Культура

Наша профессия не даёт стареть!

12 августа 2014 года в 11:18
С актёром Владимиром Полушиным


Этим летом сразу два юбилея отметила замечательная смоленская актриса Валентина ЛЕБЕДЕВА – личный и творческий.
Первого юбилея касаться мы не будем, а про второй скажем прямо: 30 лет в профессии и в одном театре – Смоленском областном театре кукол имени Д.Н. Светильникова. Не так уж много смоленских актёров могут похвастать такой верностью одному храму Мельпомены. Кроме того, Валентина Лебедева хорошо известна нашим телезрителям: вот уже много лет она является бессменной ведущей детской передачи «Волшебный маячок» на канале «Феникс-ТНТ».
Пользуясь календарным поводом, мы расспросили юбиляра, насколько это благодарная профессия в провинциальном городе – актёр театра кукол…

– Валентина Николаевна, почему вы выбрали такой необычный и условный мир кукол?
– Всё началось с того, что после окончания Смоленского культпросветучилища меня направили работать по распределению в Смоленский областной театр кукол. До того времени я даже не представляла, что это за профессия – актёр театра кукол. Хотя в детстве я смотрела спектакли театра кукол, но как-то не задумывалась над этим поприщем. Но актрисой мне хотелось стать всегда! Мама была против (улыбается), но это намерение меня не покидало. Итак, я пришла в Смоленский областной театр кукол. Меня сразу отправили в спектакль «Великий Коко», который ставила преподаватель ЛГИТМиКа Валентина Михайлова. Я окунулась в эту работу – и вот затянуло, я осталась на 30 лет…
Можно сказать, что я совершенно случайно попала в театр кукол. Но, наверное, это было предопределено свыше…

– В чём прелесть, в чём радость вашей работы?
– Наверное, эта профессия помогает оставаться молодой душой. Затянуло меня, затянуло!.. Я сама порой задумываюсь, как так случилось – ведь у нас не было никаких условий, абсолютно! У театра не было своего здания, мы вели постоянную жизнь на колёсах… Но мне как-то сразу понравилась эта работа, и у меня за 30 лет ни разу не возникла мысль уйти, оставить, бросить…

– А не тяжело это психологически, тем более женщине: всю жизнь находиться за ширмой, скрывать себя и выступать на вторых ролях – позади куклы?
– Мы не всегда работаем за ширмой, много спектаклей, где выступаем и в живом плане… Актёр театра кукол – это далеко не вот это (показывает приём работы с простейшей куклой, надеваемой на три пальца). У меня много спектаклей, где я общаюсь с залом напрямую, – «Муха-цокотуха», «Глупый птенчик»…

– Наверное, очень непросто работать на детскую аудиторию…
– Да. Дети – они всегда очень тонко чувствуют фальшь. Очень сложно работать на детский зал, потому что когда что-то не получается, не чувствуешь отдачи – по-актёрски тяжело. А если спектакль получился, если юные зрители принимают его хорошо, то и самому как-то легко и светло на душе становится: работаешь не зря!
Наша профессия не даёт стареть!


– Как вы настраиваетесь? На мой взгляд, это сложно – дарить праздник каждый день…
– Когда ходишь на работу с удовольствием, когда то, чем ты занимаешься, – не в тягость, а в удовольствие, то настроиться особой проблемы нет. Приходишь, смотришь в зал, чувствуешь атмосферу, чувствуешь детей – и начинаешь работать с ними!
– Дети приходят с родителями – как много по ходу спектакля вы работаете на взрослую аудиторию?
– Знаете, всегда стараешься работать для детей, поскольку у нас детский театр. Но взрослые смотрят спектакль с ещё большим удовольствием, большим вниманием, нежели дети! Они с таким интересом наблюдают за происходящим, что поневоле начинаешь общаться и со взрослыми!..

– Много лет вы существовали в дороге: выступали на гостевых площадках, ездили по детским садам, школам… Как складывается ваша гастрольная жизнь с открытием обновлённого здания?
– С детскими садами мы работаем в прежнем режиме. Со школами взаимодействуем мало – они нас почти не приглашают. А детские сады с удовольствием смотрят наши спектакли, знают в лицо всех актёров – и воспитатели, и заведующие, и маленькие зрители…
– То есть у них остаётся шанс увидеть кукольное чудо у себя, на месте?
– Да, но надо понимать, что показ на выезде снижает качество спектакля. Ребёнок должен видеть спектакль в театре! Тем более когда у нас появился такой театр – со своей атмосферой. Всё ярко, красиво, празднично. Конечно, родители должны вести детей в театр!.. У нас сейчас другое ощущение профессии! Ведь мы были единственными в Центральном федеральном округе, которые на протяжении стольких лет не имели своего здания!..
Нужно сказать огромное спасибо Юрию Никаноровичу Бабину, прежнему директору нашего театра, – за то, что нас включили в программу подготовки к празднованию 1150-летия Смоленска, и в рамках этой программы был построен наш прекрасный театр кукол!
Но без гастрольной жизни театр – не театр. Когда постоянно варишься в своём собственном котле, то – затухаешь. Надо ещё откуда-то черпать эмоции!

Наша профессия не даёт стареть!


