Тула – Смоленск: культурный обмен театрами
На сцене драматического театра с успехом прошли гастрольные спектаклиНынешний апрель в Смоленске получился очень богатым на театральные события. Не успели объявить о закрытии пятого фестиваля «Смоленский ковчег», как с большими гастролями приехал Тульский академический театр драмы имени М. Горького. И целую неделю радовал публику классическими постановками и великолепной игрой…
Для настроения
Гости привезли четыре спектакля, которые с 17 по 22 апреля и были показаны на сцене Смоленского драматического театра: «Как боги», «Веер леди У.», «Винная комедия (супница)» и «Боинг-Боинг».
– Мы специально привезли три комедии, – признался заместитель директора Тульского академического театра драмы Алексей Емельянов. – Потому что весна. Потому что надеемся, что этим, по крайней мере, поднимем настроение сидящим в зале. И самое главное – мы хотели бы передать смолянам частичку добра, частичку надежды, так важной в наше сложное время. Собственно, для этого театр и существует: чтобы говорить со зрителем именно такими категориями, высокими и положительными.
На мой взгляд, разговор с публикой тульским актёрам вполне удался. Практически на всех спектаклях и зал был полон, и зрители реагировали на происходящее на сцене очень эмоционально: на аплодисменты не скупились и финальные поклоны встречали стоя.
– Очень приятно чувствовать такую реакцию зала, – поделилась заслуженная артистка России Елена Попенко. – Зритель очень разумный, очень точно реагирует даже на мысли. Особенно если посылаешь её в зал, и оп – тут же ответная реакция. Иногда ведь бывает такая опереточная публика – ей бы лишь посмеяться, а каких-то тонкостей она не понимает. А тут очень вдумчивая: слушает, реагирует. И ты под аплодисменты со сцены уходишь практически после каждого выхода#8194;– это тоже очень подкупает.
В лучших традициях
Знакомство со смоленским зрителем началось с постановки «Как боги» по пьесе известного современного писателя и драматурга Юрия Полякова. Кстати, единственным спектаклем из нынешнего гастрольного репертуара театра, жанр которого не определяется однозначно. Здесь автор соединяет драму с комедией, а трагедию с фарсом – причём делает это мастерски: остро, смешно, пародийно и парадоксально.
Ещё два спектакля: «Боинг-Боинг» и «Винная комедия (супница)», поставленные по произведениям французских авторов, есть и в репертуаре Смоленского драматического театра. Не случайно первая, написанная Марком Камолетти, даже вошла в «Книгу рекордов Гиннесса» как наиболее часто исполняющаяся за рубежом французская пьеса.
Конечно, у каждого из зрителей сложилось своё мнение по поводу отдельных постановок и гастролей в целом. Но у меня лично наибольший восторг вызвал спектакль «Веер леди У.» по пьесе Оскара Уайльда. Во-первых, великолепный автор, наделённый тонкой иронией и умеющий неожиданными поворотами сюжета буквально ставить зрителя в тупик. Во-вторых, классическая постановка в лучших традициях русского театра, заложенных ещё Константином Станиславским. В-третьих, замечательная игра актёров, где даже эпизодические образы раскрываются ярко и объёмно. И под стать всему – прекрасные декорации и костюмы, способствующие полному погружению в эпоху балов, великосветских интриг и галантных кавалеров.
– Спектакль «Веер леди У.» в нашем репертуаре уже пять лет, – рассказал Алексей Емельянов. – Такой заслуженный спектакль, и мы очень любим возить его на гастроли. Потому что про любовь и красиво. Опять же – замечательный и парадоксальный Оскар Уайльд. Так что если позволяют технические условия сцены, мы обязательно его берём.
Кстати, технические условия в Смоленском драмтеатре Алексей Юрьевич оценил как «замечательные».
