Елена Камбурова: она именно то, о чем поет
Елена Камбурова – народная артистка России, певица и актриса, отмечает свой юбилей. Её голос звучит во многих кинофильмах, среди которых –"Раба любви", "Дульсинея Тобосская", "Небеса обетованные, "Приключения Электроника". Она исполняла песню,
с которой начинался "Ералаш".
Корреспондент "Смоленской газеты" расспросил о юбиляре Раису Александровну Ипатову, поэта и журналиста, подругу певицы.
- Как вы познакомились с Еленой Антоновной?
- В Смоленске. 16 января 1974 года. У неё было три концерта в Доме офицеров, и после второго журналисты молодёжной редакции Смоленского радио устроили для творческой группы приём в однокомнатной квартире на улице Нахимова. Осчастливили и меня, позволив придти.
- В репертуаре Елены Камбуровой есть песни на ваши стихи, а на какие именно?
- "Любимый мой, моя мольба…". Премьера песни состоялась в Смоленске 9 июня 1993 года в театре-студии "Диалог" на вечере, посвящённом 30-летию моей творческой деятельности. Подарок был совершенно неожиданным и потрясающим.
- Изменяется ли сущность произведения, когда его исполняет певец?
- Форма существования текста, конечно, другая. Не всегда бывает гармония, но в данном случае она несомненна.
- Помогает музыка стихам или нет?
- Если есть совпадение музыкальной основы и литературной, то возникает более высокий уровень существования материала.
- Каких авторов предпочитает Елена Камбурова?
- Те, кто хорошо знаком с творчеством Елены Антоновны, знают это. Много имён. Окуджава, Цветаева, Ахматова, Мандельштам, Пастернак, Бродский, Маяковский, Блок, Пушкин, Самойлов, Левитанский, Вознесенский, Новелла Матвеева. Всех не перечислить. И ещё - песни на греческом, французском, английском, немецком, польском.
- Какие темы основные в песнях Елены Камбуровой?
- Жизнь! Она создала "Театр Музыки и Поэзии" в Москве, которым руководит. Кстати, он находится рядом с Новодевичьим монастырём, где великолепный Смоленский собор. На первом месте в названии театра музыка, что для меня вроде бы должно быть обидным, однако стихи там не менее значимы.
- Часто ли вы бываете в Театре Музыки и Поэзии?
- Стараюсь бывать как можно чаще. Но не могу сказать, что это получается всегда. Основные достижения театра мне известны, я была на самых лучших спектаклях и, естественно, на выступлениях Елены Антоновны.
- Театр Елены Камбуровой подвержен изменениям времени?
- Он меняется хотя бы потому, что появляются новые люди. Театр – это не только Камбурова. Там работают талантливые индивидуальности. Они не похожи на неё, но относятся к слову столь же трепетно, служат песне и музыке, как и художественный руководитель театра.
- Есть ли будущее у этого театра?
- Театр будет развиваться. Главное – отношение к слову остаётся и останется неизменным. Репертуар театра – не попса. Это то, что и вне музыки – стихи.
- В чем, по-вашему, особенности таланта Елены Камбуровой?
- Она – гений. Потому что идёт поперёк потока, всегда верна себе, тем задачам, которые перед собой ставит. Для неё главное – достучаться до души другого человека, и таких людей очень много: идущих за Камбуровой, за её голосом, за тем, что она делает. Она не только певица, но и прекрасная актриса. В "Антигоне" Софокла на сцене своего театра она поражает зрителей трагическим даром.
- Какое качество вы цените в ней?
- Соответствие тому, о чём говорит на сцене. Отношение к миру, к людям, к животным, к растениям. Она именно то, о чём поет.
- Елена Камбурова бывает в Смоленске?
- Последний раз в 93-м году. Очень грустно, ведь Смоленск рядом с Москвой, однако почему-то никому, от кого это зависит, не приходит в голову, что здесь живут люди, которые были бы счастливы услышать и увидеть Елену Антоновну.
Елене Камбуровой посвящено стихотворение, которое Раиса Ипатова написала в день её рождения.
Это после: слякотная осень,
А потом продрогшие миры.
У июля на златом подносе
Щедрые Господние дары.
Ты нас тоже щедро одарила
Нежностью безбрежною своей.
В хрупкой женщине веков и судеб сила,
Как переплетение ветвей.