Смоленская "десятка"
К Международному Дню театра каждый храм Мельпомены подготовил свой сюрприз, подарок для зрителя. Смоленский драматический театр имени А.С. Грибоедова не стал исключением и выпустил премьеру – "Декамерон".Это десять новелл Джованни Боккаччо в авторской обработке Б. Голубовского и Ю. Добронравова. Но по сути перед публикой предстаёт только восемь историй, якобы рассказанных во время чумы. Последнее, кстати, нигде, кроме пролога, далее не упоминается. Так что зритель напрочь забывает об обстоятельствах действия и полностью погружается в мир средневекового городка со всеми его пороками и забавами. В царство пошлости, безрассудства и мракобесия, словно только таким и может быть город XIV века.
Темы для острот переходят из одной истории в другую: похотливые священники и развратные женщины, жадность и скупость, сластолюбие, притворная набожность и просто глупость. Притом на сцене постоянно появляются немощные старики и калеки – хромающие, бубнящие, картавящие, трясущиеся. Все те типажи, которые забавляли и веселили толпу во времена Боккаччо, теперь получили второе рождение.
Одна из ключевых фраз спектакля, выбранная в качестве эпиграфа, звучит дословно так: любую неприличную вещь можно рассказать в приличных выражениях, и она никого не оскорбит. В случае со спектаклем режиссёр Валентин Варецкий явно не скупился в средствах выразительности, зачастую переходя рамки дозволенного. Одним словом, средствами театра герои стали ещё неприличнее, чем описанные на бумаге.
Впрочем, у фразы есть продолжение: испорченные натуры во всём ищут грязный смысл, а чистую душу отравить невозможно, как грязь неспособна испачкать солнечные лучи. Подтверждением тому служат две истории из восьми – о верности и святой любви, способной на великие жертвы ("Верность" и "Сокол"), завершающие оба действия. Принцип "запоминается всегда последнее" сработал точно.
И всё же не только эти две истории запомнятся публике. Наибольший эмоциональный всплеск у переполненного зала вызвали именно сцены "для взрослых", в которых так ярко, зрелищно описываются людские пороки. Во многом этому способствовала убедительная игра заслуженных артистов Сергея Тюмина, Ирины Головановой и актёра Олега Кудрявцева. Причём мужчины в спектакле и впрямь блистали, приводя в восторг театралок, а образы И. Головановой уж очень напоминали Трактирщицу из недавней постановки драматического, только более опытную и изощрённую в своих выдумках.
Режиссура Валентина Варецкого оказалась невероятно схожей с работами Анатолия Ледуховского, казалось, будто бывший главреж вовсе не ушёл, а переселился в другого человека.