«Служебный роман» Светланы Немоляевой
Народная артистка России – о счастье в жизни и в творчествеРоль Ольги Рыжовой в «Служебном романе» – один из наиболее запоминающихся кинообразов актрисы Светланы Немоляевой. Правда, в картине внезапно вспыхнувшие студенческие чувства к коллеге особого счастья женщине не приносят. У самой же Светланы Немоляевой «служебный роман» с актёром Александром Лазаревым длился более полувека…
Вместе по жизни
– Светлана Владимировна, крепкие браки в актёрской среде – достаточно большая редкость…
– По-моему, это ошибочное мнение. Я могу назвать десятки счастливых актёрских союзов. Так что разговоры о непрочности семей в нашей среде – это просто миф, потому что мы на виду. И если что-то случается, то эта тема быстро подхватывается и активно обсуждается.
– И тем не менее вас с Александром Лазаревым воспринимали скорее как нечто единое, неделимое…
– Да, мы были партнёрами и в жизни, и на сцене. 51 год прожили вместе… Сашу очень веселила и он любил вспоминать историю, как одна знакомая, с которой они случайно встретились, спросила его: «Ты что, до сих пор на Светке женат?» А потом прокомментировала его утвердительный ответ: «Какой ты нелюбопытный!» А нам с ним действительно было всегда интересно вместе. Мы очень любили прийти после спектакля домой и вместе посидеть на кухне, поговорить.
– А в вашем союзе двух творческих людей кому приходилось решать бытовые вопросы?
– Домашнее хозяйство было на мне. И Саша часто любил демонстрировать некую бытовую беспомощность. Например, мог спросить, где его носки или рубашка, хотя прекрасно знал ответ. И я всегда шла к шкафу и доставала нужную ему вещь. Зато я совершенно не влезала в его мужские дела: машина, всякие счета, закрыть дом, выключить свет – это всё на нём было.
– Вы познакомились в театре?
– Да. И в этом есть какая-то доля случайности. Саша, кстати, всегда говорил, что именно случай определяет жизнь. Так оно и есть. Я записалась на показ в Театр Маяковского только благодаря случайному звонку. А Саша вообще не собирался оставаться в Москве – он сам ленинградский, там жили его мама с папой. И в Театр Маяковского он пришёл случайно – знакомая студентка попросила его подыграть ей. А в итоге и меня, и его зачислили в труппу, и мы стали работать вместе… Так что, наверное, вся моя жизнь – череда случайностей. Впрочем, как и у любого актёра или творческого человека вообще.
Театр звал и манил
– А чем вас изначально так привлекла профессия актрисы?
– Не знаю. Я мечтала об этом с детства. Сколько себя помню, всегда что-то представляла, играла, придумывала… Я даже в школе устроила драмкружок – по собственной инициативе, меня никто не просил. Мы с подружками выбрали пьесу и поставили её. Мне, кстати, пришлось играть мужскую роль, так как я попала как раз в то десятилетие, когда девочки и мальчики учились раздельно. Так что никакой дилеммы по поводу выбора будущей профессии у меня никогда не было: актриса и только актриса.
– И актриса именно театральная…
– Да. Я даже не знаю, почему так решила, учитывая, что вся моя семья была связана с кино. Мама с папой даже говорили, что я родилась на съёмочной площадке. Но у меня всегда в приоритете был театр. Потому что именно на сцене актёр может полностью раскрыть все грани своего мастерства. В кино – дубли, пересъёмки, что-то можно сгладить при помощи монтажа… Я всегда соглашаюсь сниматься только с условием, что это не будет мешать театру. В противном случае – сразу отказываюсь.
– Однако ваша киношная жизнь достаточно плодотворна. И для большинства зрителей на слуху именно ваши экранные образы. Та же Оля Рыжова из «Служебного романа» или жена Гуськова из «Гаража»…
– Наверное, потому что кино – более массовое искусство, чем театр. Да и театралов у нас гораздо меньше, чем любителей комедий Эльдара Рязанова.
– Я слышала, что именно его вы называете своим крёстным отцом в кино.
– Да. Потому что считаю, что именно Эльдар Александрович открыл для меня кино, без него у меня не было бы такой судьбы… Я ведь в первой своей взрослой картине сыграла ещё в студенческие годы. Это была роль Ольги в фильме-опере «Евгений Онегин». А потом мне долгое время не везло: приходила на пробы, а меня не утверждали. И так продолжалось до тех пор, пока я не встретила своего режиссёра – Эльдара Рязанова. Правда, в «Гусарскую балладу», куда я пробовалась на роль Шурочки Азаровой, он меня не взял. Зато потом уже приглашал во многие свои картины.
