Судьба смоленского портрета Михаила Глинки
В 1912 году потомки старшей сестры М.И. Глинки Марии Ивановны Стунеевой передали в дар прогимназии портрет М.И. Глинки, исполненный по их заказу в Петербурге художником Д.Ф. Богословским.Потомки Марии Ивановны и ее мужа Дмитрия Ивановича Стунеева как эстафету приняли от них память о М.И. Глинке, хранили о нем документальные и вещественные материалы, берегли письма Евгении Андреевны, матери Глинки, теперь опубликованные. Некоторые из Стунеевых и в начале XX века, и после революции жили на своей родине - в Ельне, Починке, Смоленске, пропагандировали творчество своего великого предка, создавали музейные экспозиции, посвященные композитору.
Сейчас «Портрет М.И. Глинки» - собственность Смоленского музея-заповедника. Это произведение высокого художественного исполнения, интересной и сложной судьбы и, несомненно, заслуживает внимания. Краткие («этикеточные») сведения о портрете известны, они зафиксированы в книгах учета музея (Богословский. Портрет М.И. Глинки. В овале. Внизу справа инициалы Д.Б. Холст, масло. 77*63. Из Ельнинского музея). Нас интересовали сведения о художнике, история создания портрета, история его бытования за 100-летний период со времени исполнения.
В справочниках и каталогах по изобразительному искусству Д.Ф. Богословский как художник-живописец не значится. Отправным источником в поиске сведений об авторе явилась небольшая справка о нём в биобиблиографическом словаре «Художники народов СССР», в котором представлены художники разных специализаций. Были выявлены и другие источники, литературные и архивные. И везде
Д.Ф. Богословский назван художником-реставратором.
Д.Ф. Богословский - один из зачинателей реставрационного дела в России в начале XX столетия. Особенно плодотворный период деятельности Богословского-реставратора - московский. Он сделал ряд научных открытий при реставрации произведений русского искусства Третьяковской галереи (уточнение датировок произведений, установление авторства, изменение авторства работ...).
Специализацией Д.Ф. Богословского как реставратора была академическая живопись, живопись XVIII-XIX веков. Вот почему Стунеевы заказали портрет М.И. Глинки Богословскому в то время, когда в Петербурге было буквально созвездие талантливых живописцев. Но это были художники новой формации, новых творческих исканий.
Стунеевы заказывали портрет для актового зала учебного заведения, носящего имя великого Глинки. Они хотели иметь портрет официально-парадный, с приближенным к натуре изображением композитора. Поэтому за основу живописного изображения была взята фотография Глинки. Но нужен был исполнитель, который смог бы воплотить этот замысел в живописной форме XIX века, времени Глинки. И Богословский, получивший академическое образование по живописи, владевший техникой и технологией старой живописи как реставратор, был идеальной кандидатурой для исполнения этого заказа.
Можно предположить, что Стунеевым рекомендовал Богословского
И.Е. Репин, неоднократно обращавшийся в своем творчестве к любимому им образу М.И. Глинки, о чём, конечно же, потомки композитора знали. Но Репин работал над образом Глинки в 1870-80-х годах. К XX веку Репин отходит от светотеневой живописи, которая требовалась для исполнения такого портрета.
Известно, что прижизненная изобразительная иконография М.И. Глинки обширна и разнообразна. К счастью, сохранились и фотографии композитора. Всё это бесценный материал для тех, кто обращается к жизни, творчеству Глинки, к воссозданию его образа.
Для работы над портретом М.И. Глинки художник Богословский взял известную фотографию С.Л. Левицкого 1856 года. Художник использовал её лишь как натуру, существенно изменяя, перерабатывая изображение как в целом, так и в деталях. На основе документально-точного воспроизведения внешности М.И. Глинки на фотографии Богословский создает творческий живописный портрет композитора, создает его художественный образ.