– Самое главное – внушительных размеров сценическое пространство и наличие поворотного кольца, потому что многие наши спектакли идут с переменами декораций, – заметил он. – Хотя смоленская сцена больше, чем в нашем театре, поэтому нам здесь немножечко просторновато – мы привыкли к более скромным размерам. Но ничего – подстроились все достаточно быстро. И у вас потрясающая акустика в зале – мы просто купаемся в собственных голосах.
Вместе с Высоцким
Как оказалось, шестнадцать лет назад Тульский академический уже был на гастролях в Смоленске. Об этом вспомнила Елена Попенко – одна из «старожилов» театра, играющая в нём почти тридцать лет: с 1987 года. Интересно, что начинала она свою актёрскую карьеру на одной сцене с Владимиром Высоцким.
– Мы с Володей одновременно закончили учёбу: я ГИТИС, а он школу-студию МХАТ, – вспоминает Елена Попенко. – И нас двоих сразу пригласил к себе в театр имени Пушкина Борис Иванович Равенских – яркий, выдающийся режиссёр. Конечно, наши первые с Высоцким работы на сцене – как всегда после студенческой скамьи: сказка. Он Леший, я Кикимора, и у нас – целая лесная сцена. И он уже тогда придумал к ней какие-то частушки. Но самое интересное, что до нас эти роли играли Ксения Куприна и Владимир Торстенсен. Она – дочь писателя, которая в молодости была звездой немого кино. Вообще хочу заметить, что в то время в нашем театре было много интереснейших людей: Фаина Георгиевна Раневская, Борис Петрович Чирков. И когда молодой человек варится в таком соку – это, конечно, накладывает отпечаток. Что самое главное в Володе Высоцком – то, что человек он был славный, интеллигентный бесконечно. Но атмосфера нашего театра, общение с замечательными актёрами тоже помогли его становлению. Он поначалу пел и сочинял только какие-то шутливые «бла-бла-бла»-вещи. А потом стал зреть – и гражданственно, и актёрски. Хотя, конечно, это больше относится уже к тому времени, когда из театра Пушкина он ушёл к Юрию Любимову…
От первого лица
Елена Попенко, заслуженная артистка России:
– Какой прелестный у вас город! Я приехала и хожу, любуюсь – просто на уровне медитации. И почему-то вдруг всплывает «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины?»... Святая земля, и город очень ухоженный, тёплый. Какие там заграницы?! Зачем куда-то ехать, если тут всё такое своё: русское, родное, историческое. Дивный город, и не только я – мы все в него просто влюблены!
А люди какие отзывчивые! Кого-то о чём-то спросишь – берут за руку и проводят. И горничные в гостинице приветливые, и продавщицы в магазине. Мне до того тут у вас хорошо, что даже уезжать не хочется. У меня такое же чувство было в прошлом году после гастролей в Нижнем Новгороде. И вот теперь у вас. Наверное, здесь какая-то особая аура…
Справка «СГ»
Тульский театр – один из старейших в России. Первый его спектакль был дан 19 декабря 1777 года. Как повествуют архивы: «Играли в сей день известную комедию «Так и должно», актёры исправили своё дело довольно исправно и удачно. Все они привезены были в Тулу из Калуги, где таковой же театр был сделан…»
Театральная жизнь в городе, так удобно стоящем на Киевском тракте, всегда была насыщенной. Здесь гастролировали Павел Мочалов, Мария Ермолова, братья Роберт и Рафаил Адельгейм. Сюда приезжал со спектаклями «Общества искусства и литературы» Константин Станиславский.
А два замечательных актёра русской сцены вышли именно с подмостков Тульского театра. В 1822 году здесь работал гениальный Михаил Щепкин – первый артист, ставший «нетеатральным на театре». Отсюда он и был переведён в Московский Малый Императорский, где прослужил сорок лет. А спустя десять лет, в 1832 году, в Туле состоялся дебют родоначальника артистической династии Малого театра Прова Садовского.
Среди зрителей, посещавших спектакли, бывали императрица Екатерина II, учёный-энциклопедист Андрей Болотов, поэт Василий Жуковский, писатели Михаил Салтыков-Щедрин и Глеб Успенский.