Смолянам покажут пластический спектакль по мотивам гоголевской «Шинели»
Премьера состоится на сцене Смоленского камерного театра 27 и 28 апреля.Автор идеи спектакля балетмейстер-постановщик театра Александра Иванова развивает и укрупняет мимолетное, в общем-то, замечание Николая Васильевича Гоголя о переменах в жизни главного героя повести Акакия Акакиевича Башмачкина с того момента, как он загорелся мечтой о новой шинели и приступил к её осуществлению.
«С этих пор, – пишет Гоголь, – как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, – и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность – словом, все колеблющиеся и неопределенные черты».
В повести говорится, что Башмачкин – чиновник департамента, титулярный советник. Надо сказать, титулярный советник отнюдь не самый низший чин согласно Табели о рангах. Это чин IX класса. В армии ему соответствовали в то время капитан и ротмистр, в гвардии – поручик. Однако для человека недворянского происхождения гражданский чин титулярного советника – это потолок. Выше продвинуться по служебной лестнице было нереально. В связи с этим уместно вспомнить необычайно популярный в среде разночинцев и городских обывателей романс Даргомыжского: «Он был титулярный советник / Она – генеральская дочь. / Он робко в любви объяснился, / Она прогнала его прочь…»
Дело в том, что со времен Петра I офицер с получением первого чина автоматически становился потомственным дворянином. А гражданский чиновник, если не имел дворянства с рождения, тоже получал его, но только личное. Дворянином считался он сам и его супруга, но их дети дворянами не являлись и получали странноватый статус «обер-офицерских детей».
Происхождение, отсутствие возможности сделать карьеру или что-то ещё повлияли на характер гоголевского героя, сделали Башмачкина страшно неуверенным в себе человеком, склонным к самоуничижению. И коллеги по службе относятся к нему соответственно – с насмешкой и нескрываемым пренебрежением. В отечественной литературе этот персонаж стал символом маленького человека.
Однако в спектакле Смоленского камерного театра Башмачкин вполне допускает мечты о власти. Правда, только наедине с самим собой. В своих фантазиях он представляет, как можно было бы наказать обидчиков, если бы он обладал властью. Мысленно примеряя треуголку значительного лица, он меняется даже внешне: преображаясь из сгорбленного старика в статного мужчину…
Но вот герой возвращается в реальность и снова обреченно склоняется над перепиской бумаг.
Однажды чиновники устраивают корпоративную вечеринку. Пожалуй, это кульминационный момент спектакля. Вслед за коллегами приходит и Башмачкин. Однако скоро он понимает, что на этом празднике места ему нет.
В последующих сценах мы видим героя дома, в привычной обстановке. Неожиданно он обращает внимание на свою Шинель. Это женщина. Она уже 20 лет рядом с ним. Это его подруга, его нянька, его семья – символ его жизни. Внезапно Башмачкин осознаёт, что Шинель безнадежно стара, что с ней невозможно появиться в обществе… Взяв Шинель под руку, он отправляется к Портному.
Словом, в новом спектакле всё почти так же, как и в повести Николая Васильевича Гоголя. Только это пластический спектакль, где персонажи выражают свои чувства, переживания и эмоции языком тела – жестом, движением, танцем.
Все роли исполняют драматические артисты – актёры Смоленского камерного театра.
В главной роли Николай Фарносов. Шинель – Татьяна Шаврина. Старая Шинель – засл. арт. РФ Татьяна Курилова. Чиновники: Артем Быстров, Никита Куманьков, Павел Пьянков. Портной – Никита Куманьков. Дамы: Евгения Васильева, Илона Егорова, Александра Махонина, Ирина Молодцова.
Сценография и костюмы Людмилы Пономаревой. Музыкальное оформление Александры Ивановой и Владислава Макарова.
Фото: Светлана РОМАНЕНКО