Нас выбирают…
– А что для вас самое тяжёлое в профессии?
– То, что актёр – это всегда выбор. Причём выбираешь не ты, а тебя. И это очень ранит. Особенно когда ты переполнен какими-то надеждами и желаниями, а тебе их – раз, и обрубают. Ведь в отличие от других творческих занятий актёрская профессия очень зависима. Художник может создавать свои картины самостоятельно, композитор может сочинять музыку «в стол». А актёру для реализации своего потенциала всегда нужен зритель. И он очень зависит – от пьесы, режиссёра, партнёра.
– Но вам-то с партнёрами, по-моему, везло…
– Да, мне очень везло с партнёрами и в театре, и в кино. Я играла на одной сцене и с Арменом Джигарханяном, и с Таней Дорониной, и с Наташей Гундаревой, и с Толей Ромашиным, и с моим незабвенным мужем Сашей Лазаревым. Это замечательные партнёры были. Каждый из них, конечно, в чём-то труден, но это больше выражалось в человеческом общении. А когда выходили на сцену, они настолько творческие, настолько необычные индивидуальности, что с ними просто интересно было работать. И в кино у меня тоже были потрясающие партнёры: Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Лия Ахеджакова… А Николай Гринько, с которым мы вместе снялись на «Ленфильме» в картине «Предлагаю руку и сердце», – это была его последняя роль… Так что если говорить обо мне, то я просто счастливый человек, которого судьба щедра одарила и режиссёрами, и партнёрами. Но, к сожалению, далеко не у всех творческая жизнь так удачно складывается. Поэтому, когда многие актёры не хотят, чтобы дети продолжали их династию, это нисколько не лицемерие.
– Вы тоже не хотели, чтобы ваш сын стал актёром?
– Не знаю. Мне кажется, я в какой-то момент просто поняла, что Шурке эта профессия уготована свыше. Он очень одарённый человек и замечательный артист. Наверное, больше нигде его талант так ярко не раскрылся бы. А ещё он потрясающий сын, и для нас с Сашей – это настоящий подарок судьбы.
– То есть в том, что Александр Лазарев-младший такой замечательный и талантливый, виновата исключительно судьба, а не родители?
– Ну, мы тоже, конечно, принимали участие. И какие-то основы – человеческие, нравственные – именно мы в него закладывали. Но, честно говоря, особенного воспитания не было. Мы просто очень любили сына. А когда человек растёт в любви, он просто расцветает всеми своими качествами.
Справка «СГ»
Светлана Немоляева родилась 18 апреля 1937 года в Москве, в семье кинематографистов. Её отец Владимир Викторович Немоляев был кинорежиссёром, одним из первых выпускников ВГИКа. В его комедиях дебютировал молодой Евгений Леонов. Мать Валентина Львовна Ладыгина работала звукооператором.
Детство Светланы прошло на Плющихе – одной из старинных московских улиц. В доме Немоляевых часто бывали Людмила Целиковская и Михаил Жаров, Всеволод Пудовкин и Михаил Румянцев – Карандаш со своими собачками.
В 1958 году Светлана Немоляева окончила Театральное училище имени М.С. Щепкина. Практически перед самым выпуском, на четвёртом курсе, актрису пригласили на роль Ольги в фильме-опере «Евгений Онегин». Режиссёр-постановщик Р. Тихомиров утвердил её без кинопроб, поскольку Светлана подходила не только внешне, по типажу, но и, как её героиня, сама жила радостным ощущением молодости, ожидания любви и счастья.
Из-за съёмок актриса пропустила время показа выпускников в московских театрах и была распределена во Фрунзе. Однако работать на краю земли в периферийном театре она не хотела, поэтому стала пытаться устроиться в столице. Месяц проработала у А. Гончарова в драматическом театре на Спартаковской – играла небольшую роль официантки в спектакле по пьесе К. Финна «Беспокойное наследство». А весной 1959 года была зачислена в труппу Театра имени Владимира Маяковского.
Свою первую роль в кино Светлана сыграла ещё ребёнком. Это был эпизод в фильме «Близнецы» в 1945 году. Сегодня в фильмографии актрисы – более восьмидесяти картин. Среди них «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Тайна «Чёрных дроздов», «Артистка» и многие другие.
Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