Монолог о Смоленском камерном театре
В минувшее воскресенье Смоленский камерный театр завершил свой 21-й сезон. Закрытие ознаменовалось большим концертом, в который вошли избранные отрывки из спектаклей, а также несколько пародийных номеров.Закрытие, увы, было проигнорировано чиновниками от культуры, поэтому подведём итоги самостоятельно, по зрительскому праву.
Заслуги Камерного театра не определить весами и циркулем. Он – наш. Он – часть культурного ландшафта города, со всеми достоинствами и недостатками обоих.
Художественный руководитель театра, заслуженный артист России Николай Парасич посвятил свою жизнь Смоленщине, музу – смоленскому зрителю. Это не гастролёр, пусть даже и поневоле, спешащий сделать "типовую" постановку на пути из Москвы в Кологрив. Парасич и его театр – это зримая и значимая страница в культурной жизни города двух последних десятилетий. Николай Петрович пытается сделать свой театр актуальным, насущным, действенным, не прячась в работы куртуазные, скандальные, пошлые.
Мы уже писали об этом в "Смоленской газете", и я не устану повторять: Камерный театр – добрый, он поворачивает людей к свету, и это самое главное для учреждений культуры, особенно сейчас. Вместе с тем, театр неожиданный, он способен удивлять, что лишний раз подтвердил и праздничный концерт, протанцевавший от канкана и шаржа до объяснения в любви. Постановки последних лет – "Записки сумасшедшего", "…Кречинского!", "Оскар и Розовая Дама", "Две стрелы", "Шишок", возобновлённый "Жан и Жюли" – яркие, взрывные работы, во многом полярные по стилистике и языку.
Камерный – театр остросоциальный, ищущий ответы на мучительные вопросы, стоящие перед нашим обществом, и в этом сезоне он выпустил премьеру "Семья вурдалака", в которой чётко проведена черта между жизнью и смертью, правдой и мороком.
Искусство отвечает на те вызовы, на которые не могут ответить политики. И искусство вечно в отличие от политических реалий. Однако мы спешим спорить о хлебе насущном и отказываем во внимании подвижникам искусства. Пример? На "Смоленском форуме" отсутствует тема "Театр" как таковая, хотя в нашем городе, помимо Камерного театра, есть и областной драматический с 230-летней (!) историей, и театр "Диалог", и ТЮЗ, и Театр кукол, и студенческий "Миракль", и народный театр драмы…
Несмотря на все сложности, Камерный театр выезжает на гастроли. И это не только поездки по области, скажем, в Десногорск. Камерный только что побывал на международном фестивале в Лобне со спектаклем "О чём пел соловей". Успех: смолянка Мария Нестрян признана лучшей актрисой фестиваля.
Чем ещё запомнился ушедший сезон? Двумя пронзительными юбилеями – актёра Николая Леонова и заведующего музыкальной частью Влада Макарова: у зрителей была возможность близко пересечься с известным человеком, пролистать толстую тетрадь его жизни, как свою. Мы очень часто спешим мимо тех, кого любим, заботимся о некой политкорректности в ущерб душевности. По совпадению юбилей Влада Макарова отмечался в тот же вечер, что и новогодний бал у мэра Эдуарда Качановского. Смоленский "бомонд" и СМИ потянулись к градоначальнику, стремясь вручить уверения в своём совершеннейшем почтении. Влад остался с самыми верными друзьями… Ну и где теперь наше начальстволюбие? А ведь Влад Макаров у нас один…
В праздник принято подводить итоги и делать подарки. Мы надеемся, что в новом сезоне Камерный станет ещё значимей, профессиональней, кристальней в своих открытиях. Мы хотели бы быть ближе к Камерному, вплоть до того, что решили подарить несколько подписок на "Смоленскую газету" полюбившимся актёрам. На всех, к сожалению, не хватит, но подписка "СГ" на второе полугодие вручается художественному руководителю и главному режиссёру театра Николаю Парасичу, открытию сезона – исполнителю роли Кречинского Виталию Игнатенко, а также удивительнейшей, несравненной, чудеснейшей Маше Нестрян.
Что пожелать театру? Пожалуй, так: куража в работе и долгожданной пристройки к зданию. Её, к слову, обещал на двадцатилетнем юбилее Камерного тогдашний мэр города Эдуард Качановский. Искусство вечно. Хочется, чтобы не были вечными бытовые проблемы.