил в стороне от Смоленска, некоторые эпизоды биографии и творчества писателя с ним связаны.
Так, Бунин дружил со смоленским писателем И.С. Соколовым-Микитовым. Он очень высоко оценивал творчество А.Т. Твардовского. В эмиграции Бунин, прочитав «Василия Тёркина» Твардовского, в письме к своему другу Н.Д. Телешову (10 сентября 1947 г.) замечает: «Прошу тебя, если ты знаком и встречаешься с ним, передать ему при встрече, что я (читатель, как ты знаешь, придирчивый, требовательный) совершенно восхищён его талантом».
В конце 1880-х гг. Бунин совершал своё первое путешествие по югу России на барке под названием «Чайка» по Днепру. Здесь впервые Бунин приближается к Смоленскому краю, который ассоциируется у него с дикой страной - дремучим лесом, болотом.
В начале 1891-1892 годы Бунин занят поисками места постоянной работы. Он узнаёт, что в Смоленске есть возможность получить должность в «Смоленском вестнике».
В письме к брату Ю.А. Бунину от начала февраля 1891 года Иван Алексеевич сообщает: «У меня гвоздём сидит неисполнимая мечта. Надежда Алексеевна сообщила мне, что продается за 1200 руб. право на издание «Смоленского вестника», и уговаривает меня поехать в Смоленск, узнать об этом окончательно, узнать, не найдётся ли два компаньона-пайщика, и затем искать 400 рублей… Ведь это дало бы мне и дело хорошее, любимое, интересное, и обеспеченное более или менее положение, словом, моя бы жизнь обновилась!»
В марте 1892 года эта тема возникает в письмах к В.В. Пащенко. Так, в письме от 23 марта 1892 года из Полтавы Бунин пишет: «Ты будешь часто ездить ко мне, будем с тобою бродить под Смоленском, в лесах, буду я глядеть на моего зверочка, целовать его ручки… Отказываться от этого места, Юрий, конечно, тоже говорит, невозможно, и дай бог, чтобы устроилось. Попроси, пожалуйста, Надежду Алексеевну написать что-нибудь вроде рекомендательного письма о моих «способностях»… Отправь прилагаемое письмо к Поливановой в Смоленск». Екатерина Павловна Поливанова в это время была издателем газеты «Смоленский вестник».
23 марта 1892 года Бунин сам пишет Поливановой: «Многоуважаеая Екатерина Павловна! Я получил из Орла известие, что в редакции «Смоленского вестника» открывается место секретаря, на которое Вы любезно соглашаетесь рекомендовать мою кандидатуру… По получении Вашего письма я тотчас могу поехать в Смоленск для окончательных переговоров».
Затем в следующем письмо Бунин с горечью говорит о сообщении, что место занято. Желание жить в Смоленске было связано и с ситуацией в личной жизни. В это время он живёт в Полтаве. В. Пащенко - в Орле. Бунин тяжело переживал разлуку с любимой. «Смоленск ближе к Орлу, и можно было бы по праздникам видеться».
Тема Смоленска появляется и в произведениях Бунина. Хотя это и единичные случаи, однако Смоленск занимает важное место в историософской картине мира писателя, согласно которой пространство, связанное со стариной, имеет положительное значение. В художественном мире Бунина Смоленск соотносится с темами старины, дикого мира (звери, болота, глухие леса). Смоленск – это город, который неоднократно горел, осаждался врагами. Здесь хранились и погибли древние грамоты.
Смоленск соотносится в прозе Бунина с Киевом, Украиной, связь устанавливается через образ Днепра. При этом Киев, Украина предстают как места благодати, где Днепр - это широкая величавая река, Смоленск – город в диком глухом крае, где Днепр – маленькая речушка, берущая свое начало.
Тема Смоленска возникает в рассказе 1898 года «Казацким ходом» и в повести «Суходол», где представлено предание о святом Меркурии Смоленском, благодаря которому икона Богородицы Одигитрии спасла город от разорения татарскими ордами. Предание о Меркурии Смоленском упоминается в четырёх главах повести, являясь ключевым в художественного произведения.
В романе «Жизнь Арсеньева» Бунин, художественно перерабатывая, воссоздает автобиографическую ситуацию, когда он чуть не оказался жителем Смоленска, с одной стороны, с другой – продолжает формировать образ Смоленска – старинного города, окруженного и охраняемого дикими пространствами и зверями, притягивающего к себе уже своим именем.
«… Утром было внезапное, бодрое пробуждение: всё светло, спокойно, поезд стоит – уже Смоленск, большой вокзал. Я выскочил из вагона, жадно глотнул чистого воздуха… У дверей вокзала толпился возле чего-то народ: я подбежал – это лежал убитый на охоте дикий кабан, грубый, огромный, могучий, закоченевший и промерзший, страшно жёсткий даже на вид, весь торчащий серыми длинными иглами густой щетины, пересыпанной сухим снегом, с свиными глазками, с двумя крепко закушенными белыми клыками. «Остаться? – подумал я. – Нет, дальше, в Витебск!»
Необыкновенная сила притяжения творчества Бунина состоит в повышенном чувстве жизни. Темы, волновавшие Бунина на протяжении всей его жизни, – это рождение и смерть, единство природы и человека, его духовность и телесность. В рассказе «Ночь» он пишет: «Я всю жизнь живу под знаком смерти – и всё-таки всю жизнь чувствую, что никогда не умру».
Б.К. Зайцев в юбилейной статье, посвящённой Бунину, заметил: «…Всё его творчество есть хвала источнику жизни, Творцу, Бог – отец, вот его ипостась».