Ксения Дубровская: радость открытий
Знаменитая скрипачка – о самых ярких эмоциях и впечатленияхКсения ДУБРОВСКАЯ – гость в Смоленске и желанный, и долгожданный. В прошлом году она стала настоящим открытием для нашей публики, которая с тех пор каждое выступление талантливой скрипачки воспринимает как праздник. Праздник радости от встречи с хорошей музыкой. Праздник восторга от наслаждения виртуозной и эмоциональной игрой…
На этот раз Ксения Дубровская приехала в Смоленск для участия в концерте, открывшем новый сезон в областной филармонии. И это определило тему нашего с ней разговора.
На одной ноте
– Ксения, часто ли вам приходится что-то открывать: фестивали, конкурсы, сезоны?..
– Не могу сказать, что очень часто, но приходится. И даже в ближайшем будущем некоторые концерты уже намечены как первые. Для меня это всегда большая ответственность и огромная радость одновременно. Потому что в каждом открытии есть что-то необычное, свежее. Не зря же говорят: как встретишь, так и проведёшь. То есть как, на какой ноте, в каком настроении начнёшь фестиваль, так он и пройдёт. Конечно, сезон – это существенно больше по времени, почти год, поэтому здесь сложнее задать какую-то общую ноту надолго. Тем не менее настроение у всех приподнятое, и это замечательно. Будем считать, что в новом сезоне всё сложится удачно.
– Я знаю, что концерт Макса Бруха для сегодняшней программы предложили вы, и смоленская публика ваш выбор приняла с восторгом. Великолепное произведение, прекрасное исполнение… Но, по моим ощущениям, вашему характеру очень подходит музыка Вивальди. Я права?
– Да. Особенно первый концерт из «Времён года» – «Весна». Дело в том, что ещё со студенчества многие сравнивали меня с этим образом на одноимённой картине Боттичелли, и я, наверное, даже привыкла к такому восприятию. Так что «Весна» Вивальди мне тоже всегда была очень близка.
Хотя сколько бы раз я ни исполняла «Времена года» – что происходит регулярно, и я даже не помню, сколько лет это произведение в моём репертуаре, – я всегда нахожу в этой музыке что-то новое. И такая свежесть восприятия ещё не пропала ни разу.
Вот и сейчас меня как-то особенно трогает «Зима» – причём именно третья часть последнего концерта. Тема старости, конца жизни, умирания… Ведь не секрет, что сам Вивальди вкладывал в эту музыку философский подтекст, сравнивая времена года с циклами человеческой жизни. Не знаю, с чем это связано. Может, я повзрослела. А может, дело в настроении или душевном состоянии. Но сейчас, как никогда, именно «Зима» звучит для меня особенно пронзительно – до мурашек по коже.
Это сложно передать словами, но какое-то щемящее душу чувство возникло уже в самолёте, когда я повторяла концерт с партитурой. Это было невероятное ощущение, и мне кажется, я не забуду его никогда. Причём оно заложено уже в самих нотах. Даже просто оркестровая партитура, без солирующей скрипки, настолько аскетична: там первые тактов пятьдесят – я, конечно, боюсь ошибиться в цифре – практически только нота «фа». И в этой лаконичности – такая глубина… Очень хотелось на сегодняшнем концерте донести это до слушателей.
От Моцарта до Брамса
– Уверена, что какие-то музыкальные открытия происходят у вас постоянно…
– Конечно. Могу поделиться самыми яркими из последних. Это произошло на двух разных фестивалях. Одно – в Голландии, где я участвовала в трёх концертах камерной музыки, второе – на Канарах, куда меня приглашают ежегодно.
В Голландии мне посчастливилось играть с одним великолепным немецким пианистом. И, по-моему, это была его идея включить в программу фортепианный квартет Моцарта, который оригинально был написан как духовой квинтет и переложен самим автором. Это произведение я играла впервые – выучила специально для фестиваля, и для меня это было открытием. Даже не могу описать, какое удовольствие я получила от исполнения! Не люблю громкие слова – мне кажется, они все такие поверхностные, – но это действительно невероятная музыка. Я потом узнала, что даже сам Моцарт считал это произведение одним из лучших. Жаль, что его редко исполняют.