Автор портрета существенно изменяет композицию фотографии. Так, он переносит выше нижнюю линию обреза фигуры, делая изображение поясным. Убирает светлое пятно, просвет возле левой руки изображенного, уменьшает видимую часть кисти правой руки. Одежду едва намечает, оставляет лишь звучать в полную силу белоснежный воротничок и черный галстук. На фотографии Левицкого голова Глинки повернута слегка вправо, взгляд - немного вверх, как бы вдаль. Богословский на портрете, сохраняя легкий поворот головы вправо, взгляд композитора направляет «к нам, к зрителям».
Исполнение портрета личности такого масштаба, как М.И. Глинка, - сложная и ответственная задача для художника. Изображение, естественно, должно быть узнаваемое (отсюда - обращение художника к документальному материалу, в данном случае - к фотографии). Для показа значительности изображаемого Богословский обратился к довольно распространенному в русском искусстве середины XIX века живописному приёму - rembrandtisch (по-рембрандтовски). Этот приём позволяет сделать основной акцент на лице изображаемого. Из темного фона портрета светом выделено лицо Глинки, являющееся композиционным и колористическим центром. Оно и приковывает к себе внимание, лицо умного, интеллигентного и талантливого человека.
В 2012 году исполнится 100 лет со времени создания художником
Д.Ф. Богословским портрета М.И. Глинки - живописного памятника великому композитору России.
Какова же история бытования этого произведения со времени его создания? Судьба портрета сложная, порой драматическая. Впрочем, как и судьбы многих других произведений и коллекций Смоленского музея. Революция 1917 года, Гражданская и Великая Отечественная войны сказались не только на судьбах людей...
Портрет М.И. Глинки, подаренный потомками композитора Ельнинской прогимназии, находился там недолго. В 1917 году гимназия была закрыта. Портрет был передан в местный музей. Руководитель музея В.А. Меландер, заведующий секцией М.И. Погодин и консультанты (внучатые племянники композитора Н.Д. Бер и В.Н. Глинка) создали в Ельнинском музее первую на Смоленщине экспозицию, посвященную М.И. Глинке.
В 1928 году портрет передается в Смоленский историко-культурный музей, где был основан отдел композитора М.И. Глинки. В 1935 году в историко-революционном музее, по информации газеты «Рабочий путь», мемориальные предметы композитора представляли «бытовое окружение Глинки-композитора и Глинки-помещика».
После неоднократных обращений племянника композитора А.Н. Измайлова в смоленские и московские организации принимается решение о создании в Смоленске музея М.И. Глинки. В начале 1936 года все мемориальные коллекции (и портрет М.И. Глинки) передаются в художественный музей, где в зале на третьем этаже открывается «Музей-комната композитора М.И. Глинки».
Где находился портрет М.И. Глинки во время Великой Отечественной, пока неизвестно. В июле 1941 года значительная часть музейных коллекций из горящего Смоленска была эвакуирована в Новосибирск. В 1943 году представители штаба Розенберга срочно вывезли оставшиеся музейные коллекции из оккупированного Смоленска. Похищенные экспонаты Смоленских музеев были обнаружены нашими войсками в освобождённой Польше и доставлены в Смоленск. Может быть, среди спасённых произведений как безымянный оказался и портрет М.И. Глинки?
Так или иначе портрет уцелел, был спасен. После войны, в 1946 году, его включили в экспозицию исторического отдела.
В 1960 году Смоленскому краеведческому музею было передано здание на улице Ленина (дом №8), где появилась возможность создать отдельный мемориальный зал М.И. Глинки. Портрет композитора занял в нём центральное место.
С открытием в 1982 году в Новоспасском музея-усадьбы композитора портрет М.И. Глинки работы художника Д.Ф. Богословского представлен теперь там. Он экспонируется в самом большом зале, где звучит музыка композитора, и создаёт эффект присутствия её автора.
Людмила КОЗИКОВА, научный сотрудник Смоленской художественной галереи, член Союза художников России