Культура

Во всём блеске...

16 декабря 2016 года в 12:57
В КВЦ имени Тенишевых открыта выставка европейского серебра

В экспозиции выставки «Европейское серебро. XVIII – XX вв.» представлены почти триста работ из частной коллекции. В большинстве своём это предметы из столовых наборов, выполненных в различных стилях. Впрочем, есть и оружие, и часы, и женские сумочки-кольчужки, подсвечники, декоративные панно, фигурки животных и цветы…

Ваза для диктатора


Некоторые экспонаты выставки в Смоленске уже демонстрировались. Однако, по словам организаторов, нынешняя экспозиция значительно расширена и дополнена. Основная её часть – испанское серебро. Хотя наряду с ним можно увидеть изделия мастеров России, Франции, Германии, Венгрии и стран Южной Америки.

Среди экспонатов есть довольно любопытные. Например, ваза для мороженого, одно время принадлежавшая португальскому диктатору Антониу ди Оливейра Салазару. Или маленький поднос для визиток, в который вплавлены настоящие серебряные испанские монеты. Или черногорский клинок с гравировкой владельца и заточками, которыми тот отмечал каждую свою победу.

Самый дорогой экспонат на выставке – японский сервиз, изготовленный в 1920 году из ювелирного серебра 995-й пробы. Он был подарен кому-то из высокопоставленных чиновников Германии и в Россию попал уже в качестве трофея после Великой Отечественной войны. Сервиз заметно отличается от других своим дизайном: лаконичностью форм и отсутствием декоративных деталей.

Пожалуй, одним из самых загадочных предметов в экспозиции можно назвать французскую серебряную вазу для фруктов на мраморной подставке. Стиль ампир, первая треть XIX века. Время правления Наполеона. Так что эта ваза вполне могла стать свидетельницей, а то и участницей балов императора, да и других событий, связанных с историей Франции. К слову, это ещё и самый тяжёлый экспонат на выставке. Вес вазы составляет порядка 9,5 килограмма.

С ювелирной тонкостью


Отдельного упоминания заслуживают сумочки-кольчужки, широко представленные в экспозиции выставки. Они выполнены из тончайших серебряных нитей, сплетённых в незамысловатый узор, который напоминает старинные доспехи – отсюда и название. В них мало что можно было положить – разве что носовой платок или немного денег. Так что они предназначались скорее для декоративного украшения вечернего наряда богатых модниц.

Интересно, что история появления сумочки в качестве самостоятельной детали женского туалета связано опять же с Францией. Считается, что законодательницей этой моды была легендарная маркиза де Помпадур, фаворитка Людовика XV. Правда, в её время сумочки делали из дорогой ткани – бархата или кружева ручной работы.

«Кольчужки», сплетённые из драгоценных металлов, вошли в моду значительно позже – уже в конце XIX века. Зато эти произведения ювелирного искусства своим блеском и изящностью стремительно завоевали бесчисленное множество поклонниц. В новом облике сумочка перешагнула рубеж веков и получила наибольшее развитие в России и Западной Европе.

Вначале их делали в виде мешочков, которые вместо замков стягивались серебряными или металлическими шнурами. Однако в начале прошлого века металлическое полотно начали мягко собирать на жёсткую замочную пластину, к которой крепился длинный шнур для ношения. Первые замочные рамы оформляли, используя самые разные ювелирные техники: гравировку, резьбу, чеканку. В отделке чаще использовали растительный орнамент, характерный для модерна. Но иногда, на особо дорогих изделиях, встречались и различные сюжетные (в основном пейзажные) композиции.

Техника изготовления сумочек, представленных на выставке, довольно проста. Тонкие миниатюрные серебряные колечки, спаянные друг с другом, соединялись в вертикальные ряды, образуя лёгкие цепочки. Затем они крепились между собой и собирались на жёсткую замочную раму.

«Кольчужки» имели самые разнообразные формы и отличались друг от друга декоративным решением общего художественного облика. Однако все они непременно вибрировали даже при незначительном движении, отчего рождались удивительные ощущения мягкости и лёгкости, мало свойственные металлу.

Голос жареного петуха


Устроители выставки не обошли своим вниманием и символ наступающего года – петуха. Его серебряная фигурка размещена в центральной витрине экспозиции. Впрочем, есть ещё и колокольчик, украшенный петушком, и сервиз, где носики чайника и кофейника выполнены в виде стилизованной шеи, заканчивающейся головой и клювом. Все эти предметы – португальские, где петух – один из символов страны.

Кстати, есть соответствующая легенда – между прочим, тоже связанная с серебром. Дело происходило в небольшом городке Барселуш, стоящем на берегу реки Каваду. У одного из знатных жителей украли серебро. В преступлении обвинили путника, приговорив его к смерти. Однако тот вину свою не признал, более того – потребовал отвести себя к судье. Как водится, последнее желание приговорённого выполнили. Судья, к которому доставили путника, в тот момент обедал. Среди прочих блюд на столе стоял жареный петух. «Если я не виноват, то пусть этот петух прокукарекает», – изрёк путник. Однако над ним только посмеялись и стали готовить к казни. И тут жареный петух закукарекал. Мужчину отпустили. А петух с тех пор стал в Португалии символом справедливости и свободы…

Справка «СГ»

Эпоха столового серебра началась в Европе только с XIII века. До этого еду брали с блюд просто руками.

Естественно, серебряная посуда была привилегией людей богатых. Причём даже дворяне не всегда могли позволить себе купить полный сервиз. Нередко они обходились лишь какой-то его частью, которую затем бережно хранили и передавали по наследству.

В России серебряные столовые сервизы стали появляться с начала XVIII века. Первой ласточкой был именной заказ Петра Первого в 1711 году. А позже Екатерина Вторая издала даже специальный указ, предписывавший изготовлять столовые приборы из серебра не ниже 84-й пробы. Впрочем, неукоснительно соблюдаться этот указ стал только при её сыне Павле Первом.

Интересно, что самый роскошный сервиз принадлежал вовсе не российским царям, а графу Орлову. Этот комплект посуды был известен богатством отделки и оригинальностью исполнения. В нём было более трёх тысяч предметов. И по расчётам специалистов, на его изготовление пошло не меньше двух тонн серебра.

Фото: Юлия ШОРОХОВА
В Смоленск привезут серебро европейских аристократов
Кирилл Сафонов: режиссёр своих ролей

Другие новости по теме