Рождённая с революцией
Смоленская художественная галерея раскрывает тайны жизни и творчества Татьяны Яблонской.24 февраля исполняется 100 лет со дня рождения Татьяны Яблонской – народного художника СССР. Практически вся её сознательная жизнь и творчество связаны с Украиной. Однако, родившаяся в Смоленске, она никогда не теряла связь с городом своего детства. Городом, где её отец, работавший хранителем картинной галереи, впервые ввёл девочку в мир живописи…
Хрестоматийное «Утро»
В своё время имя Татьяны Яблонской знал каждый советский школьник. Цветная фотография её картины «Утро» была приложением к учебнику «Родная речь», и сочинение на эту тему стояло обязательным пунктом программы.
Интересно, что сама художница эту свою знаменитую работу не очень жаловала. Она вообще не считала «Утро» живописью, хотя ценила задумку и главную идею. Зато картина матери сыграла почти мистическую роль в судьбе изображённой на ней девочки – дочери художницы, Елены.
Репродукцию «Утра» увидел в журнале «Огонёк» казахский мальчик Арсен Бейсембинов. Ему настолько понравились картина и девочка, изображённая на ней, что он вырезал фотографию из журнала и повесил её на стену. Арсен тоже решает стать художником и, спустя годы, поступает в Московскую государственную художественно-промышленную академию имени С.Г. Строганова. Там он знакомится со студенткой из Киева – молодые люди начинают встречаться и вскоре женятся. А потом вдруг выясняется, что это та самая девочка Лена с картины «Утро», которая с детства была перед глазами мальчика практически постоянно.
Смоленский след
Татьяна Яблонская провела в Смоленске только первые одиннадцать лет своей жизни. Однако именно здесь она сделала свои первые шаги в живописи. Маленьких Таню и Лену, её сестру, их отец Нил Александрович ежедневно заставлял рисовать с натуры натюрморты и интерьеры. Позже к обязательным упражнениям добавились портреты, натурщиками для которых становились по очереди все члены семьи.
Сам Нил Яблонский – человек с весьма непростой судьбой. Он родился в Вязьме в семье священника. Поначалу парню тоже была уготована судьба отца. Однако в 1905 году его исключили из духовной семинарии за революционные настроения.
С новой властью у него тоже всё было очень непросто. Поначалу Нил Александрович принял и революцию, и идеи коммунизма. Тогда же он, преподаватель словесности, принял решение продолжить художественное образование. Позже в качестве художника начинает сотрудничать с газетой «Рабочий путь», где публиковались его рисованные портреты передовых рабочих и карикатуры на международные темы.
В 1922 году Нил Яблонский становится хранителем Смоленской картинной галереи. Собирает экспонаты по помещичьим усадьбам. Описывает коллекцию голландской живописи…
Постепенно к нему приходит разочарование в советской власти. Оно, как и страх репрессий, заставляет Яблонских в 1928 году бежать в Одессу, откуда они пытаются уехать за границу. Попытка не удалась, и семья переезжает в Луганск, где никто о них ничего не знает.
Во время Великой Отечественной войны дочерей Яблонские отправили в эвакуацию, а сами оказались на оккупированной территории. По словам жены, Нила Александровича фашисты отправили в Германию, и дальнейшая его судьба неизвестна.
Наследие Яблонских
В фондах Смоленской художественной галереи остались две работы Нила Яблонского: рисунок, на котором изображён молодой Сергей Конёнков, и живописное полотно «Украинка». Как художник он не получил большого признания, навсегда оставшись лишь отцом знаменитой Татьяны. Хотя справедливости ради стоить отметить, что не только Татьяны, – Нил Александрович стал родоначальником целой династии, ведь не только его дети, но и внуки, и даже правнуки пошли по его стопам.
Кстати, в фондах художественной галереи есть картина и его дочери Елены, тоже прекрасного живописца, хотя и не такого прославленного, как её сестра.
