Культура

Евгений Ревяков: «Темы моих работ приходят из детства»

13 апреля 2016 года в 12:35
В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка «Ностальгический пейзаж»

Евгений Ревяков родился и вырос в Смоленске. И этот город детства настолько врезался в память, что даже спустя десятилетия воспоминания о нём всплывают в работах художника в виде символических образов. Не буквальных и узнаваемых с первого взгляда – лишь намёками. Психологическими якорями, помогающими самому автору постоянно мысленно возвращаться в родные места. Поэтому и «Ностальгический пейзаж». Не только как название конкретной картины, но и как главная нота всей экспозиции…

Персональная выставка – это не только возможность увидеть работы художника, составив мнение о его творчестве. Это ещё и шанс, заглянув во внутренний мир другого человека, лучше понять себя, проверив, насколько выплеснутые на полотна мысли и чувства созвучны твоим.

Работы Евгения Ревякова очень разные. Яркие иллюстрации, чёрно-белые карикатуры, прозрачная и многослойная графика на грунте, больше напоминающая фрески… Но все их объединяет сочетание кажущейся наивности, за которой – глубокий философский смысл и неизменная самоирония автора.
В них нет фотографической точности. Предметы и образы не прописаны детально. Это как многоточие в конце фразы, за которым – целая история, вытекающая из нескольких начальных слов. Причём история у каждого своя, личная, и не обязательно совпадающая с авторской.

Вот по дороге бредёт усталый путник. А за его спиной – перекрёсток, напоминающий тень креста как символа судьбы и жизненной ноши, которая, возможно, и давит на его плечи…

А вот за окном пролетает вечерний ангел с зажжённой свечой. И он – в перекрестье рамы как в прицеле чьего-то неверия. Крылатый гость, перечёркнутый крестом нежелания впустить его внутрь, открыв форточку-душу…

Работы Евгения Ревякова – многослойны и по фактуре, и по смыслу. И здесь опять аналогия со старыми фресками. С теми, где время уже внесло свои коррективы в первоначальный замысел художника, и поэтому, чтобы увидеть картину в целом, необходимо очень внимательно приглядываться к отдельным деталям. И всё равно останется привкус недосказанности, как будто каждый вновь открытый штрих, приоткрывая одну загадку, тут же отсылает к другой.

– Работы Евгения Петровича потрясающе пластичны, со сложной фактурой и нелинейным сюжетом, – отмечают критики и искусствоведы. – Они такие же, как сам автор: яркие, воздушные, лёгкие, в чём-то наивные, но в то же время полные символизма, гармонии и серьёзной, философской осмысленности. Созерцание их – как молчаливый диалог с художником: его идея, замысел, сюжет открываются каждый раз всё новыми гранями, затягивая в себя и рождая в голове водоворот эмоций, чувств и впечатлений. Неподготовленному зрителю эти картины могут показаться незавершёнными. Но это не так – в них продумана каждая деталь, каждый тон, каждая чёрточка, казалось бы, случайно сюда попавшая.

Кстати, о некоторых таких чёрточках в работах Евгения Ревякова рассказала супруга художника – куратор выставки Маргарита Волкова. Дело в том, что Евгений Петрович, пытаясь достичь совершенства, очень часто сдирает уже написанное и начинает картину сначала. И иногда следы предыдущих попыток мистическим образом прочитываются в окончательном варианте. Например, в работе, где Бог творит Адама, просвечивает абсолютно чистый холст, с которого смыты все краски, – первооснова, из которой Создатель и пытается вылепить первого человека.

Или ещё один «секретный материал». В картине, где по сюжету наряжается новогодняя ёлка, фоном просвечивается сказочная птица – вернее, некий намёк на неё, оставшийся от предыдущего замысла…

– Хочу, чтобы вы обратили внимание на некоторых персонажей, которые помогут лучше понять его живопись, – замечает Маргарита Волкова. – Евгений Петрович родился за пять лет до войны, и всё его счастливое детство уместилось в эти годы. И когда семья жила в эвакуации, естественно, никаких игрушек у ребёнка не было. Кроме деревянного меча, который он сам сделал из какого-то куска фанеры. Сделал, чтобы защитить маму и новорождённую сестру, потому что он остался в семье единственным мужчиной. И этот мальчик с мечом есть на многих работах. Как желание защитить мир от существующего зла…

От первого лица


Евгений РЕВЯКОВ, художник:

– Я родился в позапрошлом веке. Может быть, в одно время с Антоном Павловичем Чеховым. Во всяком случае, мне так кажется.
Чехов назван не случайно: он для меня эталон в искусстве и жизни, предостерегающий от крикливости, сюсюканья или дешёвого жеманства.
Жил я довольно нелепо. В разладе со временем и собственной персоной. Школу не любил – окончил пединститут. Пытался петь басом – оказался тенором. Рисовал с пелёнок – художественное образование получил лишь в 31 год. Иллюстрировал книжки, которые не издавались, а если издавались, то безобразно. Когда сверстники уже мучились с внуками, родил сына и стал писать картины.
Темы моих работ приходят из детства. То ли реального, то ли придуманного. Оно волнует и печалит меня. И в то же время я понимаю: живопись самоценна, а сюжет – лишь повод для неё. И кто знает, что из чего родится.

Маргарита ВОЛКОВА, куратор выставки:

– Не всегда место рождения человека обозначает его принадлежность к этому городу. Но есть люди, в которых этот город не просто живёт, но составляет основную часть его сознания. И это не какие-то конкретные куски и пейзажи, а лишь образ, живущий в человеке.
В этом смысле картина Евгения Ревякова «Ностальгический пейзаж», давшая название выставке, очень знаковая. Она, как и многие другие его картины, состоит из частей воспоминаний о Смоленске – опять же не буквальных, а образных.
Впрочем, если мы вспоминаем о каком-то месте, у нас же в голове не возникает фотографическая картинка, а только некий образ. И Евгений Ревяков дошёл до такого уровня в своём мастерстве, что материализует образы.

Нина АГЕЕВА, заслуженный художник России:

– Для меня было большой неожиданностью, что Евгений Ревяков привезёт сюда свою выставку. И мне особенно приятно в таком большом количестве увидеть его теперешние работы – от графики до живописи.
Эта выставка – вся на воздухе и эмоциях. Я не говорю о книжной графике – это прекрасные вещи, но они требуют точного графического решения. А то, вокруг чего мы стоим, – это какие-то облака, соображения по поводу настроения.
У Ревякова всё призрачно, иллюзорно. Любой предмет – только некоторый повод для переживаний и эмоций. И что удивительно – он нашёл какую-то свою форму живописи. Казалось бы, графический подход, но он решает его в живописных полотнах. И это замечательно.

Справка «СГ»


Евгений Ревяков родился в 1935 году в Смоленске.
Окончил историко-филологический факультет Смоленского пединститута и художественный факультет Московского полиграфического института.
Его работы хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее современного русского искусства (США), Международном музее юмора (Италия), Министерстве культуры РФ, Смоленской художественной галерее.
Евгений Ревяков живёт и работает в Москве.

Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ
Гран-при фестиваля Смоленский ковчег уехал в Москву
Жители Смоленска представят свой взгляд на объекты культурного наследия

Другие новости по теме