Пёстрые вехи поющего прошлого
В Смоленск привезли костюмы российских звёздВыставка «Поющая мода» – это 47 сценических и вечерних платьев, а также несколько десятков всевозможных дополнений и аксессуаров к ним из частной коллекции историка моды Александра ВАСИЛЬЕВА. Все экспонаты подлинные, то есть попали к маэстро прямо из звёздных гардеробов. Хотя, как признался сам Александр Васильев, порой это стоило большого труда и многолетних уговоров…
Коллекционер лично приехал в Смоленск на открытие выставки. Сам представил экспозицию и провёл первую авторскую экскурсию, в которой не только рассказал о представленных нарядах, но и поделился некоторыми секретами из жизни звёзд эстрады и кино.
В атмосфере праздника
Открывает экспозицию платье середины прошлого века, принадлежавшее приме Большого театра сталинской эпохи Наталье Шмиллер. Элегантный наряд был в своё время сшит для неё княжной Львовой. Чуть дальше – платья актрис советского кино. Скромное коктейльное когда-то носила Валентина Серова, а роскошное вечернее – её партнёрша по фильму «Сердца четырёх» Людмила Целиковская.
Очень редкий экспонат – платье оперной дивы Елены Образцовой, в котором она исполняла «Пиковую даму» в концертном варианте. Дело в том, что к концу жизни певицы в её гардеробе остались только два сценических костюма – все остальные она раздала своим ученицам.
Среди представленных на выставке есть и очень узнаваемые наряды. Например, платье-хитон, в котором Алла Пугачёва пела «Арлекино». Или костюм с меховой горжеткой, в котором Людмила Гурченко сыграла большинство сцен в фильме «Старые клячи».
Нередко рядом с именами звёздных обладателей нарядов – не менее знаменитые фамилии модельеров. Например, Вячеслава Зайцева или Валентина Юдашкина.
– Любой костюм, даже не самый изящный и удачный, – это веха в истории, – считает Александр Васильев. – По этим нарядам мы можем вырабатывать вкус, понимать, что вообще может быть создано. Они помогают нам впитать атмосферу сцены.
Из подручных средств
Впрочем, многие костюмы, представленные в экспозиции, могут служить наглядным пособием не только при изучении истории моды – они ярко иллюстрируют особенности советской эпохи вообще. Кто-то мог себе позволить приобретать наряды за границей, а у других такой возможности не было – им приходилось придумывать свои платья буквально из ничего, оправдывая актуальную в те времена пословицу «Голь на выдумки хитра».
– Жизнь большинства российских звёзд была блестящей только на сцене, – замечает Александр Васильев. – В быту большинство из них были обычными советскими людьми – им не было легче, чем остальному народу. Даже артистки мирового уровня вынуждены были фантазировать и перешивать из старого. Пример тому – костюм Елены Образцовой, представляющий собой комбинацию коричневого бархата и ярких вставок, на которые пошло облегающее платье шестидесятых годов.
Ещё один пример – эффектный вечерний наряд Алисы Фрейндлих: чёрное платье, декорированное паутиной из множества цепочек. Как призналась сама актриса, ей необходимо было нечто блестящее, но в продаже ничего кроме цепочек не было – вот тогда и придумали сделать из них такое необычное украшение.
– Певица Мария Пахоменко тоже обходилась лишь тем, что могла найти, – продолжает рассказ Александр Васильев. – Например, вологодское кружево. Или глазет – ткань на хлопчатобумажной основе с металлической нитью. В Советском Союзе она продавалась с артикулом «гробовой глазет», потому что предназначалась для ритуальных услуг. Но, к счастью, её легко можно было перекрасить в любой цвет.
Эксклюзивные туфельки
Особое место в экспозиции занимают всевозможные дополнения и аксессуары: сумочки, перчатки, бижутерия, шляпки, туфли, духи…
– Туфли, в которых выступали советские звёзды, нельзя было купить в обычном магазине, – говорит Александр Васильев. – В то время массовое производство выпускало обувь неудобную, немодную и, главное, одинаковую. А какая звезда захочет выйти на сцену в туфлях, в которых сидят ползала?!
Выручал «параллельный мир» государственных домов моды, которые работали под контролем главного – Общесоюзного дома моды на Кузнецком Мосту в Москве. Всё, что создавалось здесь, уходило под грифом «служебное пользование» и не предназначалось для широкой аудитории. Впрочем, большинство этой самой аудитории всё равно вряд ли могло себе позволить модельную обувь по цене среднестатистической месячной зарплаты советского человека.
Ещё один источник пошива элегантной обуви – народные умельцы. Однако те, опять же, могли сделать туфельки только из доступного материала – например, из шёлка, поскольку кожа в то время тоже была в большом дефиците.
– А вот за этими туфлями Любови Орловой мне пришлось специально лететь в Тель-Авив, – признаётся Александр Васильев. – Когда-то одна из подруг актрисы по сцене эмигрировала в Израиль. И накануне её отъезда Орлова подарила ей на память свои концертные туфли. Та хранила их тридцать лет, двадцать пять из которых я у неё их клянчил. Наконец получил.
Секрет хранителей
Наряды, надетые на манекены, – в идеальном состоянии. Как объяснил сам маэстро, в этом заслуга реставраторов, которые восстанавливают переданную в коллекцию одежду.
– В моём частном музее работают 12 реставраторов, – поясняет Александр Васильев. – И каждый день они штопают, выводят пятна, приводят в порядок костюмы. Если бы реставраторов не было, коллекцию не удалось бы сохранить. Потому что, как правило, наряды попадают к нам грязными, в пятнах от грима и пота – после многих лет хранения где-нибудь в чемодане на антресолях. Ведь у большинства звёзд советского времени были очень скромные жилищные условия и специальных гардеробных комнат не было.
По признанию самого маэстро, текстиль вообще трудно хранить – особенно когда он натуральный. Однако большинство советских звёзд вынужденно или намеренно предпочитали синтетику. А значит, хотя бы от одной разрушительной напасти – моли эти наряды избавлены.
Конечно, «Поющая мода» – только крохотная часть огромной коллекции Александра Васильева, в которой уже насчитывается около 60 тысяч экспонатов. Однако это не делает экспозицию менее интересной для желающих увидеть близко то, что, как правило, демонстрируется лишь с экранов телевизоров или за огнями сценических рамп.
Больше фото - по ссылке.
Фото: Юлия ШОРОХОВА