Премьера в Камерном: одна жизнь в трёх лицах
В прошлую субботу в Смоленском камерном театре прошла премьера моноспектакля "Оскар и Розовая Дама". В его основу положена книга Эрика-Эммануэля Шмитта "Письма к Богу".Действие спектакля происходит в больнице для безнадёжно больных детей, а главные действующие лица – Оскар, десятилетний мальчик, больной лейкемией, и Розовая Дама, одна из сестёр милосердия, одетая в розовую одежду и ухаживающая за детьми. К ней очень привязался мальчик. Розовая Дама, или, как её называет Оскар, Розовая Мама, предлагает мальчику игру – каждый день он как бы проживает 10 лет жизни и просит у Бога исполнения каких-то желаний, не опускаясь, конечно же, до выпрашивания мешка с конфетами. Мальчик перенёс неудачную операцию и знает, что скоро умрёт. Жить ему осталось всего 12 дней. Действие спектакля начинается 19 декабря, поэтому особого трагизма добавляет то, что Оскар умрёт ровно под Новый год. И за эти дни, оставшиеся до смерти Оскара, проходит вся жизнь, в которой он, как любой человек, успевает прожить детство и юность, влюбиться, жениться и вместе со своей супругой, больной девочкой Пегги Блю, пережить радости и горести семейной жизни.
У Оскара есть друзья – такие же несчастные, неизлечимо больные дети, как и он сам. Для них придуманы очень невесёлые прозвища, отражающие недуги, их одолевающие, – "Копчёное Сало" лежит и мучается с безнадёжными ожогами, "Попкорн" страдает от сердечного порока, приведшего к неимоверной толщине, "Эйнштейн" страдает макроцефалией и водянкой мозга.
Спектакль – это постоянные обращения мальчика к Богу, в которых он, начиная со слов "Дорогой Бог!", с юмором и детской непосредственностью рассказывает о забавных и грустных происшествиях, случившихся с ним и другими в больнице. За этим нехитрым рассказом кроется высокая философия бытия, смерти, страдания, к которой невозможно остаться равнодушным.
Умирающего мальчика играет актриса Валентина Родницкая. Она же играет Розовую Даму и Господа Бога.
Все 12 писем к Богу – 12 эпизодов предсмертного бытия мальчика – абсолютно разные. Поначалу они длинные и подробные, полные юмора и мальчишеского хулиганства. Но постепенно они становятся всё более короткими, строгими и драматичными. Голос актрисы становится всё глуше, походка – всё более неуверенной, детский задор в "старости" героя сменяется мудрой усталостью, смирением. В конце мальчик умирает, "прожив" целых 120 лет.
Надо отметить замечательную игру Валентины Родницкой, которая мастерски переходит от одного состояния души ребёнка к другому, заставляя зрителей постепенно полностью окунуться в его короткую, но в то же время такую длинную жизнь.
Спектакль поставлен режиссёром Романом Родницким и, как уже говорилось, идёт в Смоленске впервые.