И буквально вслед за этим я участвовала в ежегодном фестивале на Канарах. У меня там всегда несколько концертов, я имею счастье сама выбирать программу. А ещё у меня там замечательный партнёр-пианист, с которым мы стараемся делать что-то концептуальное. И буквально на прошлом фестивале у нас возникла идея: хорошо бы сыграть все сонаты Брамса – их три, и можно исполнить в один вечер. Но это так на уровне идеи и осталось: поговорили и пропали на год, потому что он живёт в Америке, и мы встречаемся только на этом фестивале. А тут он вдруг вспоминает: «Ксения, мы ведь хотели сыграть Брамса». И мы начали интенсивно готовиться, благо время позволяло. Так что всё получилось довольно спонтанно, но для меня это было очень сильное музыкальное потрясение. Даже когда я только репетировала, мелодия настолько захватила меня – просто до слёз. Не знаю, может быть, просто совпадение и в тот момент музыка была созвучна моим эмоциям, но это было такое стопроцентное попадание. Когда буквально каждая нота, которую ты играешь, тебя трогает так, как будто это ты сама сочиняешь музыку – выплёскиваешь то, что творится у тебя на душе.
– А вы сами сочиняете?
– Нет. Были какие-то попытки, но ничего серьёзного. Не думаю, что я одарена как композитор.
Палочка вместо смычка
– Учитывая ваш плотный гастрольный график и постоянную «перемену мест», наверняка были какие-то личные географические открытия?
– Да. И последним таким приятным открытием была моя недавняя поездка в Азербайджан, откуда я, собственно, и прилетела в Смоленск. Я действительно много где побывала, в том числе и на Кавказе. Грузию, Армению посещаю регулярно. А вот в Азербайджане оказалась впервые, и это было потрясением. Приятное удивление во всех отношениях. За короткий срок страна невероятно выросла, в том числе и по уровню культуры. Понятно, что в государстве есть деньги. Но что особенно приятно: их вкладывают в развитие не только промышленности и каких-то технологий, но и в культуру – что в сравнении с другими регионами, согласитесь, редкость. Там строят новые концертные залы – причём с приглашением лучших специалистов по акустике. Отели – на уровне лучших в Европе. У меня артистическая гримёрная была из трёх комнат – такой шикарности я, пожалуй, нигде не видела. В общем – удивление, поражение и восторг. Такое самое свежее и яркое впечатление…
– И в тему разговора поделюсь своим открытием в вас. Недавно узнала, что вы не только скрипачка, но и «немножко дирижёр»…
– Да, был такой опыт, скажем так. Хотя в этом смысле мне пока особенно нечем похвастаться. Более того, последнее время я никак не двигаюсь в этом направлении. Может быть, я ещё вернусь к этому, чтобы заняться серьёзно, но пока нет…
А вообще, я училась дирижировать, когда получала свою мастерскую степень в Цюрихе. Я там познакомилась с очень хорошим профессором – он швейцарец с венгерскими корнями. И у нас с ним сразу возникло взаимопонимание, так что я два года параллельно занятиям на скрипке училась у него дирижировать. Мне тогда это очень-очень нравилось. Потом я успешно сдала экзамен, и у меня даже было несколько концертов в качестве дирижёра. Скажу честно: удовольствие колоссальное! Хотя с тех пор прошло уже лет пять, но я до сих пор помню это потрясающее чувство удовлетворения. Конечно, сложно сравнивать, но тогда мне казалось, что оно даже сильнее и ярче, чем от игры на скрипке.
В общем, предпосылки заняться когда-нибудь этим есть. Но мне хочется делать это действительно серьёзно, а не просто махать палочкой, чтобы создавать визуальную картинку, – это уже шоу. Впрочем, пока это планы не на ближайшее будущее…
Фото: Анна ГОРШКОВА