– По вашим ощущениям, насколько в провинции востребована профессия актёра?
– Думаю, что в провинции она просто необходима!.. В глубинке или не в глубинке – везде дети. И дети должны с малых лет воспитываться театром! Они должны смотреть спектакли театра кукол; мне кажется, это намного лучше и полезнее, нежели ребёнок будет проводить время, сидя у компьютера или телевизора. Мне кажется, мы просто необходимы нашему городу!.. Город узнал нас и с удовольствием смотрит наши спектакли. Надеюсь, и любит их!
Да, у нас не самая большая зарплата, но в театре всегда работают не за деньги. Наверное, в этой профессии остаются только те, кто по-настоящему привязывается к делу, по-настоящему любит свою работу. Иначе не останешься! За мою долгую работу через театр прошло столько людей – актёров и актрис!.. Да, не устраивала маленькая зарплата, не устраивал разъездной характер работы, не было своего здания… Уходили в поисках лучшего театра, а случалось так, что и вовсе уходили из профессии.

– Насколько изменилась ваша жизнь с появлением программы «Волшебный маячок»?
– Наверное, только тем, что стали узнавать на улицах.
– В магазинах очередь не уступают?
– (Смеётся) Нет! Но очень часто подходят самые разные люди, даже бабушки, спрашивают: «Извините, это вы ведёте передачу «Волшебный маячок»? Ой, спасибо вам!..» Аудитория самая широкая – у нас даже студенты вузов участвуют в конкурсах!.. Вот была такая ситуация – мы проводили телефонный конкурс «Самая короткая улица нашего города». Дети звонят-звонят, но никто не даёт правильного ответа. Вдруг звонок, и голос такой хрупкий: «Я знаю ответ. Самая короткая улица у нас – это Верхне-Сенная!» Мы так обрадовались! «Молодец, девочка, какая ты умница! В каком классе ты учишься?» – «Я не учусь в школе». – «А где же ты, в детском саду?» – «Нет. Я учусь в институте, я уже студентка». Так что студенты тоже смотрят нашу передачу...

– Как вам помнится работа с режиссёром Галиной Алексеевной Карбовничей?
– С Галиной Алексеевной было работать здорово, это уникальный режиссёр! Я считаю, что она была одним из самых талантливых режиссёров в кукольном искусстве. Очень жаль, что она так рано ушла… Так, как она работала с актёрами, пожалуй, не работал никто! Настолько тонко, настолько филигранно, настолько уважительно! И она могла вытащить из актёра то, что сам он, казалось бы, в себе не подозревал. Мне довелось работать с Галиной Алексеевной в нескольких спектаклях, и всегда это было огромное счастье и удовольствие! Она давала большую школу актёрского мастерства.
– Есть ли надежда, что вернутся на сцену её взрослые спектакли?
– Поначалу такие разговоры велись, но… Очень тяжело возвращать спектакль без режиссёра! Стержнем этих постановок была она. Если даже так случится, что вернётся «Клоп», то я думаю, что прежнего спектакля, той атмосферы уже не будет. Потому что нет режиссёра. Очень жаль!.. А «Мнимый больной» Мольера восстановится вряд ли, потому что в театре уже нет многих актёров из этого спектакля.

– Три десятилетия – это большой творческий стаж, это множество ролей. Какие самые любимые?
– В своё время мне очень нравилось работать с Борисом Ивановичем Азаровым, главным режиссёром Симферопольского театра кукол. Он дружил с нашим театром, с нашим бывшим директором Галиной Герардовной Радговской и часто приезжал к нам на постановки. Одним из первых его спектаклей был «Ищи ветра в поле», где я играла Скомороха. Мне очень нравилась эта заводная роль, нравилось работать с этим режиссёром! И спектакль сам по себе был очень интересный, там было много удачных ролей у других актёров, все работали с удовольствием! Борис Иванович – яркий режиссёр и очень интересный человек. Сейчас мы восстанавливаем его постановку 1997 года «Бука». Там непосредственно идёт игра с залом, с детьми – такой «пинг-понг» на протяжении 45 минут. И, конечно, среди самых любимых – спектакли Галины Алексеевны Карбовничей. Например, «Глупый птенчик» – это спектакль по её пьесе, где мы работаем вдвоём с Владимиром Ивановичем Полушиным. «Птенчику» уже десять лет. А из последних любимый – «Муха-Цокотуха», который мы сделали с Павлом Валентиновичем Акининым, главным режиссёром Брянского театра. Сделали буквально за неделю, работали в поту и мыле – и он, и мы с Владимиром Арбузовым. Там много юмора, танцев, музыки… Стихотворение Чуковского читается вслух две или три минуты, а спектакль идёт 40 минут. Здесь всё закручено на фантазии…
– Не могу не восхититься тем, что спектакли вашего театра бьют рекорды долголетия…
– Да, у нас всё время подрастают новые зрители, и некоторые спектакли идут по 25–30 лет! «Поросёнок Чок» у нас в репертуаре уже три десятилетия – прежние дети вырастают и уже приводят к нам своих детей… В этом плане – да, мы счастливые люди! Работая с детьми, заряжаемся их энергией. Наша профессия не даёт стареть!
Наша профессия не даёт стареть!


Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ
В Смоленске пройдёт фестиваль с привкусом WASABI
«Золотой Феникс» в Смоленске начнётся с Иосифа Кобзона

Другие новости по теме