Культура

Музыкальный свет Вселенной

17 марта 2010 года в 13:31
В зале областной филармонии с большим успехом прошёл юбилейный концерт дипломанта Международного фестиваля джазовой и рок-музыки, Всероссийского смотра пианистов, доцента Смоленского государственного института искусств Елены Охотниковой.

Программу quot;Звучанье музыки - Вселенной светquot; исполнили Смоленский камерный оркестр под управлением Евгения Основича и дипломант музыкального фестиваля джазовой и рок-музыки quot;Смоленский проектquot;, джаз-квартет The Delicate Sound of Thunder (руководитель - Е.А. Охотникова). Солисты - лауреат международных конкурсов, скрипач Алексей Охотников (Минск) и Елена Охотникова (фортепиано, клавишные синтезаторы). Вела концерт мастер художественного слова Полина Чуйко.
Фактор новизны притягателен для любого человека, тем более, молодого. Представителей quot;племени младого незнакомогоquot; на юбилейном вечере Елены Анатольевны Охотниковой было явное большинство. Это радует. И именно своей новизной впечатлила слушателей программа, открывшаяся смоленской премьерой Концерта №1 для фортепиано с оркестром quot;Рождение христианстваquot; белорусского композитора Анны Козловой. Её творчество, которое больше известно в странах Европы, чем в России, сочетает классическое и джазовое направления музыкального искусства. Образы сочинения, созданного на стыке XX и XXI столетий, воспроизводят панораму событий перехода от многобожия к христианству. Музыка имеет ясную программу, каждая часть концерта озаглавлена: quot;Греция. Многобожиеquot;, quot;Назарет. Благовещение Пресвятой Богородицыquot;, quot;Иерусалим. Голгофаquot;. Появившаяся в первой части лирическая, напевная тема любви, на мой взгляд, лучшая в концерте, становится олицетворением победы добра и света и в заключительной третьей части звучит как откровение. Оркестровка концерта для камерного состава была выполнена Е.А. Охотниковой.
Смоленский камерный оркестр раскрыл новые грани своих творческих возможностей, сплетая разнохарактерные темы в единое музыкальное полотно. Особенно убедительно прозвучали эпизоды quot;Элладаquot; в танцевальном ритме сиртаки, quot;Вифлеемquot; - предсказание о рождении Спасителя и мажорная, полная светлой радости quot;Пасхаquot;. Глубокое впечатление оставила выразительность сольной партии фортепиано, исполненной Еленой Охотниковой.
Легко идти по накатанной дороге, исполняя репертуар, проверенный временем и любовью слушателей. Нужны смелость и свежесть музыкального мышления, мастерство и глубина трактовки, чтобы воплотить в жизнь идеи современных композиторов и познакомить аудиторию с неизвестными ранее произведениями. Эти качества и продемонстрировали солисты Алексей Охотников и Елена Охотникова, музыканты и дирижёр камерного оркестра Евгений Основич, исполняя Концерт №1 для скрипки, фортепиано с оркестром композитора Бориса Печерского (Россия). Виртуозная игра Алексея Охотникова тонко подчеркнула иронический подтекст ряда музыкальных эпизодов концерта.
Завершило программу совместное музицирование камерного оркестра и джаз-квартета The Delicate Sound of Thunder в составе Елены Охотниковой (руководитель, фортепиано, клавишные синтезаторы), Евгения Семёнова (акустическая гитара, электрогитара), Нелли Меркуловой (бас-гитара), Алексея Ивчикова (ударная установка, перкуссия).
Справедливости ради следует заметить, что эта часть концерта показала: идеальная акустика зала филармонии не требует усиления, а если оно есть, то должно быть отменного качества.
Всем пяти джазовым quot;фьюжнquot; композициям предшествовали поэтические эпиграфы, великолепно прочтённые мастером художественного слова Полиной Чуйко. Тепло приняла публика исполнение стихотворения испанского поэта Ф.Г. Лорки, который сам, как известно, играл на гитаре сочинения в стиле фламенко и посвятил любимому инструменту немало своих стихов.
Органично вписалась в пьесу композитора S. Morse quot;Убежавший поездquot; (Runaway Train) острая, динамичная партия скрипки в исполнении Алексея Охотникова. Его участие в концерте стало настоящим подарком для смолян. Молодой талантливый скрипач успешно гастролировал во многих странах Европы, участвовал в международных проектах с великой оперной дивой Монсерат Кабалье, выдающимся дирижёром Марком Горенштейном и собирается на гастроли в США с Молодёжным симфоническим оркестром стран СНГ под управлением маэстро Спивакова.
Овации и цветы смолян стали закономерным завершением концерта, приуроченного к 50-летию Елены Охотниковой и - удивительное дело – обошедшегося без обязательного в таких случаях официоза. Елена Анатольевна сердечно поблагодарила всех участников концерта и его организаторов: ректора Смоленского государственного института искусств Елену Горбылёву, проректора по творческой работе СГИИ Татьяну Латышеву, директора филармонии Валентину Елисеенкову и художественного руководителя филармонии Вячеслава Кухалева.
После концерта виновница торжества ответила на вопросы quot;СГquot;.
- Как вы quot;вышлиquot; на Концерт №1 для фортепиано с оркестром Анны Козловой?
- Наверное, это был перст судьбы. Получилось так, что в то время, когда мой сын Алексей учился в республиканском колледже для одарённых детей в Минске, после окончания которого он сразу же поступил в Белорусскую государственную академию музыки, концерт был опубликован. Из издательства принесли ноты и попросили поиграть. Я заинтересовалась этим произведением и просто влюбилась в него! Обычно Анна Козлова играет его в странах Европы, я же решилась сама исполнить его в Смоленске.
- Несколько слов о вашем пути в музыку…
- Я закончила Смоленское музыкальное училище, потом получила диплом с отличием в Астраханской консерватории и уехала в Свердловск. Там под влиянием мужа, академического музыканта (мы вместе учились в консерватории), увлеклась роком и джазом. В Свердловске мы организовали молодёжные джаз- и рок-группы. Вернувшись в Смоленск в 1993 году, стала работать на кафедрах quot;Музыкальное искусство эстрадыquot; и quot;Фортепианоquot; СГИИ, тогда ещё в высшем училище-колледже. Институтом он стал в 1996 году. Я рада, что могу активно и глубоко заниматься такой увлекательной темой, как музыкальная импровизация. Ей был посвящён первый проект, прошедший два года назад на сцене филармонии. А сейчас меня занимают более философские, духовные проблемы, отражённые в музыке. Это и составляет суть нынешнего проекта, к реализации которого я шла четыре года.
- А теперь расскажите о творческих достижениях вашего сына, которым вы по праву можете гордиться.
- Радует, что Алексей встал на ноги, имеет звание магистра, играет в симфоническом оркестре Национального театра оперы и балета в Минске и является концертирующим музыкантом. По контракту с прибалтийским ансамблем quot;Камератаquot; (Клайпеда) объездил много стран. А начинал он в детской музыкальной школе №1 Смоленска, занимался у замечательного педагога Вячеслава Оливерговича Кухалева, которому он благодарен за скрипичную науку.
Даже короткий разговор с Алексеем Охотниковым убеждает в том, что это творческий человек, переполненный желанием совершенствоваться в профессии и реализовать собственные интереснейшие музыкальные проекты.
Остаётся только поздравить Елену Охотникову с юбилеем и пожелать ей и её сыну дальнейших творческих успехов.

Серебряный рыцарь романса в Смоленске
Поэтические медитации Владимира Макаренкова

Другие новости по теме