Что касается самой Татьяны Яблонской, то её работы есть как в основной экспозиции галереи, так и в запасниках музея-заповедника. Это 14 живописных полотен и 50 графических набросков и этюдов, выполненных в различной технике. Причём среди них есть ставшие знаковыми как для творчества самой Татьяны Ниловны, так и для истории всего советского искусства.
Например, эскиз к картине «Хлеб», за которую Яблонская получила свою первую Сталинскую премию. Или эскиз к полотну «Безымянные высоты», выполненный уже в абсолютно иной манере.
– Татьяна Ниловна – художник талантливый, неординарный, – считает Екатерина СЕРГЕЕВА, сотрудник Смоленской художественной галереи. – Она очень тонко чувствовала все новые веяния и настроения в живописи. Не боялась экспериментировать, менять стиль, поэтому и работы у неё разноплановые. И в нашей галерее представлены практически все основные этапы её творчества.
Картины Татьяны Яблонской – это дар художника музею. Причём на обратной стороне эскиза к «Хлебу» даже есть надпись, выполненная её рукой: «Смоленскому музею изобразительных искусств – дар от автора. 1970 год».
Приезжала ли Татьяна Ниловна тогда в Смоленск, чтобы лично вручить свою работу, документально не подтверждено. Однако в музее нашли фотографию, где художница позирует скульптору Альберту Сергееву, и судя по интерьеру – в его мастерской. Фото датировано именно 1970 годом. А бронзовый портрет Татьяны Яблонской работы Альберта Георгиевича также выставлен в основной экспозиции художественной галереи.
Несоветский оптимизм
«Влюблённая в жизнь» – так называется встреча, посвящённая жизни и творчеству Татьяны Яблонской, которая пройдёт в художественной галерее 25 февраля. Начало в 16:00.
– Такое название встречи не случайно, – объясняет Екатерина Сергеева. – Можно сказать, что эта фраза соответствует жизненному кредо Татьяны Ниловны. «Люблю тебя, жизнь» – так называлась одна из статей о творчестве художницы в журнале «Огонёк» за 1961 год. То же настроение читается практически в каждой её работе…
Однако, несмотря на высокую официальную оценку творчества Татьяны Яблонской – Государственная премия СССР и две Сталинские, её путь в искусстве не был триумфально-безоблачным. Художницу не только хвалили и признавали – её обвиняли в формализме и даже утверждали, что она «позорит советскую действительность». Многие её картины критики называли незначительными. А искреннее желание показать радость от существования в каждом мгновении – «показухой и оскорбительной для голодных, измученных людей попыткой приукрасить действительность».
«Меня выручала любовь к жизни и восторженность», – не раз признавалась сама художница. И продолжала писать то, что видела, пробовала новые техники и стили, меняла цветовую палитру и манеру.
Своей «лебединой песней» Татьяна Яблонская назовёт картину, написанную незадолго до инсульта. На ней восьмидесятилетняя художница изобразила свою младшую дочь Гаяне на фоне солнечно-золотых осенних листьев. Позже Татьяна Ниловна уже не сможет держать кисть в правой руке и вынуждена будет перейти на пастель и небольшие натюрморты, написанные работающей левой. Причём последний – букет синих полевых цветов – она закончит накануне собственной смерти…
Татьяна Яблонская прожила долгую жизнь, скончавшись за два года до своего 90-летия. Дважды была замужем за художниками, которые в итоге не выдерживали положения в тени талантливой жены. Вырастила трёх дочерей, выбравших профессию матери. Хотя средняя из них, Ольга, искренне считала, что как раз мать «в живописи ничего не понимает»…
Впрочем, все эти и многие другие семейные и творческие тайны Татьяны Яблонской можно узнать на встрече, посвящённой её 100-летнему юбилею. Там же можно будет увидеть и цифровые версии работ, хранящихся в фондах. И поиграть в «найди десять отличий», сравнив картину «Хлеб» и эскиз к ней.